№42
(6572)
26 октября – 1 ноября 2016
www.lgz.ru
Выходит по средам
Основана в 1830 году
при участии А. С. Пушкина
Издание возобновлено
в 1929 году при поддержке
М. Горького
ЧИТАЙТЕ
❸ Главковерх
из Люксембурга
Главный еврокомиссар Жан-Клод Юнкер
объявил, что ЕС пора обзавестись
собственными войсками, встав нерушимой
стеной на пути «вежливых человечков»
с Востока. Как может выглядеть
ударный кулак?
❺ Русская фантастика
XXI века
Дискуссию о состоянии жанра продолжает
филолог и литературовед Артём
Зубов.
❶❾ Судьба Муму
Политическое порно на ТНТ и других
телеканалах.
❷● ●0 ❷❶
Конструкторы
от бога
Научно-исследовательский институт
дальней радиосвязи (НИИДАР) отмечает
16 ноября вековой юбилей. Наш рассказ
– о судьбах его главных конструкторов
в выпуске «Научная среда».
❷❷ В истории
нет места дилетантам
ТЕМА НОМЕРА
Суровая проза
15 лет назад не стало Петра Проскурина
Октябрь
Интервью с президентом исторического
факультета МГУ Сергеем Карповым.
Приложение
МУЗА АВРИДЫТ
СТИХИ НА ПЕРВУЮ ПОЛОСУ
На смерть Моторолы
Я знаю, что вы вернётесь
На землю эту однажды.
Мальчишками вновь
проснётесь.
Родитесь заново. Каждый.
Сейчас вы – у переправы.
Два берега – быль и небыль.
Нет смерти. Есть только право
Уйти в грозовое небо.
Простимся.
Не нужно фальши.
Другие поднимут знамя.
Вернитесь. Живите дальше.
На нашем Донбассе. С нами.
За это стихотворение «Фейсбук»
заблокировал автора – Еву
Меркурьеву. Были удалены и
многочисленные «перепосты»
искренних и вполне безобидВсё
медленней и тяжелее бег.
Рывок – и сердце навсегда откажет…
А за спиною всё слышнее смех
Десятой, предпоследней стражи.
Скорей, и ты успеешь на паром
И вновь увидишь паруса надежды,
И в сердце прогремит
весенний гром,
С души срывая ветхие одежды.
КНИГА НЕДЕЛИ
Мария Семанова-Фомина.
Между серпом и наковальней
Кратчайший курс русской
культуры ХХ века
СПб., СИНЭЛ, 2016
108 с., 1000 экз.
Дерзкий замысел обозреватеУ
юной дончанки на флажке –
автограф Моторолы
ных стихов. Цензуре «Фейсбука»
подверглись сотни политических
оппонентов нынешней
украинской власти – из России,
ДНР, ЛНР, с Украины.
Продолжение темы на стр. 2
ля «ЛГ» по Санкт-Петербургу Марии Семановой-Фоминой
– рассказать читателям в самой популярной,
доступной для восприятия форме об
основных явлениях прошлого столетия, да ещё в
объёме, чуть превышающем 100 страниц, – можно,
без сомнения, считать воплощённым в жизнь.
Автору действительно удалось создать собственный
краткий обзор великого и страшного ХХ столетия
разных видов искусств – литературы, архитектуры,
изобразительных искусств, а также кино
и театра. Характеристика стилей, отдельных
авторов и их произведений сопровождается цитатами
из художественной литературы,
а также подборкой иллюстраций,
дающих зримый образ эпохи. Рассказ
о перестройке номер один – сталинской,
о хрущёвской «оттепели», о
брежневском похолодании, о второй
перестройке – горбачёвской, о лихих
девяностых и стабильных нулевых иллюстрируется
работами Кустодиева,
Корина, Пименова, Герасимова, Дейнеки,
Попкова, Лактионова, Пластова, Кончаловского,
плакатами. Станет ли постсоветский период
русской культуры продолжением противоестественной,
антинациональной идейно-культурной
политики, проводимой враждебными России
и русским элитами, или преобразится в новый
этап развития в русском демократическом государстве
– это зависит от множества факторов. Но
в том числе – и от осознания всеми мыслящими
русскими людьми той национально-исторической
катастрофы ХХ – начала ХХI века, которой и
посвящена книга М. Семановой-Фоминой.
Пётр Проскурин
И синий, беспредельный океан
Вновь ошалело хлынет в душу.
И ты забудешь, как ночной обман,
Навеки исчезающую сушу.
Скорее вдаль, в простор
без всяких вех
Твой путь удача и судьба укажут!
Но за спиною вновь угрюмый смех
Десятой, предпоследней стражи…
Проскурин – писатель, который создал, построил
целый континент, и этот континент
заселил своими героями. Они – живы. Уже
строителя нет с нами – хотя, в общем-то, он
с нами, – а герои живут, и герои будут жить,
ибо Проскурин был посвящён в некие тайны.
Может быть, был он посвящён и в те тайны,
о которых сказал Достоевский в последней
своей фразе, в речи на открытии памятника
Пушкину. Он говорил, что Пушкин унёс собой
великую тайну, которую мы долго ещё
будем разгадывать. Каждый писатель несёт
в себе тайну… И не нужно думать нам, читателям,
что мы разгадали все тайны писателя,
ибо никто не знает, как рождается книга, никто
не знает, как рождается слово, сочетание
слов, мысль! Это великая тайна.
Проскурин по величине своего дарования, таланта
относится к тем художникам, которые
много знают о жизни. Всё или, может быть,
почти всё, – хотя такого человека нет, – но я
говорю сейчас: может быть, может быть… Он
знает, что ось Земли меняет своё положение,
и, видимо, вместе с этим меняются определённые
основы жизни. Общественной жизни.
Мы видим сейчас, как дичают человеческие
нравы во всём мире, и в том числе и у нас;
мы видим моря крови, убийств, самоубийств.
Мы с большой горечью знакомимся с сообщениями
нашей прессы, которая – не вся! – в общем-то
изолгалась, возвела фальшь в правду,
чего не мог терпеть Пётр Лукич Проскурин в
своих вещах. Думаю, что вы у него не найдёте
ни одной фальшивой строчки или строчки
пышной, разрисованной цветочками, над которыми
летают бабочки… Нет, это был суровый
писатель!
Я думаю, что, когда он достигнет чертога, и
если будет существовать там в каком-то состоянии
человеческая память, он будет доволен
собой. Не самонадеян и не самоудовлетворён,
а доволен тем, что он всю жизнь работал, и
работал как вол, работал как каторжник. Работал,
работал и создавал свои выдающиеся
романы, которые будут долго жить.
Юрий Бондарев
(и з речи памяти Петра Проскурина),
2001 год
Продолжение темы на стр. 4
РИА «НОВОСТИ»
РИА «НОВОСТИ»
Стр.1