www.lgz.ru
№ 29 (6517)
15–21 июля 2015 г.
Выходит по средам
В НОМЕРЕ
Хрупкая стяжка
консенсуса
В стране сложилась
уникальная социо
культурная ситуация,
которую называют
«Крымский консенсус»
или «Путинский
консенсус». Судя по
оценкам, социальная база
поддержки президента
– от 85 до 95 процентов
граждан. Они одобряют
внешнеполитический курс
страны, воссоединение
с Крымом, помощь
восставшему Донбассу.
Они же – против
революционных сценариев
смены власти. Но остаются
ещё вопросы внутреннего
развития…
СТР. 3
Огонь в степи
литературной
«Массовой
популяризацией
идей писателей
государственников должны
заниматься не они сами, а
существующие на средства
налогоплательщиков
государственные СМИ», –
считает неравнодушный
к судьбе русской
словесности писатель
и издатель Андрей
Воронцов.
СТР. 4
«Искусство –
это выражение
красоты»
Всемирно известная
оперная певица
Фьоренца Кассотто в
Красноярске побеседовала
с музыкальным
обозревателем «ЛГ».
Личность с вулканическим
темпераментом, умная и
чуткая, она размышляет не
только об опере.
СТР. 8
Подвижников
просим не
беспокоиться
Несмотря на все усилия,
количество мужчин в
школах не увеличивается.
Причина – в низкой
зарплате или в том, что
женщины чувствуют себя
увереннее в обстановке
зависти и интриг?
СТР. 11
На прошлой неделе наш сайт www.lgz.ru
посетили 37 543 человека. Заходите!
М
аленькую подмосков
ную Тарусу так и хочет
ся назвать городомму
зеем. Здесь жили и оставили
свой след Марина Цветаева,
Константин Паустовский, Бел
ла Ахмадулина, Святослав
Рихтер… Трудно пройти мимо
памятника командарму Миха
илу Ефремову с надписью «Не
предавшему Родину и солдат»
– явному антиподу печально
известного генерала Власова.
А на днях здесь торжествен
но, при большом стечении на
рода открыли памятник ещё
одной, может быть, самой за
гадочной культурной знамени
тости – Николаю Заболоцко
му. Автор «Столбцов», вначале
обэриут, затем традициона
лист, Заболоцкий прожил в Та
русе последние два года своей
жизни. И лишь сегодня многие
из нас начинают осознавать,
что это не просто прекрасный
русский поэт, но и открыватель
целой эпохи – русского брон
зового века.
На открытии выступили
врио губернатора Калужской
области А. Артамонов, глав
ный редактор «ЛГ» Ю. Поляков,
литературовед М. Голубков и
другие.
– В Тарусе лежит «камень»
Марины Цветаевой – с ней
связан уже довольно старый
культ, – рассказал «ЛГ» ини
циатор установки памятника
Н. Заболоцкому философ, по
литолог и социолог религии,
Газета основана в 1830 году
при участии А. С. ПУШКИНА
Издание возобновлено в 1929 году
при поддержке М. ГОРЬКОГО
ТОТ САМЫЙ РЫБНИКОВ
КНИГА НЕДЕЛИ
Сергей
Алексеев.
Великое рас
селение сла
вян. 672–679
гг. – М.: Ве
че, 2015. –
320 с. – 2000
экз.
Эта историческая книга сегодня
приобретает особое значение. Вокруг
славянской темы в последнее время
образовалось множество спекуляций,
причём производители этих псевдо
исторических теорий отличаются
редкостным невежеством. Хорошо,
что есть такие писателиисторики,
как Сергей Алексеев, которые дела
ют ставку не на эффектные, ничем не
оправданные вульгарные версии, а на
скрупулёзное изучение источников.
Вступительная часть так и называет
ся: «Источники». В ней автор расска
зывает, на какие труды он опирался
при написании своей книги.
Под объектив исследователя попал
тот овеянный тайной период мировой
истории, когда в Византии произошла
так называемая революция Фоки,
приведшая к свержению императора
Маврикия и существенно ослабившая
империю. В это время славяне в сою
зе с аварским каганатом и племенами
лангобардов активно участвуют в по
ходах против Ромеи (ВосточноРим
ской империи), что способствует их
значительному расселению на Балка
нах и в Подунавье.
«Композитор года», миллионные тиражи винило
вых пластинок, припавшие к экранам стар и млад,
когда идут фильмы с его музыкой – «Приключения
Буратино», «Про Красную Шапочку», «Через тернии
к звёздам», «Тот самый Мюнхгаузен», – этот ряд
каждый может продолжить сам… Зашкаливающие
аншлаги на показах первых в СССР рокопер, попав
ших сразу в разряд культовых событий, – «Звезда
и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось». Вы
конечно же назвали это имя – Алексей Рыбников,
композитор, которого обожали миллионы людей,
причём задолго до официального признания и го
сударственных наград.
«Не останавливаться на достигнутом» – таким
видится кредо музыканта, недавно отмечавше
го 50летие творческой деятельности, а в эти дни
празднующего 70й день рождения. Среди сюжетов
биографии Рыбникова пунктирной линией проходит
история его собственного театра. В 1988 году он ор
ганизует производственнотворческое объедине
ние «Современная опера», а в 1999м появляется
театр «Творческая мастерская Алексея Рыбникова»,
где композитор продолжает искать новые формы
синтеза драмы и оперы.
«Эстетика моей мастерской резко отличается
от того, что делается сейчас в современных музы
кальных театрах, – не раз подчёркивал в интервью
Алексей Рыбников. – Там – нацеленность на раз
влечение. У меня же так получилось, что все про
изведения, начиная со «Звёзды и смерти Хоакина
Мурьеты», «Литургии оглашенных», не говоря уже о
«Юноне и Авось», где многое связано с религиозной
сферой, затрагивают очень серьёзные темы». Одна
из последних работ юбиляра – «Живые картины вре
мён Александра I и Наполеона Бонапарта» по рома
ну Льва Толстого «Война и мир». И здесь Рыбников
верен идеалам высокого искусства: никакого попу
лизма, заигрывания с толпой: «Мне было интерес
но показать столкновение русского и европейского
мировоззрений, подчеркнуть линию противостоя
ния Александра и Наполеона». Не правда ли, акту
ально как никогда?!
Казалось бы, есть все основания почивать на
лаврах. Алексей Рыбников – народный артист Рос
сии, лауреат Госпремии, независимой премии
«Триумф», член Совета при Президенте России по
культуре и искусству и Комитета по премиям Пра
вительства Москвы… Но сам он считает иначе: «Ес
ли есть «отчаяние поиска», то ты жив и всё будет в
порядке». Поэтому наш герой меняет амплуа: «Я
первый в мировой истории композитор, который
будет снимать музыкальный фильм, выступая в
СОБЫТИЕ
Первому поэту бронзового века
постоянный автор нашей газеты
Александр Щипков (на снимке).
– Существует музыкальный культ
Святослава Рихтера, два раза в
год проводятся «Рихтеровские
фестивали» оченьочень хороше
го уровня. В их тени находятся
другие тарусяне – БорисовМу
сатов, Иван Цветаев, Эфрон, Ви
ноградов и многие другие. Но
очевидно, что без Заболоцкого
этот ряд неполный.
простоты, открытости, ума и до
верчивости.
Автор памятника – Александр
Казачок. Он сделал Заболоц
кого таким, каким он был сразу
после лагеря, примерно соро
калетним. И сумел передать его
особое состояние – сочетание
Прозвучало предложение при
своить имя Н. Заболоцкого ки
ноконцертному залу, рядом с ко
торым установлен памятник. Это
предложение горожане встретили
аплодисментами.
Соб. инф.
качестве режиссёра. Ни один композитор в исто
рии человечества за подобное безумие не брался».
Нас ожидает картина «Дух Соноры» – новая версия
«Хоакина Мурьеты» по сценарию Юлия Кима.
В третьем тысячелетии композитор всё боль
ше времени посвящает созданию произведений
в академических жанрах: появляются одна за дру
гой симфонии, инструментальные концерты. Вы
дающиеся классические артисты считают за честь
осуществлять их премьерные исполнения. «Для ме
ня Рыбников, как это ни удивительно, академиче
ский композитор, классик, – признаётся Александр
Сладковский, главный дирижёр Госоркестра Респу
блики Татарстан. – Мне было 15 лет, когда я впер
вые услышал его рокоперы – «Хоакина Мурьету»
и «Юнону и Авось». Танцевал с девочками под эту
музыку, влюблялся, страдал. Так что вся моя жизнь
прошла под знаком Рыбникова. Но, соприкоснув
шись как дирижёр с его творчеством, восприни
маю его как автора выдающейся классической му
зыки, многих шедевров на все времена. Его Пятая
симфония «Воскрешение мёртвых» – невероятно
сложная партитура для огромного состава испол
нителей – торжество оптимизма и жизнеутвержда
ющей энергии. И в этом весь Рыбников: масштаб,
глубина, сила».
Автор очень подробно и логично
описывает весь событийный кон
текст этого исторического отрезка,
все предпосылки деяний тех или иных
политиков. Из текста мы узнаем, ка
ким образом в начале VII века нашей
эры славянские племена оказались на
Охридских землях (современная Ма
кедония), где более двух веков спу
стя Кирилл и Мефодий работали над
созданием первой славянской азбу
ки, как сложно складывались отно
шения славян с союзниками, как бы
стро преуспевали они в ремёслах и
воинском искусстве, а также о мно
гом другом.
Эта книга понравится тем, для кого
магия названий тех лет, подробности
битв и осад, имена героев – не пустой
звук, для тех, кто воспринимает исто
рию не как сухой перечень фактов, а
как ключ к духовной жизни, кото
рая неразрывна для человечества. Из
книги видно, что славяне впитали в
себя много тенденций, испытали не
мало генетических и этнических атак,
переняли у соседей и союзников мас
су полезного, а образование огромно
го славянского мира есть следствие
не агрессивной попытки завоевать
новые территории, а естественного
хода истории.
Книга Сергея Алексеева – важней
ший фактор исторического просве
щения, так необходимого для разви
тия цивилизованного общества.
Валерий ПЛОТНИКОВ
Фёдор ЕВГЕНЬЕВ
Стр.1