Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

История философии. Кн. 1. Древний мир. Античность (200,00 руб.)

0   0
Первый авторГрядовой Д. И.
ИздательствоМ.: ЮНИТИ-ДАНА
Страниц464
ID351961
АннотацияДается содержательная характеристика основных этапов и тенденций развития философского знания. Излагаются наиболее значимые идеи основных философских школ и учений видных философов Древнего мира (Древняя Индия и Древний Китай) и Античности: ранняя, средняя и высокая классика, эллинистическо-римская философия, религиозная философия позднего эллинизма и ранние христианские ереси. Лучшему пониманию учебного материала способствуют схемы.
Кем рекомендованоУчебно-методическим центром «Профессиональный учебник в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
Кому рекомендованоДля студентов вузов социально-гуманитарного профиля, аспирантов, преподавателей и всех, проявляющих интерес к изучению философии.
ISBN978-5-238-01592-7
УДК1(091)(075.8)
ББК87.3(0)я73-1
Грядовой, Д.И. История философии. Кн. 1. Древний мир. Античность : учебник / Д.И. Грядовой .— Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .— 464 с. : ил. — (Cogito ergo sum) .— ISBN 978-5-238-01592-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/351961 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Излагаются наиболее значимые идеи основных философских школ и учений видных философов Древнего мира (Древняя Индия и Древний Китай) и Античности (ранняя, средняя и высокая классика, эллинистическо-римская философия, религиозная философия позднего эллинизма и ранние христианские ереси). <...> Именно философское знание в своем содержательном аспекте предстает как знание первых начал и причин бытия, предельных оснований, всеобщих свойств, связей и отношений действительности. <...> Философское знание предполагает высокий уровень теоретических обобщений и абстракций, синтез всевозможных знаний, определение наиболее общих закономерностей, законов и т.п. <...> Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме и опирается на достижение наук. <...> Философское мировоззрение — это система общих научнотеоретических представлений о мире и месте в нем человека. <...> Иллюстрацией этому может служить следующая схема: Философское мировоззрение Научное мировоззрение Мировоззрение Философское мировоззрение, имея статус научного мировоззрения, выступает в понятийной, категориальной форме. <...> Философское миропонимание лежит в основе научного осмысления окружающего мира и представляет собой интеллектуальный, умопостигаемый аспект мировоззрения. <...> Итак, философское мировоззрение имеет статус научного мировоззрения, статус философского миропонимания. <...> Все тут же «забыли», что еще совсем недавно философское знание и знание отдельных частных наук находились под покровительством совокупного знания, именуемого средневековой схоластикой. <...> Философский научный аппарат Это, прежде всего, система научных понятий предельной степени общности. <...> . Глава 3 Основные исторические виды и формы философского миропонимания 3.1. <...> Основные исторические виды и формы философского миропонимания 43 щий собой теоретическую модель существенных связей и закономерностей реальной действительности. <...> Сенсуализм (от лат. sensus — чувство <...>
История_философии._Древний_мир._Античность._Книга_1._Учебник._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._(Серия_Cogito_ergo_sum)..pdf
УДК 1(091)(075.8) ББК 87.3(0)ÿ73-1 Ã92 Р е ц е н з е н т û: кафедра социальной философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (çàâ. кафедрой ä-ð ôèëîñ. íàóê, ïðîô. Ê.Õ. Ìîìäæÿí) заслуженный деятель науки Российской Федерации, д-р филос. наук, проф. А.А. Миголатьев заслуженный работник высшей школы Российской Федерации ä-ð ôèëîñ. íàóê, ïðîô. Â.Í. Липский заслуженный работник высшей школы Российской Федерации êàíä. ôèëîñ. íàóê, ä-ð þðèä. íàóê, ïðîô. Â.Ï. Малахов Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Грядовой, Дмитрий Иосифович. Г92 История философии. Древний мир. Античность. Книга 1: учебник для студентов вузов / Д.И. Грядовой. — М.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 463 ñ. — (Ñåðèÿ «Cogito ergo sum»). ISBN 978-5-238-01592-7 Агентство CIP РГБ Дается содержательная характеристика основных этапов и тенденций развития философского знания. Излагаются наиболее значимые идеи основных философских школ и учений видных философов Древнего мира (Древняя Индия и Древний Китай) и Античности (ранняя, средняя и высокая классика, эллинистическо-римская философия, религиозная философия позднего эллинизма и ранние христианские ереси). Лучшему пониманию учебного материала способствуют схемы. Для студентов вузов социально-гуманитарного профиля, аспирантов, преподавателей вузов и всех, проявляющих интерес к изучению философии и истории. ББК 87.3(0)ÿ73-1 ISBN 978-5-238-01592-7 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2009 Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания. Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства. © Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2009
Стр.3
Оглавление От автора Часть I. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ Глава 1. Предмет, специфика и функции философии 1.1. Этимология термина «философия» 1.2. Философия как форма общественного сознания 1.3. Природа и предметная область философского знания Природа философского знания Предметная область философского знания 1.4. Специфика и основные разделы философского знания Особенности философского знания Основные разделы философского знания 1.5. Прикладные аспекты философского знания 1.6. Основные функции философии Глава 2. Философия и мировоззрение 2.1. Философия как мировоззрение 2.2. Отличительные черты философии и мировоззрения 2.3. Философское мировоззрение как картина мира 2.4. Философское мировоззрение как форма теоретического миропонимания 2.5. Философия как наука 2.6. Вопрос о научном статусе философского знания Три основных исторических этапа формирования научного знания 2.7. Философия в системе наук 2.8. Научный аппарат философского знания Система научных понятий Философский научный аппарат Глава 3. Основные исторические виды и формы философского миропонимания 3.4. Метафизика и диалектика о всеобщей связи и развитии 3.5. «Основной вопрос» философии Первая сторона основного вопроса философии Вторая сторона основного вопроса философии 3.6. Основные философские формы миропонимания 3.7. Общая характеристика материализма и идеализма 3.8. Основные исторические виды и формы материализма Три основных вида материализма Основные исторические формы материализма 3.9. Основные исторические виды и формы идеализма Основные виды идеализма Основные формы идеализма 3.10. Генезис идеалистического миропонимания 3 5 5 6 6 7 9 9 10 12 12 13 14 17 21 21 23 24 26 28 29 29 36 38 39 40 3.1. Философия как общая теория и методология миропонимания 42 3.2. Метафизика и основные ее формы 3.3. Диалектика и основные ее формы 42 46 48 52 54 54 58 60 62 63 63 65 68 68 69 71
Стр.460
460 Часть II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ПРЕДЫСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ФИЛОСОФИИ Раздел I. ДРЕВНЯЯ ФИЛОСОФИЯ В СТРАНАХ ЮЖНОЙ И ВОСТОЧНОЙ АЗИИ Глава 4. Философия Древней Индии 4.1. Периодизация древнеиндийской философии 4.2. Философия ведийского и эпического периодов Философия ведийского периода. Брахманизм Философия эпического периода 4.3. Неортодоксальные школы в индийской философии Джайнизм Буддизм Философия чарваков-локаятиков 4.4. Ортодоксальные школы в индийской философии Школа мимансы Школа веданты Школа санкхьи Школа йоги Школа ньяи Школа вайшешики Глава 5. Философия Древнего Китая 5.1. Становление философских школ Древнего Китая. Периоды Шан и Чжоу 5.2. Школа сторонников Инь и Ян (натурфилософы) Учение Цзоу Яня 5.3. Школа даосистов Наивный материализм Ян Чжу Мистицизм Чжуан-цзы 5.4. Школа служилых людей (конфуцианцев) Конфуций и его учение Учение Мэн-цзы Учение Сюнь-цзы 5.5. Школа моистов Учение Мо-цзы 5.6. Школа законников (легистов) Основные положения теории Шан Яна и его реформы Концепция Хань Фэя 5.7. Школа номиналистов (школа имен) Учение Гунсунь Луна 5.8. Философия в период династий Хань. Отход от конфуцианской идеологии Переориентация философских воззрений Учение Ван Чуна 5.9. Философия даосизма и даосская религия в III—VII ââ. 5.10. Буддизм и его критика 5.11. Неоконфуцианство Философия Хань Юя «Сунская философия» Субъективный идеализм Ван Ян-мина 75 76 80 80 80 82 82 85 86 86 89 92 95 95 98 100 103 105 107 111 111 114 115 117 120 121 123 124 128 131 133 133 138 139 142 143 143 146 146 148 149 151 152 153 154 157
Стр.461
Раздел II. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Глава 6. Периодизация и особенности древнегреческой философии 6.1. Предфилософия Эллады Предфилософская мифология Учения «семи мудрецов» 6.3. Основные идеи и проблемы античной философии Глава 7. Ранняя классика античной философии (VI—V ââ. до í.ý.) 7.1. Общая характеристика периода 7.2. Ионийская философия. Милетская школа и диалектическое учение Гераклита Милетская школа. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен Диалектика Гераклита Эфесского 7.3. Италийская философия Пифагорейская школа Элейская школа. Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс Зенон Элейский 7.4. Учение Эмпедокла «Корни всех вещей» 7.5. Афинская школа Учение Анаксагора 7.6. Атомистическая школа. Левкипп и Демокрит Бытие — множественно и подвижно Тезис о всеобщей причинности Учение о познании Глава 8. Средняя классика античной философии 8.1. Софистика и философия софистов 8.2. «Ñòàðøèå» софисты Протагор и метод противоречий Горгий и риторика Натурализм Гиппия и Антифонта Основы синонимии Продика 8.3. «Ìëàäøèå» софисты 8.4. Учение Сократа Антропологизм Сократа Этический рационализм Сократа Сократический, или диалектический, метод Учение о государстве 8.5. Сократические школы Киническая школа Киренская (гедоническая) школа Мегарская школа Элидо-эретрийская (Элидская) школа 461 159 160 160 161 163 6.2. Периодизация и общая характеристика античной философии 164 Пять периодов развития античной философии Пять особенностей античной философии 164 166 168 170 170 172 173 178 181 183 187 195 202 203 207 207 212 214 216 218 221 221 224 224 227 230 232 233 237 237 240 242 244 245 245 250 252 254
Стр.462
462 Глава 9. Высокая классика античной философии. Синтез философского знания: Платон, Аристотель и их школы 9.1. Платон: система объективного идеализма 9.2. Онтология Платона Учение об идеях 9.3. Теология Платона 9.4. Гносеология Платона 9.5. Диалектика Платона 9.6. «Идеальное государство», этика и эстетика Платона Государство и человек 9.9. Теоретические науки: «первая философия» Аристотеля Учение о четырех первопричинах Учение о бытии Учение о субстанции Учение о сверхчувственной субстанции и Боге 9.10. Объективный идеализм Аристотеля Критика Аристотелем платоновской теории идей 9.11. Гносеология Аристотеля Этапы процесса познания Научное знание и его признаки 9.12. Логика Аристотеля Учение о понятии Учение о суждении (высказывании) Учение о силлогизме 9.13. «Вторая философия» Аристотеля Три начала и природа Учение о движении Пространство, время, бесконечное Космология Проблема происхождения жизни «Лестница живых существ» 9.14. Науки практические: этика и политика Учение о добродетелях 9.16. Перипатетическая школа и последователи Аристотеля Глава 10. Эллинистическо-римская философия 10.1. Особенности эллинистической эпохи и философии 10.2. Эпикуреизм и учение Эпикура Три составные части философской системы Эпикура Учение об обществе Последователи Эпикура 10.3. Эпикуреизм в римской философии. Тит Лукреций Кар Материализм Лукреция Проблемы человека 255 255 260 260 268 269 272 275 275 Пять основных проблем идеалистической эстетики Платона 279 9.7. Пять этапов в развитии Платоновской Академии 9.8. Аристотель: единая система научного знания 281 283 289 290 295 298 299 301 303 305 305 307 310 311 312 313 314 316 318 320 322 323 324 330 331 Учение об обществе и формах государственного устройства 334 9.15. Науки творческие: искусство и эстетика 339 342 344 344 347 348 357 359 359 361 366
Стр.463
10.4. Три периода стоицизма 10.5. Ранний стоицизм Логика античной Стои Физика античной Стои Особенности этики античной Стои Учение об обществе Десять новых идей ранних стоиков 10.6. Средний стоицизм Учение Панэция о «пневме» Посидоний — реформатор стоицизма 10.7. Поздний стоицизм Философские воззрения Сенеки Философия Эпиктета 10.8. Скептицизм 10.9. Эклектизм «Критический» эклектизм Цицерона Глава 11. Религиозная философия позднего эллинизма Апполоний Тианский. Почитание Бога 11.3. Неоплатонизм и его школы Плотин и его метафизическая школа Ямвлих и его учение о Богах Прокл: иерархия универсума 11.4. Христианская философия первых веков новой эры Формирование христианского мировосприятия Учение Филона Александрийского Глава 12. Ранние христианские ереси и ортодоксальное христианство 12.1. Ранние христианские ереси Гностицизм: Бог и человек Манихейство: дуализм мироздания Монтанизм Иудеохристианские ереси 12.3. Ортодоксальное христианство. Патристика (IV—VI ââ.) Восточная школа патристики Западная школа патристики Философ на троне. Марк Аврелий Ранний скептицизм. Пиррон и Тимон Средний скептицизм. Аркесилай и Карнеад Поздний скептицизм 463 368 370 370 376 380 383 383 385 385 386 389 390 393 396 398 399 402 403 407 408 413 11.1. Особенности религиозной философии позднего эллинизма 413 11.2. Неопифагореизм 414 416 417 418 423 423 425 425 428 431 431 432 434 436 438 12.2. Ортодоксальное христианство. Апологетика и догматика 440 Апологетика Догматика 441 446 447 447 454
Стр.464