Public Relations: Principles and Practice by Philip J. Kitchen Copyright © 1997 Philip J. Kitchen First published by International Thomson Business Press, Thomson Learning © ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, перевод, оформление, 2004 ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА ПЕРЕВОДА ПРЕДИСЛОВИЕ 1 ВВЕДЕНИЕ В ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ И КРАТКИЙ ОБЗОР ПРЕДМЕТА Поясняющий пример: «Кризис индивидуальности» 1 Введение 2 Структура учебника 3 Обобщение и выводы 7 2 РОЛЬ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ В ОРГАНИЗАЦИИ Поясняющий пример: «Новое будущее с Barclays» 8 Введение 9 Паблик рилейшнз: управленческая дисциплина 9 Модели PR-практики 11 Межграничность и теория систем 16 Роль PR-практиков 22 Обобщение и выводы 26 Вопросы для обсуждения 27 Ситуационный пример: Ассортимент товаров для поддержания здоровья и красоты супермаркета Tesco 28 3 ЭВОЛЮЦИЯ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ: ПРИНЦИПЫ И ПРАКТИКА 30 Поясняющий пример: «Необходимость в корпоративных хамелеонах» 30 Введение 32 Развитие и эволюция паблик рилейшнз 33 Определение и значение паблик рилейшнз 37 Неразбериха между паблик рилейшнз и маркетингом 39 Функциональные элементы паблик рилейшнз 40 Виды деятельности и составляющие паблик рилейшнз 44 Маркетинговый PR 53 К зрелости паблик рилейшнз 55 Обобщение и выводы 56 Вопросы для обсуждения 57 Ситуационный пример: Заполнение PR-вакуума в штаб-квартире тори 57 4 СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ 61 Поясняющий пример: Нефтяная платформа Brent Spar — кризис коммуникаций с общественностью 61 Введение 62 Определение понятия стратегии 64 Что такое стратегия? <...> 80 Стратегический потенциал PR 84 Межграничная роль PR 86 PR-стратегия с позиций теории превосходства 87 Новая модель PR-стратегии и стратегического PRменеджмента 92 Формирование стратегии — сужение стратегического фокуса 97 Обобщение и выводы 100 Вопросы для обсуждения 101 5 ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ В КОНТЕКСТЕ ВНУТРЕННИХ КОММУНИКАЦИЙ 102 Введение 102 Поясняющий пример 102 Организации 103 Организационная структура и культура 105 Структура 106 Культура 109 Роль и масштаб деятельности PR в контексте внутренних коммуникаций <...>
Паблик_рилейшнз._Пер._с_англ._под_ред._Б.Л._Ерёмина._Учебное_пособие._Гриф_УМС_УМО_МГИМО_(Университет)_МИД_РФ._(Серия_Зарубежный_учебник).pdf
УДК 659.4(075.8)
ББК 60.842ÿ73
Ê45
Перевод с английского Е.Э. Лалаян
Рецензенты:
кафедра коммуникативных технологий в рекламе
Международного института рекламы
(çàâ. кафедрой êàíä. ôèëîñ. íàóê, ïðîô. Þ.Ê. Ïèðîãîâà);
ä-ð ñîöèîë. íàóê, ïðîô. Ì.À. Шишкина
(Президент Российской ассоциации по связям с общественностью)
Главный редактор издательства
доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили
Китчен Ф.
Ê45
Паблик рилейшнз: принципы и практика: Учеб. пособие
для вузов /Ïåð. с àíãë. под ðåä. Á.Ë. Åð¸ìèíà. — Ì.: ЮНИТИДАНА,
— 454 ñ. — (Ñåðèÿ «Зарубежный ó÷åáíèê»).
ISBN 186 152 0913 (àíãë.)
ISBN 5-238-00603-9 (ðóññê.)
Один из первых учебников по связям с общественностью — public relations
(PR), в котором систематизированно анализируются теоретические и
концептуальные основы принципов и практики PR как самостоятельной
науки. Рассмотрены основные функции PR, особенности построения взаимоотношений
с различными группами общественности, технологии, разработка
программ и оценка эффективности PR-деятельности. Сделана попытка
на теоретическом уровне провести разграничение между сферой
деятельности PR и маркетинга, подчеркивается различие целей, области
применения и технологий маркетинга и PR. Приводятся примеры наиболее
успешных и неудачных действий в сфере PR, практические рекомендации
по работе с разными группами общественности, вопросы для
самопроверки, рекомендации по групповому тренингу в области PR.
Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, специалистов
PR-агентств и PR-отделов, медиа, политиков, бизнесменов, руководителей
предприятий и организаций, а также для всех, кто интересуется проблемами
паблик рилейшнз.
ББК 60.842ÿ73
ISBN 186 152 0913 (àíãë.)
ISBN 5-238-00603-9 (ðóññê.)
Public Relations: Principles and Practice
by Philip J. Kitchen
Copyright © 1997 Philip J. Kitchen
First published by International Thomson
Business Press, Thomson Learning
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА,
ïåðåâîä, оформление, 2004
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА ПЕРЕВОДА
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 ВВЕДЕНИЕ В ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ И КРАТКИЙ ОБЗОР ПРЕДМЕТА
Поясняющий пример: «Кризис индивидуальности» 1 Введение 2 Структура
учебника 3 Обобщение и выводы 7
2 РОЛЬ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ В ОРГАНИЗАЦИИ
Поясняющий ïðèìåð: «Íîâîå будущее с Barclays» 8 Введение 9 Паблик
рилейшнз: управленческая дисциплина 9 Модели PR-практики 11 Межграничность
и теория систем 16 Роль PR-практиков 22 Обобщение и
выводы 26 Вопросы для обсуждения 27 Ситуационный пример: Ассортимент
товаров для поддержания здоровья и красоты супермаркета Tesco 28
3 ЭВОЛЮЦИЯ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ: ПРИНЦИПЫ И ПРАКТИКА
30
Поясняющий пример: «Необходимость в корпоративных хамелеонах» 30 Введение
32 Развитие и эволюция паблик рилейшнз 33 Определение и значение
паблик рилейшнз 37 Неразбериха между паблик рилейшнз и маркетингом
39 Функциональные элементы паблик рилейшнз 40 Виды деятельности и
составляющие паблик рилейшнз 44 Маркетинговый PR 53 К зрелости паблик
рилейшнз 55 Обобщение и выводы 56 Вопросы для обсуждения 57 Ситуационный
пример: Заполнение PR-вакуума в штаб-квартире тори 57
4 СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ
61
Поясняющий пример: Нефтяная платформа Brent Spar — кризис коммуникаций
с общественностью 61 Введение 62 Определение понятия стратегии 64
Что такое стратегия? 64 Перспективы стратегии 66 Интеграция различных
подходов 70 С точки зрения PR 71 Четыре основных подхода к стратегии 72
Уровни стратегии 74 Стратегия конкуренции 76 Критика теорий Портера 79
Базисные стратегии или характерные области компетентности? 80 Стратегический
потенциал PR 84 Межграничная роль PR 86 PR-ñòðàòåãèÿ с позиций
теории превосходства 87 Новая модель PR-стратегии и стратегического PRменеджмента
92 Формирование стратегии — сужение стратегического фокуса
97 Обобщение и выводы 100 Вопросы для обсуждения 101
5 ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ В КОНТЕКСТЕ ВНУТРЕННИХ КОММУНИКАЦИЙ 102
Введение 102 Поясняющий пример 102 Организации 103 Организационная
структура и культура 105 Структура 106 Культура 109 Роль и масштаб
деятельности PR в контексте внутренних коммуникаций в организации 110
Исследование организации 113 Обобщение и выводы 116 Вопросы для
обсуждения 117 Ситуационный пример: Королевский банк Шотландии 118
Вопросы для обсуждения на занятиях 122
6 ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ: ВНЕШНЯЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ
123
Поясняющий пример 123 Введение 123 Обзор содержания главы 124
Люди и общественные группы внешней среды 125 Заинтересованные лица 128
Группы общественности организации 129 Определение ключевых групп
общественности 132 Приоритетные группы общественности 135 Обобщение
и выводы 137 Вопросы для обсуждения 139 Ситуационный пример:
Brent Spar — платформа для раздоров 140
V
8
VIII
IX
1
Стр.6
7 ВНЕШНЯЯ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
153
Поясняющий пример 153 Введение 154 Обзор главы 156 Виды внешней PRдеятельности
156 Корпоративная особенность и имидж 158 Стратегический
PR 161 Новые достижения в области внешнего PR 171 Заключение и выводы
173 Вопросы для обсуждения 175 Ситуационный пример: Центр посетителей
Селлафилд компании BNFL — новый дом Могущественного атома 175
8 КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
СОГЛАСОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ И РЕПУТАЦИИ
180
Поясняющий ïðèìåð: компания Proctor and Gamble, компания Shell 180
Введение 181 Социальные обязательства организаций 181 Почему организации
должны осознавать и учитывать свои социальные обязательства 183
Принятие социальной ответственности 192 Этические аспекты 194 Обобщение
и выводы 198 Вопросы для обсуждения 199 Ситуационный пример:
Компания Yorkshire Electricity 199 Ситуационные ïðèìåðû: несколько иллюстраций
корпоративной социальной ответственности в действии 203
9 ФИНАНСОВЫЙ И ИНВЕСТОРСКИЙ PR
210
Поясняющий пример: Неустойчивые рынки 210 Введение 211 Основы 212
Сложное переплетение заинтересованных групп 217 Группы общественности
фондовых и валютных рынков 218 Группы общественности рынка страховых
услуг 219 Группы общественности сектора частных сбережений и инвестиций
219 Группы общественности управлений инвестиционными фондами
(компаний) 221 Группы общественности сферы индивидуальных финансовых
услуг 223 Стратегия паблик рилейшнз 223 Маленький ситуационный пример:
Выживание гигантов 225 Исследования 230 Обобщение и выводы 237
Вопросы для обсуждения 237 Ситуационный пример: Классическая битва в
Сити (удачная попытка враждебного поглощения) 238
10 ПРАВИТЕЛЬСТВО И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЛОББИРОВАНИЮ
242
Поясняющий пример: Железнодорожное сообщение и тоннель под проливом
Ла-Манш 242 Введение 242 Конкурирующие политические точки зрения 244
Лоббирование: практика PR-специализации 251 Чем фактически занимаются
лоббисты? 253 Стили лоббирования 261 Послужной список, должности и
репутация лоббистов 263 Достигает ли лоббирование поставленных перед ним
целей? 266 Обобщение и выводы 268 Вопросы для обсуждения 269 Ситуационный
пример: компания British Gas: возможности и угрозы корпоративного
ïåðåõîäà, 1994—1996 ãã.: повод для лоббирования 270
11 КОРПОРАТИВНАЯ РЕКЛАМА: РОДОВОЙ ОБРАЗ
276
Поясняющий пример: «Мы поможем сделать первые шаги» 276 Введение 277
Определение корпоративной рекламы 279 Рекламирование PR: американская
точка зрения 279 Корпоративное рекламирование: британская точка зрения 280
Кто вовлечен в корпоративную рекламу: британская точка зрения 281 Результаты
исследований в Великобритании 282 Носители корпоративной рекламы 284
Эффективные корпоративные компании 286 Психологические перспективы
корпоративной рекламы — что заставляет ее работать? 290 Бренды на балансе:
стратегия брендинга и ценность бренда 293 Будущее корпоративной рекламы
295 Критика корпоративной рекламы 297 Обобщение и выводы 298 Вопросы
для обсуждения 299 Ситуационный ïðèìåð: компания British Petroleum 300
Ситуационный ïðèìåð: British Nucleas Fuel Limited (BNFL) 306
VI
Стр.7
12 УПРАВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМАМИ И КРИЗИСАМИ: НАДЕЖНЫЕ МЕТОДЫ 310
Поясняющий пример: Отчаянные попытки вернуть доверие к компании Wickes 310
Введение 311 Планирование коммуникационного процесса на случай кризиса
317 Аудит «опасностей» 318 Определение групп общественности 319 Разработка
методов 319 Подготовка 320 Тестирование — наиважнейшее упражнение
моделирования 322 Обобщение и выводы 324 Вопросы для обсуждения
324 Ситуационный пример: «Мы пришли не для того, чтобы похоронить
Чернобыль, но для того, чтобы объяснить эту катастрофу» 325
13 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ И МАРКЕТИНГОМ 328
Поясняющий пример 328 Введение 329 Основные рамки дебатов между PR
и маркетингом 330 Метод исследований 334 Результаты исследований 336
Обсуждение 344 Обобщение и выводы 346 Вопросы для обсуждения 347
Ситуационный пример: Мнение практика о взаимоотношениях между PR и
маркетингом 348
14 ВОЗНИКНОВЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОГО PR
351
Поясняющий пример 351 Маркетинговые перспективы PR 354 Взгляд на
паблик рилейшнз PR-специалистов 361 PR: корректирующая и дополняющая
маркетинг функция 365 Маркетинг и PR: корпоративные союзники? 369 Маркетинговый
паблик рилейшнз (MPR) 378 В сторону определения MPR 382
MPR в комплексе маркетинга 384 MPR — отдельная дисциплина? 386 Использование
маркетингового PR 388 Обобщение и выводы 392 Вопросы для
обсуждения 393 Ситуационный ïðèìåð: TDK 394
15 ТИП ИССЛЕДОВАНИЯ: ИНДУКТИВНЫЙ ИЛИ ДЕДУКТИВНЫЙ? 396
Поясняющий пример: Группа TSB 396 Введение 397 Контекстуальная основа
398 Разработка методов научного исследования 401 Разработка целей исследования/теоретических
моделей 403 План исследования 404 Подробное
интервью 405 Обобщение и выводы 409 Вопросы для обсуждения 409
16 СТЕПЕНЬ УСПЕХА: ОЦЕНКА PR-ПРОЦЕССА И PR-ПРОГРАММ
411
Поясняющий пример: Национальная служба спасения 411 Введение 412
Высший приоритет? 412 Культура профессионалов 415 Что препятствует
оценке эффективности 420 Модели оценки 421 Универсальность моделей 427
Два новых подхода к оценке эффективности PR 428 Обобщение и выводы 431
Вопросы для обсуждения 432 Ситуационный пример: Отношения с местной
общиной и BAT 433
17
РОЛЬ И ФУНКЦИЯ: ОБЗОР ПРИНЦИПОВ И ПРАКТИКИ
434
Поясняющий пример: «Культивирование нового поколения PR-профессионалов»
434 Введение 435 PR и коалиция управленцев 436 Эволюция PR —
достижение фазы зрелости 437 Стратегическое управление PR 437 Стратегия
внутренних коммуникаций 438 Контекст внешних коммуникаций для PR 438
Деятельность в рамках внешних коммуникаций 439 Поведение, репутация и
прелюдия социальной ответственности 439 Финансовый и инвесторский PR 440
Работа с властными структурами и лоббирование 441 Поддержание нового
имиджа — корпоративная реклама 441 Управление проблемами и кризисами:
меры безопасности 442 PR и маркетинг — взаимодействие 442 Маркетинговый
PR (MPR) — возникновение 443 Предлагаемые направления будущих исследований
443 Оценка эффективности PR-процесса и PR-программ 443 Обобщение
и выводы 444
Стр.8