Общие положения о предпринимательской деятельности 29 Под функциями маркетинга следует понимать направления его реализации, т.е. маркетинговые исследования, товарную политику, ценообразование, коммуникации и сбыт. <...> Маркетинговые исследования осуществляются в следующих направлениях: • исследование внешней и внутренней среды предприятия; • анализ международных рынков; • исследование рынков сбыта, капитала, трудовых и материальных ресурсов; • исследование отраслей промышленности; • исследование продаж; • исследование потребностей потребителей; • исследование распределения продукции; • исследование рекламы и пиара; • исследование товара и упаковки; • изучение операций маркетинга; • изучение конкурентов и бенчмаркетинг1 и т.д. <...> По сути дела, речь идет о правовых формах осуществления государственного регулирования, призванного реализовать основные 2 Основы правового обеспечения предпринимательской деятельности 39 задачи и функции российского государства в сложный переходный период перестройки базисных экономических отношений. <...> Основы правового обеспечения предпринимательской деятельности 41 В сфере предпринимательской деятельности условно можно выделить три взаимосвязанные группы отношений, регулируемых правом. <...> Зачастую предпринимательские отношения могут быть тесно связаны с другими, некоммерческими, отношениями, как, например, складывающимися при получении сертификатов качества на выпускаемый товар. <...> В настоящее время в России активно формируется и развивается законодательство, регулирующее предпринимательские отношения, постепенно нарабатывается административная и судебная практика его применения. <...> Эффективное правовое регулирование предпринимательских отношений способствует смягчению и устранению кризисов перепроизводства, Основы правового обеспечения предпринимательской деятельности 43 обеспечению соответствия спроса и предложения, повышению уровня <...>
Правовое_регулирование_предпринимательской_деятельности._Учебное_пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._(Серия_DURA_LEX,_SED_LEX).pdf
УДК 347(075.8)
ББК 67.404ÿ73
À47
Рецензенты:
заслуженный экономист РФ, д-р экон. наук, проф. М.Ю. Копейкин
(зам. руководителя Аппарата Правительства РФ —
нач. Департамента экономики и управления собственностью);
ä-ð ýêîí. íàóê, ïðîô. À.ß. Лившиц
(зам. генерального директора ОАО «Русский алюминий»);
д-р юрид. наук, проф. П.В. Крашенинников
(Председатель Комитета по законодательству Государственной Думы
Федерального Собрания РФ, ректор Школы частного права при Президенте РФ,
Вице-президент Российского Союза юристов);
кафедра природоресурсного и предпринимательского права
Юридического института МГУПС
(зав. кафедрой заслуженный деятель науки РФ,
д-р юрид. наук, проф., академик РАЕН Г.В. Чубуков)
Главный редактор издательства
доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили
Алексеев С.В.
À47
Правовое регулирование предпринимательской деятельности:
Ó÷åá. пособие для âóçîâ. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ,
Закон и ïðàâî, . — 502 ñ. — (Ñåðèÿ «Dura lex, sed lex».)
ISBN 5-238-00634-9
Впервые предпринимательская деятельность как объект правового
воздействия рассматривается с современных позиций — через призму
маркетинга — философии бизнеса, средства повышения эффективности,
оптимизации экономических процессов. Большое внимание уделяется
вопросам взаимосвязи экономики и права, роли государственных органов
и органов местного самоуправления в становлении и развитии предпринимательской
деятельности в России, а также проблемам защиты
прав и интересов предпринимателей.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и экономических
специальностей, научных сотрудников, юристов-практиков,
предпринимателей, работников государственных и муниципальных органов
власти.
Пособие может быть полезно при изучении дисциплин «Предпринимательское
право», «Коммерческое право» и других смежных с ними дисциплин.
ББК
67.404ÿ73
ISBN 5-238-00634-9
© Ñ.Â. Àëåêñååâ, 2004
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2004
Воспроизведение всей книги или любой
ее части запрещается без письменного
разрешения издательства
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОТ АВТОРА
5
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1. История возникновения и развития предпринимательства 10
1.2. Понятие, признаки и основные функции предпринимательской
деятельности
1.3. Маркетинг как современная концепция эффективного
предпринимательства
2.1. Понятие и значение правового регулирования предпринимательской
деятельности
2.2. Принципы правового регулирования предпринимательства
2.3.
Российское законодательство о предпринимательской
деятельности
2.4. Применение законодательства, регулирующего предпринимательскую
деятельность
2.5. Правоотношения в механизме правового регулирования
предпринимательской деятельности
Глава 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Общие положения о получении, использовании
и распространении информации в сфере предпринимательства
3.2.
Правовые основы информационных ресурсов в сфере
предпринимательской деятельности
3.3. Правовая охрана коммерческой тайны
3.4. Правовые основы банковской тайны
21
27
Глава 2. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 38
38
45
49
58
68
75
75
102
135
152
3.5. Государственное управление в информационной сфере 168
Стр.501
501
3.6. Правовые формы информационного обеспечения
предпринимательской деятельности
3.7. Регулирование сбора и использования рыночной
информации за рубежом
Глава 4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
КАК ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯ
4.1. Товар и товарная политика
4.2. Правовое регулирование создания и охраны товарного
знака
4.3. Правовые вопросы упаковки
4.6. Правовые основы сервиса
4.7. Правовые особенности сроков поставки товаров
(выполнения работ, оказания услуг)
Глава 5. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БИЗНЕСКОММУНИКАЦИЙ
5.1.
Понятие и виды коммуникаций в сфере предпринимательства
5.2.
Международное регулирование продвижения
192
222
236
236
240
259
4.4. Понятие и нормативная основа конкурентоспособности 265
4.5. Позиционирование и товарный ассортимент: правовое
регулирование
273
276
288
295
295
303
5.3. Нормативно-правовая база рекламной деятельности
в Российской Федерации. Юридическое понятие рекламы 310
5.4. Участники рекламной деятельности
5.5. Современные требования к рекламе
313
316
5.6. Государственный контроль и саморегулирование
в области рекламы
5.7. Понятие и виды ненадлежащей рекламы.
Ответственность за ненадлежащую рекламу
5.8. Правовое регулирование public relations (PR)
5.9. Продвижение продукции на ярмарках и выставках:
правовая регламентация
6.1. Понятие и особенности ценообразования в сфере
предпринимательской деятельности
6.4. Ответственность предпринимателей в сфере ценообразования
332
336
344
351
Глава
6. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 356
356
6.2. Правовые основы государственного регулирования цен 360
6.3. Правовые аспекты формирования и применения свободных
рыночных цен
363
375
Стр.502
502
Глава 7. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СБЫТА
7.1. Общие положения о товародвижении
7.2. Договор поручения в сфере сбыта
7.3. Договор комиссии в сбытовых системах
7.4. Особенности агентирования как механизма взаимодействия
звеньев коридора сбыта
7.5. Простое товарищество в сфере товародвижения:
правовое регулирование
7.6. Вертикальные сбытовые системы и договор коммерческой
концессии
7.7. Торги как механизм сбыта в современном предпринимательстве:
правовые основы
7.8. Биржа как инструмент сбыта: правовые аспекты
регулирования
7.9. Понятие, виды и нормативно-правовая основа финансовой
аренды (лизинга)
7.10. Сетевой маркетинг как система сбыта в сфере современного
предпринимательства: понятие, значение,
нормативная основа
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
379
379
384
388
396
399
407
419
425
458
476
497
Стр.503