№ 3–4 (6539)
28 января 2016 г.
www.lgz.ru
Основана в 1830 году
при участии А.С. ПУШКИНА
Издание возобновлено
в 1929 году при поддержке
М. ГОРЬКОГО
В НОМЕРЕ:
стр. 5
Как Кекконен
пошёл конём
В середине прошлого
века среди упрёков в
адрес СССР был и такой:
он-де стремится
соседей «финляндизировать».
Сейчас этот
термин опять в ходу.
Но что он значит?
стр. 7
«Наша задача –
обеспечить книге
голос»
О том, как вернуть
России статус самой
читающей страны, мы
поговорили с директором
компании «Буквоед»
Денисом Котовым.
стр. 8
Актуальный
Салтыков-Щедрин
О судьбе творческого
наследия классика
размышляет историк
литературы Сергей
Дмитренко.
стр. 16
«Еврейское счастье»
задело за живое
В сериале-путешествии
по Израилю мы
впервые увидели плачущего
Познера и задумавшегося
Урганта.
ЕСТЬ ИДЕЯ
Учредим Международный
день русского романса!
Время – самый строгий, но и
самый объективный из судей.
Из всего созданного человече
ством оно сохраняет лишь то, что
ему, человечеству, совершенно
необходимо, и ровно до тех пор,
пока сохраняется сама эта необ
ходимость. Русский романс, ко
нечно, моложе «Повести времен
ных лет», но и он за свою более
чем двухвековую историю стал
для нашего народа летописью –
летописью взлётов и страданий
той самой «загадочной русской
души», которую, как и землю, эту
душу взрастившую, «аршином
точным не измерить», сколько ни
пытайся. Потому и в начале XXI ве
ка русский романс поют с той же
страстью и с тем же азартом, что
Два десятилетия, что суще
ствует «Романсиада» – конкурс
молодых исполнителей русского
романса, – срок не такой уж и боль
шой, если мерить днями и годами.
А вот если талантами, городами и
весями… Из московского он давно
уже стал международным: Вели
кобритания и Дания, Македония и
Германия, Финляндия, Казахстан,
Болгария, Турция, страны Балтии,
Мальта... И даже Китай, Монго
лия, Япония. Дал новые «побе
ги» – детский певческий конкурс
русской вокальной музыки «На
дежда «Романсиады», открытый
конкурс вокалистовлюбителей
и в конце века XVIII. В парке под
гитару – для любимой. В карао
ке под минусовку – для друзей. В
престижном концертном зале под
оркестр – для всех, чьё сердце не
утратило способности любить, бо
леть и трепетать.
«Романсиада без границ», фести
валь офицерского романса «Во
инская «Романсиада», фестиваль
создателей современного роман
са «Авторская «Романсиада». Но
есть у Галины Сергеевны Преоб
раженской, 20 лет назад вдохнув
шую искру жизни в этот так чудно
расцветший сад, заветная меч
та – подарить миру невиданный
праздник – Международный день
русского романса! «ЛГ» эта идея
очень нравится, и мы обращаем
ся ко всем вам, наши уважаемые
читатели – инженеры и логисти
ки, программисты и товароведы,
врачи и фотографы, спортсмены
и артисты, – давайте все вместе
зажжём костёр, искры которого
не погаснут на ветру, но разлетят
ся по всему земному шару, согре
вая сердца и души. Костёр, на яс
ный огонь которого можно идти, не
боясь самого густого тумана.
Беседа с заслуженной артисткой России Галиной Преобра
женской – на стр. 14, а на стр. 15 – первые мнения об учрежде
нии Международного дня русского романса.
Ждём откликов по адресу klv2004@bk.ru.
Сергей
Черняховский.
Политики,
предатели,
пророки. Новейшая
история России
в портретах
(1985–2012). – М.:
Книжный мир,
2015. – 320 с.: с ил.
Прошло почти 25 лет
с того времени,
когда под натиском
всё смешавшей и ма
ло чего позитивного
предложившей пере
стройки, после преда
тельского поведения
Василий Ключевский (1841–1911)
КНИГА НЕДЕЛИ
События в лицах
элиты пал Советский
Союз. Выросло новое
поколение. Многие из
молодых людей не так
много знают о траги
ческих событиях ав
густа и декабря 1991
года, октября 1993го,
смутно представляют
дефолт 1998го... Да
же те, кто постарше,
начали забывать, кто
есть кто из участво
вавших в развале ве
ликой державы. Сти
рается из памяти и то,
с каким трудом страна
выбиралась из лихих
90х.
Эта книга – как раз
для первых и для вто
рых, для молодых. Хо
тя будет интересна
не только им. Её ав
тор – доктор полити
ческих наук, профес
сор, действительный
член Академии поли
тических наук Сергей
Черняховский, чело
век, много видевший и
много знающий о клю
чевых событиях новей
шей истории России,
о судьбах Горбачёва
и Ельцина, Лужкова и
Чубайса, Явлинского и
Немцова, Кургиняна и
Александра Яковлева
и многих других поли
тиков вплоть до Медве
дева и Путина.
Портреты людей,
написанные рукой та
лантливого публи
циста, дают читателю
возможность не толь
ко погрузиться в крем
лёвскую политическую
кухню, но и лучше по
нять пружины, которые
двигали историческую
махину российской го
сударственности в два
последние десяти
летия.
Эта книга пробужда
ет память забывших,
даёт знание не знав
шим. И при всём при
том вселяет надежду
на будущее – особенно
в тех, кто её по какимто
причинам теряет.
Год великих историков
У нас в последнюю четверть века страстно полюбили
цитировать Черчилля. Политики, общественные деятели,
обычные граждане то и дело обращаются к «золотым россыпям»
британского происхождения. Определение «демократия
– самый худший вид правления, не считая всех прочих»
скоро будут разу чивать в детских садах для утренников.
Именно к 175-летию Ключевского хочется вспомнить
эту курьёзную практику экспорта авторитетов. Потому что
афористичность нашего юбиляра уникальна, умение тонко
подметить и ярко подать – незаурядно, да к тому же Василий
Осипович всегда с горькой иронией высказывался о
русских англофилах с галломанами. Более того, он даже употреблял
слово «космополит», так что живи великий историк
сегодня, его бы, вполне возможно, записали в сталинисты.
В лекции «Евгений Онегин и его предки» Ключевский так
характеризует поколение, предшествующее главному герою
пушкинского романа: он говорит о среде, которую бы
сегодня назвали элитой, указывает, что в этом социальном
срезе многие попросту не знали своей родины.
«Незнание вело к равнодушию, а равнодушие приводило к
пренебрежению. Чтоб оправдать это пренебрежение к отечеству,
он загримировывался миной мирового бесстрастия,
мыслил себя гражданином вселенной. <...> Вольномыслящий
тульский космополит с увлечением читал и перечитывал
страницы о правах человека рядом с русскою крепостною
девичьей и, оставаясь гуманистом в душе, шёл в
конюшню расправляться с досадившим ему холопом».
Ключевский – парадоксальный, с блестящим чувством
юмора, слогом, умеющий из своей эпохи отбрить любого
современного блогера-либерала – не очень вписывается в
нашу действительность. А между тем 2016 год начинается
с его юбилея. В декабре будет 250-летие Николая Карамзина.
По существу, получается Год истории...
Историческое познание по трудам Ключевского даёт нам
возможность рассмотреть и колоритные повседневные детали
прошлого, но ещё Василий Осипович – «историк общественных
классов» (по выражению одного из его учеников,
М. Богословского). И именно суждения об элитном сословии
кажутся сегодня особенно актуальными.
Продолжение темы на стр. 18
Василий ТРОПИНИН. Гитарист, 1823
Стр.1