УДК 629.113 Совершенствование расчета устойчивости трициклов Д-р техн. наук Г. И. МАМИТИ, канд-ты техн. наук С. Х. ПЛИЕВ (Горский ГАУ, avtofak.ggau@yandex.ru), В. Б. ТЕДЕЕВ (Юго-Осетинский госуниверситет) Аннотация. <...> Статья посвящена совершенствованию ранее разработанных методов расчета критериев статической (критические углы сползания и опрокидывания) и динамической (критические скорости начала заноса и начала опрокидывания на повороте) устойчивости трициклов, которые могут также выполняться в виде трехколесных автомобилей и тракторов. <...> Если проследить развитие колесной техники, приводимой в движение мотором, то первыми были трехколесные тележки с одиночным передним управляемым колесом, простые и удобные в управлении. <...> Однако трициклы, как будем называть их далее, имеют существенный недостаток — значительно меньшую устойчивость против опрокидывания по сравнению с четырехколесными шасси (квадрациклами), вследствие чего они и были вытеснены последними. <...> Интерес к устойчивости колесных машин естественен, ибо безопасность движения машин без нее невозможна. <...> В целом же создание колесной машины, максимально приспособленной к условиям эксплуатации, обладающей высокими динамическими свойствами, надежностью, экономичностью и безопасностью для человека и окружающей среды, остается непреходящей задачей для всех поколений машиностроителей, для решения которой нужны глубокие знания и точный расчет. <...> Следовательно, единственный путь решения задачи создания надежной машины с минимально возможной материалоемкостью и другими полезными качествами — совершенствование методов теории, конструирования, расчета и испытаний колесной машины, а также использование новых высокопрочных и легких конструкционных материалов [1]. <...> Условимся, что под термином "трицикл" будем иметь в виду не только собственно трицикл в современном понимании, но и трехколесные автомобили и тракторы, оси опрокидывания которых находятся в плоскости <...>