Излагаются наиболее значимые идеи основных философских школ и учений видных философов Древнего мира (Древняя Индия и Древний Китай) и Античности (ранняя, средняя и высокая классика, эллинистическо-римская философия, религиозная философия позднего эллинизма и ранние христианские ереси). <...> Именно философское знание в своем содержательном аспекте предстает как знание первых начал и причин бытия, предельных оснований, всеобщих свойств, связей и отношений действительности. <...> Философское знание предполагает высокий уровень теоретических обобщений и абстракций, синтез всевозможных знаний, определение наиболее общих закономерностей, законов и т.п. <...> Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме и опирается на достижение наук. <...> Философское мировоззрение — это система общих научнотеоретических представлений о мире и месте в нем человека. <...> Иллюстрацией этому может служить следующая схема: Философское мировоззрение Научное мировоззрение Мировоззрение Философское мировоззрение, имея статус научного мировоззрения, выступает в понятийной, категориальной форме. <...> Философское миропонимание лежит в основе научного осмысления окружающего мира и представляет собой интеллектуальный, умопостигаемый аспект мировоззрения. <...> Итак, философское мировоззрение имеет статус научного мировоззрения, статус философского миропонимания. <...> Все тут же «забыли», что еще совсем недавно философское знание и знание отдельных частных наук находились под покровительством совокупного знания, именуемого средневековой схоластикой. <...> Философский научный аппарат Это, прежде всего, система научных понятий предельной степени общности. <...> . Глава 3 Основные исторические виды и формы философского миропонимания 3.1. <...> Основные исторические виды и формы философского миропонимания 43 щий собой теоретическую модель существенных связей и закономерностей реальной действительности. <...> Сенсуализм (от лат. sensus — чувство <...>
История_философии._Древний_мир._Античность._Книга_1._Учебник._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._(Серия_Cogito_ergo_sum)..pdf
УДК 1(091)(075.8)
ББК 87.3(0)ÿ73-1
Ã92
Р е ц е н з е н т û:
кафедра социальной философии
философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
(çàâ. кафедрой ä-ð ôèëîñ. íàóê, ïðîô. Ê.Õ. Ìîìäæÿí)
заслуженный деятель науки Российской Федерации,
д-р филос. наук, проф. А.А. Миголатьев
заслуженный работник высшей школы Российской Федерации
ä-ð ôèëîñ. íàóê, ïðîô. Â.Í. Липский
заслуженный работник высшей школы Российской Федерации
êàíä. ôèëîñ. íàóê, ä-ð þðèä. íàóê, ïðîô. Â.Ï. Малахов
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Грядовой, Дмитрий Иосифович.
Г92 История философии. Древний мир. Античность. Книга 1:
учебник для студентов вузов / Д.И. Грядовой. — М.:
ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 463 ñ. — (Ñåðèÿ «Cogito ergo
sum»).
ISBN 978-5-238-01592-7
Агентство CIP РГБ
Дается содержательная характеристика основных этапов и тенденций
развития философского знания. Излагаются наиболее значимые идеи основных
философских школ и учений видных философов Древнего мира
(Древняя Индия и Древний Китай) и Античности (ранняя, средняя и высокая
классика, эллинистическо-римская философия, религиозная философия
позднего эллинизма и ранние христианские ереси). Лучшему пониманию
учебного материала способствуют схемы.
Для студентов вузов социально-гуманитарного профиля, аспирантов,
преподавателей вузов и всех, проявляющих интерес к изучению философии
и истории.
ББК 87.3(0)ÿ73-1
ISBN 978-5-238-01592-7
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2009
Принадлежит исключительное право на использование
и распространение издания.
Воспроизведение всей книги или какой-либо
ее части любыми средствами или в какой-либо
форме, в том числе в интернет-сети, запрещается
без письменного разрешения издательства.
©
Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2009
Стр.3
Оглавление
От автора
Часть I. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Глава 1. Предмет, специфика и функции философии
1.1. Этимология термина «философия»
1.2. Философия как форма общественного сознания
1.3. Природа и предметная область философского знания
Природа философского знания
Предметная область философского знания
1.4. Специфика и основные разделы философского знания
Особенности философского знания
Основные разделы философского знания
1.5. Прикладные аспекты философского знания
1.6. Основные функции философии
Глава 2. Философия и мировоззрение
2.1. Философия как мировоззрение
2.2. Отличительные черты философии и мировоззрения
2.3. Философское мировоззрение как картина мира
2.4. Философское мировоззрение как форма теоретического
миропонимания
2.5. Философия как наука
2.6. Вопрос о научном статусе философского знания
Три основных исторических этапа формирования научного
знания
2.7. Философия в системе наук
2.8. Научный аппарат философского знания
Система научных понятий
Философский научный аппарат
Глава 3. Основные исторические виды и формы
философского миропонимания
3.4. Метафизика и диалектика о всеобщей связи и развитии
3.5. «Основной вопрос» философии
Первая сторона основного вопроса философии
Вторая сторона основного вопроса философии
3.6. Основные философские формы миропонимания
3.7. Общая характеристика материализма и идеализма
3.8. Основные исторические виды и формы материализма
Три основных вида материализма
Основные исторические формы материализма
3.9. Основные исторические виды и формы идеализма
Основные виды идеализма
Основные формы идеализма
3.10. Генезис идеалистического миропонимания
3
5
5
6
6
7
9
9
10
12
12
13
14
17
21
21
23
24
26
28
29
29
36
38
39
40
3.1. Философия как общая теория и методология миропонимания 42
3.2. Метафизика и основные ее формы
3.3. Диалектика и основные ее формы
42
46
48
52
54
54
58
60
62
63
63
65
68
68
69
71
Стр.460
460
Часть II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
ПРЕДЫСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ ФИЛОСОФИИ
Раздел I. ДРЕВНЯЯ ФИЛОСОФИЯ
В СТРАНАХ ЮЖНОЙ И ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Глава 4. Философия Древней Индии
4.1. Периодизация древнеиндийской философии
4.2. Философия ведийского и эпического периодов
Философия ведийского периода. Брахманизм
Философия эпического периода
4.3. Неортодоксальные школы в индийской философии
Джайнизм
Буддизм
Философия чарваков-локаятиков
4.4. Ортодоксальные школы в индийской философии
Школа мимансы
Школа веданты
Школа санкхьи
Школа йоги
Школа ньяи
Школа вайшешики
Глава 5. Философия Древнего Китая
5.1. Становление философских школ Древнего Китая.
Периоды Шан и Чжоу
5.2. Школа сторонников Инь и Ян (натурфилософы)
Учение Цзоу Яня
5.3. Школа даосистов
Наивный материализм Ян Чжу
Мистицизм Чжуан-цзы
5.4. Школа служилых людей (конфуцианцев)
Конфуций и его учение
Учение Мэн-цзы
Учение Сюнь-цзы
5.5. Школа моистов
Учение Мо-цзы
5.6. Школа законников (легистов)
Основные положения теории Шан Яна и его реформы
Концепция Хань Фэя
5.7. Школа номиналистов (школа имен)
Учение Гунсунь Луна
5.8. Философия в период династий Хань. Отход от конфуцианской
идеологии
Переориентация философских воззрений
Учение Ван Чуна
5.9. Философия даосизма и даосская религия в III—VII ââ.
5.10. Буддизм и его критика
5.11. Неоконфуцианство
Философия Хань Юя
«Сунская философия»
Субъективный идеализм Ван Ян-мина
75
76
80
80
80
82
82
85
86
86
89
92
95
95
98
100
103
105
107
111
111
114
115
117
120
121
123
124
128
131
133
133
138
139
142
143
143
146
146
148
149
151
152
153
154
157
Стр.461
Раздел II. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Глава 6. Периодизация и особенности древнегреческой
философии
6.1. Предфилософия Эллады
Предфилософская мифология
Учения «семи мудрецов»
6.3. Основные идеи и проблемы античной философии
Глава 7. Ранняя классика античной философии
(VI—V ââ. до í.ý.)
7.1. Общая характеристика периода
7.2. Ионийская философия. Милетская школа
и диалектическое учение Гераклита
Милетская школа. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен
Диалектика Гераклита Эфесского
7.3. Италийская философия
Пифагорейская школа
Элейская школа. Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс
Зенон Элейский
7.4. Учение Эмпедокла
«Корни всех вещей»
7.5. Афинская школа
Учение Анаксагора
7.6. Атомистическая школа. Левкипп и Демокрит
Бытие — множественно и подвижно
Тезис о всеобщей причинности
Учение о познании
Глава 8. Средняя классика античной философии
8.1. Софистика и философия софистов
8.2. «Ñòàðøèå» софисты
Протагор и метод противоречий
Горгий и риторика
Натурализм Гиппия и Антифонта
Основы синонимии Продика
8.3. «Ìëàäøèå» софисты
8.4. Учение Сократа
Антропологизм Сократа
Этический рационализм Сократа
Сократический, или диалектический, метод
Учение о государстве
8.5. Сократические школы
Киническая школа
Киренская (гедоническая) школа
Мегарская школа
Элидо-эретрийская (Элидская) школа
461
159
160
160
161
163
6.2. Периодизация и общая характеристика античной философии 164
Пять периодов развития античной философии
Пять особенностей античной философии
164
166
168
170
170
172
173
178
181
183
187
195
202
203
207
207
212
214
216
218
221
221
224
224
227
230
232
233
237
237
240
242
244
245
245
250
252
254
Стр.462
462
Глава 9. Высокая классика античной философии.
Синтез философского знания: Платон,
Аристотель и их школы
9.1. Платон: система объективного идеализма
9.2. Онтология Платона
Учение об идеях
9.3. Теология Платона
9.4. Гносеология Платона
9.5. Диалектика Платона
9.6. «Идеальное государство», этика и эстетика Платона
Государство и человек
9.9. Теоретические науки: «первая философия» Аристотеля
Учение о четырех первопричинах
Учение о бытии
Учение о субстанции
Учение о сверхчувственной субстанции и Боге
9.10. Объективный идеализм Аристотеля
Критика Аристотелем платоновской теории идей
9.11. Гносеология Аристотеля
Этапы процесса познания
Научное знание и его признаки
9.12. Логика Аристотеля
Учение о понятии
Учение о суждении (высказывании)
Учение о силлогизме
9.13. «Вторая философия» Аристотеля
Три начала и природа
Учение о движении
Пространство, время, бесконечное
Космология
Проблема происхождения жизни
«Лестница живых существ»
9.14. Науки практические: этика и политика
Учение о добродетелях
9.16. Перипатетическая школа и последователи Аристотеля
Глава 10. Эллинистическо-римская философия
10.1. Особенности эллинистической эпохи и философии
10.2. Эпикуреизм и учение Эпикура
Три составные части философской системы Эпикура
Учение об обществе
Последователи Эпикура
10.3. Эпикуреизм в римской философии. Тит Лукреций Кар
Материализм Лукреция
Проблемы человека
255
255
260
260
268
269
272
275
275
Пять основных проблем идеалистической эстетики Платона 279
9.7. Пять этапов в развитии Платоновской Академии
9.8. Аристотель: единая система научного знания
281
283
289
290
295
298
299
301
303
305
305
307
310
311
312
313
314
316
318
320
322
323
324
330
331
Учение об обществе и формах государственного устройства 334
9.15. Науки творческие: искусство и эстетика
339
342
344
344
347
348
357
359
359
361
366
Стр.463
10.4. Три периода стоицизма
10.5. Ранний стоицизм
Логика античной Стои
Физика античной Стои
Особенности этики античной Стои
Учение об обществе
Десять новых идей ранних стоиков
10.6. Средний стоицизм
Учение Панэция о «пневме»
Посидоний — реформатор стоицизма
10.7. Поздний стоицизм
Философские воззрения Сенеки
Философия Эпиктета
10.8. Скептицизм
10.9. Эклектизм
«Критический» эклектизм Цицерона
Глава 11. Религиозная философия позднего эллинизма
Апполоний Тианский. Почитание Бога
11.3. Неоплатонизм и его школы
Плотин и его метафизическая школа
Ямвлих и его учение о Богах
Прокл: иерархия универсума
11.4. Христианская философия первых веков новой эры
Формирование христианского мировосприятия
Учение Филона Александрийского
Глава 12. Ранние христианские ереси и ортодоксальное
христианство
12.1. Ранние христианские ереси
Гностицизм: Бог и человек
Манихейство: дуализм мироздания
Монтанизм
Иудеохристианские ереси
12.3. Ортодоксальное христианство. Патристика (IV—VI ââ.)
Восточная школа патристики
Западная школа патристики
Философ на троне. Марк Аврелий
Ранний скептицизм. Пиррон и Тимон
Средний скептицизм. Аркесилай и Карнеад
Поздний скептицизм
463
368
370
370
376
380
383
383
385
385
386
389
390
393
396
398
399
402
403
407
408
413
11.1. Особенности религиозной философии позднего эллинизма 413
11.2. Неопифагореизм
414
416
417
418
423
423
425
425
428
431
431
432
434
436
438
12.2. Ортодоксальное христианство. Апологетика и догматика 440
Апологетика
Догматика
441
446
447
447
454
Стр.464