www.lgz.ru
№ 46 (6487)
19–25 ноября 2014 г.
Выходит по средам
В НОМЕРЕ
Почему нас
не любят?
Людям хочется, чтобы их
любили. Того же хочется
любому сообществу,
стране и народу.
Нормальное человеческое
свойство. Увы, не такто
просто достижимое.
СТР. 2
О бриге
в бурном море
Газета основана в 1830 году
при участии А. С. ПУШКИНА
Издание возобновлено в 1929 году
при поддержке М. ГОРЬКОГО
КУЗНЕЦ СВОЕГО ТЕАТРА
Режиссёру Борису Морозову – 70
КНИГА НЕДЕЛИ
Владимир Никитин. Время несбывшихся
надежд. Петроград–Ленинград. 1920–1930. –
СПб.: Лимбус Пресс, Издательство
К. Тублина, 348 с. – 2000 экз.
Представляем стихи
крымских поэтов.
Они не вписывались
в жовтоблакитный
культурный ландшафт,
попадая в разряд
«чужеродных» элементов.
СТР. 6
Путь Каина
Человечество приходит
к мысли о реальной
возможности гибели
земной цивилизации
через самоуничтожение.
Уничтожение
человеколюбивого
в человеке ведёт к
антропологической
катастрофе.
СТР. 9
Теленравы
Изо дня в день вся
страна с помощью этих
токшоу превращается
в свидетелей
отвратительного сборища,
где каждый считает себя
вправе оскорбить другого,
допрашивать, вести
следствие, объявлять
приговор окончательный
и обжалованию не
подлежащий.
СТР. 10
Бей своих,
чтобы чужие
смеялись
Пока существуют
КВН, «Comedy club»
и «Кривое зеркало»,
продукция иностранных
автопроизводителей в
рекламе не нуждается.
Наши мастера юмора
так лупят отечественный
автопром, словно состоят
в картельном сговоре с
конкурентами. Бизнес и
ничего личного?
СТР. 12
ИДЕАЛЫ
Ему выпала счастливая
судьба. Театральная судь
ба. Она вела его по жизни в
единственно верном направ
лении, не давая свернуть, по
следовательно выстраивая
свою линию.
Поначалу всё складыва
лось совсем не потеатраль
ному: отец – кадровый воен
ный, детство по гарнизонам,
затем – политехнический вуз,
специальность инженера…
Работал на металлургическом
комбинате… кузнецом сво
бодной ковки. А потом пришло
желание создать студенче
ский театр эстрадных миниа
тюр (СТЭМ), и первый шаг был
сделан.
Театральная судьба при
вела его в ГИТИС на режис
сёрский курс, начинавшийся
без руководителя, без масте
ра, но пришёл Андрей Попов,
возглавлявший в ту пору Те
атр Советской армии, и зна
ковый поворот судьбы прои
зошёл. Тогда ещё не вполне
осознанный, он наметил для
Бориса Морозова направле
ние пути, пусть не сразу, но
объединил в жизни режис
сёра театр и армию.
Судьба привела его и на
звёздный курс, и в театр Ста
ниславского, переживший в
конце 70х необыкновенный
подъём, волну куража: на спек
такли тех лет было не попасть,
они соперничали остротой и
новизной с постановками Та
ганки и Эфроса…
Так была поставлена высо
кая планка, и снижать её было
немыслимо.
СОБЫТИЕ
Единство истории и народа
В Москве в храме Христа Спасителя прошло заседание XVIII Всемирного русского народного собора
«Единство истории, единство народа, единство России».
И ЕДИНСТВО
Из выступления Патриарха
Московского и всея Руси КИРИЛЛА
на XVIII Всемирном русском
народном соборе:
На прошлой неделе наш сайт www.lgz.ru
посетили 32 126 человек. Заходите!
– Сегодня нередко слышатся
голоса, призывающие принять
как некий эталон какойлибо
один период нашей истории, од
новременно принижая, умаляя и
всячески критикуя значение дру
гих периодов. Ктото идеализи
рует дореволюционное прошлое,
не видя в советской эпохе ниче
го, кроме гонений на Церковь и
политических репрессий. Другие
утверждают, что именно совет
ский период был нашим золотым
веком, за пределами которого –
лишь социальное неравенство,
коррупция и технологическая
отсталость.
Думаю, что мы должны взять
из различных исторических пе
риодов всё понастоящему зна
чимое и ценное. Нам нужен ве
ликий синтез высоких духовных
идеалов Древней Руси, государ
ственных и культурных дости
жений Российской империи,
социальных императивов соли
дарности и коллективных уси
лий для достижения общих це
лей, определявших жизнь нашего
общества большую часть века ХХ,
справедливое стремление к осу
ществлению прав и свобод граж
дан в постсоветской России.
Платформой для упомянутого
синтеза должно стать единство
культуры, непрерывно и преем
ственно развивавшейся на про
тяжении всей тысячелетней рус
ской истории.
Государство, созданное на ба
зе такого синтеза, в полной мере
будет отражать идеалы библей
ских заповедей, лежащих в осно
ве всех истинных представлений
об этике, о должном и не долж
ном. Опираясь на заповеди «не
убий», «не укради», «не лги», «не
прелюбодействуй», оно сможет
решительно подавить организо
ванную преступность, корруп
цию, индустрию разврата и раст
ление молодёжи.
Именно такое государство бу
дет способствовать укреплению
связи между свободой личности
и ответственностью, гражданской
самоорганизации народа, постро
ению солидарного общества.
Впитанные русской культурой
христианские идеалы светили на
всех крутых поворотах нашего
исторического пути, как путевод
ная звезда перед волхвами. Они не
дают сбиться с дороги и сегодня.
Окончание на стр. 3
Судьба приводила режис
сёра в разные театры – и он
был… разным. Нет, не раз
ным, талантливый человек
всегда остаётся самим собой,
но на каждой площадке откры
вались новые грани его дара,
поновому воспринималось
его видение природы театра.
И всегда, всегда он оставался
верен психологическому теа
тру, театру Станиславского…
Скоро будет двадцать лет,
как он возглавляет Театр Рос
сийской армии, тот самый, в
который пришёл сразу после
института; и такое соединение
армии и театра в его судьбе –
как возвращение к истокам.
Мог ли Морозов, родом из се
мьи военного и ученик Попова,
встать во главе какогонибудь
иного театра?..
Сегодня Борис Морозов –
Мастер, выдающийся пред
ставитель плеяды режиссё
ров своего поколения конца
XX века. Много работает и как
педагог, и как приглашённый
режиссёр: ставит в России и
за рубежом; например, в Бел
городе его спектакли стали на
стоящим открытием…
Театру принадлежит и стар
ший брат Анатолий, известный
режиссёр; племянник и млад
шая дочь – тоже люди театра
(режиссёр и актриса). И такая
последовательность, такое
профессиональное единение
семьи лишний раз показывают,
как неслучаен этот путь, на ко
торый в далёкой юности приве
ла Бориса Морозова его счаст
ливая театральная судьба.
Продолжение темы на стр. 8
Многое в наше время можно купить, не по
кидая дивана: не только продукты с промтова
рами, но и регалии, почёт, а подчас и дружбу,
хотя и неверную. Но принцип «всё на продажу»
не работает в отношении семейных фотогра
фий. Они не продаются. А наша семья – это не
только родня «по паспорту», но и вся страна.
Судьбато общая! Листая эту массивную книгу
из цикла, включающего пять фолиантов, по
нимаешь: здесь собраны семейные фотогра
фии каждого из нас. Там существуют наши от
цы и деды, можно даже рассмотреть – гдето на
общем плане – их силуэты и лица. В чёрнобе
лой, но не терявшей оптимизма «массовке».
Известный фотохудожник и историк фото
графии ленинградец Владимир Никитин со
брал яркие работы, передающие стиль эпохи,
дух того Ленинграда, того Советского Союза.
Самые точные и неожиданные. Они хотели
построить нечто небывалое, дерзко обживали
дворцы, имперские проспекты в своих спор
тивных тапочках. Верили пропаганде, видели
в ней вызов отмирающему старому миру. В
этом смысле с тех пор ничего не изменилось:
всяческой рекламе, всевозможной агитации и
сегодня верят безоглядно – что в Штатах, что
в России, что в Иране.
Память о прошлом страны, о предвоенном
Ленинграде, которому суждено было хожде
ние по мукам в 1941 году. Владимир Никитин
собрал замечательные фотографии, у каждой
– особый характер. Многие публикуются
впервые – как послание из прошлого. Но де
ло не только в художественном впечатлении.
Мы видим знаменитых и простых ленинград
цев – вперемешку. Образ получается сложнее,
чем это заявлено в названии, с которым хочет
ся поспорить.
Смысл того, что мы видим, многогран
нее, чем просто ностальгическое сожаление
о несбывшихся надеждах. Ведь это только на
первый взгляд эти люди, «одетые во всё не
по росту», – воплощённая наивность. Целе
устремлённости в них было больше, чем наи
вности. Они умели преодолевать трудности и
готовились побеждать. Они и победили, да
же если погибли до Мая 1945го. То есть по
строили и защитили свою страну. Смотрим на
эти фотографии – и как будто звучит «Марш
энтузиастов» Исаака Дунаевского. А иногда
вглядишься – и послышится грозная музыка
другого современника героев этого сборника,
Сергея Прокофьева. И это верная примета: та
эпоха наполнена сильными художественными
образами. Насыщенное время не только для
строителей и шахтёров, но и для художников.
Большое искусство тогда давало последний
бой коммерции. И к индустрии, и к спорту
тоже относились как к искусству, с высокой
меркой, с пафосом и задором.
Перед войной на вытоптанном поле кон
структивизма рождался и «Большой стиль»,
провозглашавший «освоение классического
наследия». Его рождение угадывается на не
которых фотографиях.
Окончание на стр. 9
ТРЕТИЙ ВЕК С ЧИТАТЕЛЯМИ
Дорогие друзья!
Во всех почтовых отделениях
открыта подписка на «ЛГ» на 2015 г.
Подписные индексы:
• По Объединённому каталогу
«ПРЕССА РОССИИ»:
50067 – подписка для новых индивидуальных под
писчиков;
34189 – льготная подписка для индивидуальных
подписчиков, имеющих подписной абонемент на 2е
полугодие 2014 года, а также для библиотек всех ве
домств, для инвалидов всех групп, ветеранов и участ
ников Великой Отечественной войны, тружеников
тыла, бывших узников концлагерей, жертв незакон
ных политических репрессий, ветеранов и инвалидов
боевых действий в Чечне и в Афганистане;
11717 – годовой индекс на 2015 год.
• По каталогу российской прессы
«ПОЧТА РОССИИ»:
99168 – для новых индивидуальных подписчиков;
99703 – для постоянных подписчиков, имеющих
подписной абонемент на 2е полугодие 2014 г.;
99468 – для предприятий и организаций.
• Оформление подписки с доставкой на дом через
сайт www.lgz.ru
• В редакции «Литературной газеты» до 15 декабря
2014 г. вы можете оформить льготную подписку на 2015
год по цене:
1е полугодие 2015 года – 450 руб.;
годовая подписка – 900 руб.
ИТАРТАСС
Стр.1