www.lgz.ru
№ 41 (6529)
21–27 октября 2015 г.
Выходит по средам
В НОМЕРЕ
«Я дневников
не вёл»
Неслучайно, что юбилей
поэтафронтовика
Евгения Винокурова
совпал с юбилеем
Великой Победы, –
в этом есть промысел,
потому что всё, что делал
этот человек в жизни,
достойно уважения
и восхищения: и дивные
стихи его, и мастерское
ведение семинара
в Литинституте. О своём
учителе вспоминают
благодарные ученики,
теперь сами известные
поэты.
СТР. 4
Пушки должны
молчать
Празднующий 80летие
знаменитый украинский
поэт Борис Олейник
искренне опечален тем,
что творится сегодня
на Украине: «Горько от
всего происходящего.
Но я верю, что очень
скоро народ очнётся,
найдёт пути решения всех
проблем...»
СТР. 7
Русские
в Словакии
В Словакии русский
язык признан на
государственном уровне
языком национальных
меньшинств. Кроме
бюджетной поддержки
культурных программ
это значительно
расширило юридические
права наших
соотечественников.
Как живётся русскому
языку и его носителям
в сегодняшней Словакии?
СТР. 9
Рождённые кем
и зачем?
Очередной сериал
биография «Рождённая
звездой» – о звезде
советской эстрады
– натолкнул на
грустные размышления
о состоянии современного
российского телевидения
и шоубизнеса.
СТР. 10
Бархатный
сезон
Ликует сердце, когда
ты приземляешься
в Симферополе, а
над аэропортом реет
российский триколор.
Приезжих меньше,
чем было когдато, но
ведь и очередей нет.
Неудивительно, что
даже самые отчаянные
пессимисты советовали:
ехать отдыхать надо
в Крым.
СТР. 15
Газета основана в 1830 году
при участии А. С. ПУШКИНА
Издание возобновлено в 1929 году
при поддержке М. ГОРЬКОГО
НЕУТОМЛёННЫЙ ТАЛАНТ
Никита Михалков отмечает 70летие
КНИГА НЕДЕЛИ
Леонид Ивашов.
Опрокинутый мир.
Тайны прошлого –
загадки грядущего.
Что скрывают
архивы спецотдела
НКВД, Аненербе
и Верховного
командования
Вермахта. – М.:
Книжный мир, 2015. –
416 с. – 2000 экз.
И
мя генералполковника Леонида Ива
шова хорошо известно. И сейчас его
можно увидеть в телеэфире на попу
лярных программах, где обсуждается, на
пример, сирийский кризис, участие в нём
России, переломившее ситуацию в регионе,
слышать его всегда здравые и аргументи
рованные суждения. Известный политиче
ский и общественный деятель, специалист
в сфере геополитики, доктор исторических
наук, постоянный член Изборского клуба,
в прошлом начальник Главного управления
международного военного сотрудничества
Министерства обороны РФ является также
автором многих популярных книг. Среди
них «Битва за Россию», «Я горд, что русский
генерал», «Россия и мир в новом тысячеле
тии» и другие. Новая книга, только что вы
шедшая в свет, представит его с совершен
но неожиданной стороны. Ивашов делится
с нами знаниями, которые обычно остаются
достоянием только сильных мира сего.
Автор пишет, что решился на свой «труд
лишь потому, что ждать уже нельзя: человек
неразумный подошёл в своей многогранной
«деятельности» к критической черте, за ко
торой может произойти планетарная ката
строфа».
Шёл паренёк по пустому, звеняще
му ночной тишиной залу станции метро
«Университет». Шёл и мурлыкал неза
мысловатую песенку о том, сколько все
го в жизни может пройти целеустрем
лённый человек. И даже строгий окрик:
«Чего кричишь?!» – не заставил его за
молчать. Мало того, суровая блюсти
тельница порядка, не устояв перед его
обаянием, неожиданно смягчилась и по
просила: «Спой ещё!»
Многое в этой двухминутной сцене из
легендарного советского фильма начала
60х оказалось для человека, сыграв
шего роль того паренька, пророческим.
Были и тундра, и тайга, и Тихий океан,
а лодки с парусами даже оборачивались
вальяжными колёсными пароходами. А
сколько «университетов» ему пришлось
одолеть: помните вывеску над эскала
тором – «Выход к университету»? Вот
только «блюстители» год от года стано
вятся к нему всё суровей и нетерпимей
– жизнь всётаки не кино…
Сам себя Никита Михалков считает
одиноким волком. Почему одиноким?
Всё просто. Профессия требует: режис
сура – очень одинокое дело. Почему
именно волком? Ещё проще. Медведь
сильнее волка. И слон, и тигр, и лев. У
волка же только одно неоспоримое пре
имущество – он в цирке не выступает,
ибо дрессуре не поддаётся.
Михалков снимает кино потому, что не
снимать не может – успеть бы сказать
всё, что должен. Но каждую свою картину
он – обладатель «Оскара» и прочих всяких
«львов», «пальмовых ветвей» и «золотых
раковин» – снимет не как последнюю, а
как… первую. В собеседники приглашает
каждого, кто умеет думать, и думать само
стоятельно – делать собственные выводы
из увиденного, услышанного, прочитан
ного, не утрачивая при этом способность
чувствовать и сострадать. Другие ему не
интересны. Если же вдруг собеседни
ков оказывается гораздо меньше, чем он
предполагал (такое тоже случается), Ми
халков с хладнокровием стоика принимает
как данность, что его картина – «для дру
гого времени» и, уповая на то, что «вре
мя – сестра правды»… принимается за
следующую. Поэтому «профессиональ
ной критике», с какого бы фланга – пра
вого или левого – она ни вела обстрел по
режиссёру и его детищу, остаётся только
скрежетать зубами в бессильной ярости.
А чем можно пронять человека, убеж
дённого в том, что не любят его только
нехорошие люди? И нехорошесть эта,
по его мнению, особо вредного сорта –
нетерпимость к инакомыслию: если вы
так свободолюбивы, господа, то почему
лишаете меня права высказывать мне
ние, отличное от вашего? Свой просве
щённый консерватизм Никита Михалков
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Святой Владимир в судьбе России
К
Сергей МИРОНОВ,
председатель партии
«Справедливая Россия»
На прошлой неделе наш сайт www.lgz.ru
посетили 37 543 человека. Заходите!
В череде исторических дат и
событий новейшего времени
особенное значение приобре
тает 1000летие памяти свя
того равноапостольного кня
зя Владимира (960–1015). С
его именем связывают нача
ло процесса, последствия ко
торого не имеют ничего рав
ного в национальной истории.
Это обращение славянского
населения Руси в христиан
ство, самоопределение наро
да на основе христианской ве
ры. Именно при Владимире мы
окончательно стали русскими.
огда приходят такие да
ты, необходимо соот
нести масштаб события
с современностью. Воздавая
должное человеку, возглавив
шему процесс христианизации
Руси, мы должны использовать
этот повод для осмысления соб
ственной истории, в том числе
и церковной, русской государ
ственности, процесса формиро
вания национального характера,
образа жизни, культуры. Эта да
та одновременно и напоминание
о защите духовных ценностей и
традиций – нашего общего со
циального капитала, сохранение
которого особенно важно в усло
виях мирового кризиса, глобаль
ной нестабильности и новых
исторических вызовов.
Тысяча с лишним лет отделя
ет нас от великой миссии свято
го князя. Его путь к предначер
танной исторической роли был
непростым. Вначале – языч
ник, поклоняющийся идолам,
участник извечных княжеских
между усобиц. И ведь что ин
тересно: до принятия христи
анства сплотить князей ему
никак не удавалось. Но логика
истории и высший промысел
постепенно расставили всё по
местам.
В церковном тропаре Вла
димиру есть такие слова: «…и
обрёл еси бесценный бисер
Христа, избравшего тя, яко
второго Павла». Сравнение
святого равноапостольного
князя с апостолом Павлом не
случайно. Как известно, Па
вел, будучи ещё Савлом, сам
принимал участие в гонениях
на христиан, пока Господь не
явился ему со словами: «Савл,
Савл! что ты гонишь Меня?» В
этот момент жизнь будущего
апостола перевернулась. Не
что похожее наблюдаем и в
жизни Владимира.
Считается, что одним из со
бытий, которые привели к пере
вороту в сознании Владимира,
стала казнь двух захваченных им
в плен варяговхристиан. Они
приняли смерть, не пожелав от
казаться от веры (впоследствии
на месте их казни он возведёт
церковь). Владимиру стало яс
но: единая вера, христианство
готов отстаивать всегда, везде, перед
всеми и в любых обстоятельствах. По
тому что абсолютно солидарен с сэром
Уинстоном Черчиллем: «Кто в молодости
не был либералом, у того нет сердца.
Кто в зрелости не стал консерватором –
у того нет ума». Никита Сергеевич обыч
но ещё добавляет: «И совести!»
У Михалкова, в отличие от подавляю
щего большинства его оппонентов, дол
гая историческая память. Все его попыт
ки заставить нас задуматься о «России,
которую мы потеряли» несводимы к де
монизации условных «красных» и анге
лизации столь же условных «белых», как
это многим хотелось бы представить. Это
призыв вспомнить о том, к чему приводит
разрушение фундамента государственно
сти, осмеяние вековых традиций и незы
блемых ценностей, пренебрежение к соб
ственной истории. При каждом удобном
и неудобном случае Михалков не устаёт
повторять: «До тех пор, пока не воспита
ем в себе уважения к тому, кто мы такие,
к месту, где живём, ничего не изменится.
Всё, что обрушивается на наши головы, –
именно с этой целью. Никогда не спраши
вай Бога: «За что?» Спрашивай: «Зачем?»
Никита Михалков из тех немногих, кто не
только знает, что «бывает всё на свете хо
рошо», но и понимает, что нужно делать,
чтобы так и было.
Продолжение темы на стр. 8, 16
Имея доступ к закрытым материалам, ко
торые находятся в архивах нашей и других
стран, Ивашов на их основании пытается
представить подлинную историю человече
ства – от зарождения первых людей до ны
нешнего дня. Он отвечает на волнующие
вопросы. Например: что искали тайные об
щества и спецслужбы СССР и Германии в
загадочном Тибете накануне Второй миро
вой войны? Правда ли, что вожди НСДАП
укрылись от гнева странпобедительниц под
ледовым панцирем Антарктиды? И конечно,
его волнует вопрос, что ожидает человече
ство в ближайшем будущем.
Наверняка читателю интересно будет
озна комиться с позицией столь авторитет
ного и осведомлённого специалиста.
Выводы автора скорее глубоко тревожны,
чем оптимистичны, но он всё же верит в че
ловеческий разум, верит в особую миссию
России (она, по его мнению, не раз спаса
ла человеческую цивилизацию от страшных
бед), надеется, что своё слово скажут Китай
и Индия, страны Латинской Америки в сво
ём общем противостоянии стандартам, на
вязываемым всем людям со стороны Запада,
прежде всего США.
Международный
фестиваль современной
русской драмы
Открытие фестиваля
1 ноября в 18.30 в Московском
Художественном академическом
театре им. М. Горького.
– это путь к спасению, объеди
нению людей.
Очевидна роль Владимира
как государственника. Подоб
но византийскому императору
Константину, он увидел в пра
вославии единственный путь к
собиранию страны, разделяе
мой родоплеменной борьбой.
Сказывались в ходе этого про
цесса торговые и культурные
связи с Византией. Постепенно
на Руси, вопреки воле языче
ских жрецовволхвов, станови
лось всё больше христиан.
До сих пор существуют раз
ные суждения насчёт известно
го летописного сюжета о «выбо
ре веры» Владимиром. Ктото
высказывает желание понять:
правильно ли поступил Влади
мир, верный ли выбор сделал?
Но русские летописи, как и ев
ропейские хроники, – жанр от
нюдь не строгий. Они перепи
сывались при каждом новом
князе в угоду его политике. По
этому в летописях куда важнее и
информативнее то, как именно
они написаны.
Окончание на стр. 3
Программа фестиваля «Смотрины» на стр. 8
С приветственным словом выступят народная
артистка СССР Татьяна Доронина, министр
культуры РФ Владимир Мединский, предсе
датель Комитета по культуре Государствен
ной Думы РФ Станислав Говорухин.
Стр.1