МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
О.Н. Бабаева
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА
Учебное пособие
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2017
Стр.1
Введение
В предлагаемом учебном пособии подробным образом анализируются
отношения, складывающиеся на рынке труда, затрагивающие проблемы
большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются
уровни занятости населения, а существенным следствием процессов,
происходящих на рынке труда, становится безработица – явление негативное,
но практически неизбежное.
Цель данного пособия состоит в раскрытии как общих, так и специфических
социально-экономических процессов, возникающих на рынке труда:
обеспечения занятости населения; рассмотрения проблем безработицы и
постановки на учет граждан, лишившихся работы.
При изложении теоретического материала использовались международные
нормы, Трудовой кодекс РФ, положения Закона о занятости населения
в РФ и иные нормативно-правовые акты.
При подготовке настоящего пособия использованы нормативноправовые
акты по состоянию на 1 октября 2016 г., размещенные в справочно-правовой
системе «КонсультантПлюс».
Предназначено для студентов бакалавриата и магистратуры, изучающих
учебные дисциплины «Трудовое право РФ», «Рынок труда», «Основы
управления персоналом предприятия», а также дисциплины, связанные с
защитой трудовых прав работников.
3
Стр.3
• обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание
санаторно-курортных зон;
• организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;
• проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись
населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);
• другие доступные виды трудовой деятельности.
Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные
в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы,
безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных
работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия
по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах
службы занятости свыше шести месяцев.
Участие граждан в общественных работах допускается только с их
согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние
здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные
особенности граждан.
С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается
срочный трудовой договор. Срочный трудовой договор об участии
гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно
при устройстве на постоянную или временную работу.
2. Зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных
предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной
практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья
профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами
подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее –
индивидуальные предприниматели).
3. Занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам.
4.
Выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера,
предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг,
авторским договорам, а также являющиеся членами производственных
кооперативов (артелей).
5. Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую
должность.
6. Проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу,
а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной
службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
7. Обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, включая обучение по направлению
государственной службы занятости населения (далее – органы службы
занятости).
6
Стр.6
8. Временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью,
отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой
производства, вызванной забастовкой, призывом на военные
сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной
службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных
обязанностей или иными уважительными причинами.
9. Являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением
учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая
форма которых не предполагает права учредителей (участников)
на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ
собственников жилья, а также членов жилищных, жилищностроительных,
дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных
потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей
граждан, которые не получают доход от их деятельности.
10. Являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Т а б л и ц а 1
Особенности определения понятия «занятое население»
По методологии МОТ
(которой следует Росстат)
Занятые – это лица обоего
пола в возрасте 16 лет и
старше, а также лица младших
возрастов, которые в
рассматриваемый период:
– выполняли работу по
найму за вознаграждение на
условиях полного либо неполного
рабочего времени,
а также иную приносящую
По Федеральному закону «О занятости
населения в Российской Федерации»
Занятыми считаются граждане:
– работающие по трудовому договору, в том
числе выполняющие работу за вознаграждение
на условиях полного либо неполного рабочего
времени, а также имеющие иную оплачиваемую
работу (службу), включая сезонные,
временные работы, за исключением общественных
работ (кроме граждан, участвующих
в общественных работах и указанных
в п. 3 ст. 4 Закона)3;
3 Из числа граждан, участвующих в общественных работах, Федеральный закон относит
к занятым: I) впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих
квалификации; 2) уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего
началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
3) прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, 4) вышедших из
членов крестьянского (фермерского) хозяйства; 5) стремящихся возобновить трудовую деятельность
после длительного (более одного года) перерыва; 6) направленных органами
службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия; 7) отказавшихся
пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование
после окончания первого периода выплаты пособия по безработице); 8) состоящих
на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
9) обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
7
Стр.7
доход работу самостоятельно
или у отдельных граждан
независимо от сроков получения
непосредственной
оплаты
или дохода за свою
деятельность; (военнослужащие,
работники органов
внутренних дел, Государственной
противопожарной
службы, учреждений и органов
уголовноисполнительной
системы по
методологии МОТ относятся
к выполняющим работу
по найму, т.е. занятым);
– временно отсутствовали
на работе:
из-за болезни или травмы,
ухода за больными; ежегодного
отпуска или выходных
дней; компенсационного
отпуска или отгулов,
возмещения сверхурочных
работ или работ
в праздничные (выходные)
дни; работы по специальному
графику; нахождения
в резерве (при
работе на транспорте); установленного
законом отпуска
по беременности,
родам, уходу за ребенком;
обучения, переподготовки
вне своего рабочего места,
учебного отпуска; отпуска
без сохранения содержания
или с сохранением
содержания по
инициативе администрации;
забастовки; других
подобных причин;
– выполняли работу без
оплаты на семейном
предприятии
– зарегистрированные в установленном порядке
в качестве индивидуальных предпринимателей,
а также нотариусы, занимающиеся
частной практикой, адвокаты, учредившие
адвокатские кабинеты, и иные лица,
чья профессиональная деятельность в соответствии
с федеральными законами подлежит
государственной регистрации и (или)
лицензированию;
– занятые в подсобных промыслах и реализующие
продукцию по договорам;
– выполняющие работы по договорам гражданско-правового
характера, предметами которых
являются выполнение работ и оказание
услуг, авторским договорам, а также являющиеся
членами производственных кооперативов
(артелей);
– избранные, назначенные или утвержденные
на оплачиваемую должность;
– проходящие военную службу, альтернативную
гражданскую службу, а также службу в
органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службе, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы;
– обучающиеся по очной форме обучения в
организациях, осуществляющих образовательную
деятельность, включая обучение по
направлению государственной службы занятости
населения;
– временно отсутствующие на рабочем месте
в связи с нетрудоспособностью, отпуском,
переподготовкой, повышением квалификации,
приостановкой производства, вызванной
забастовкой, призывом на военные
сборы, привлечением к мероприятиям,
связанным с подготовкой к военной
службе (альтернативной гражданской
службе), исполнением других государственных
обязанностей или иными уважительными
причинами;
– являющиеся учредителями (участниками)
организаций, за исключением учредителей
(участников) некоммерческих организаций,
организационно-правовая форма
8
Стр.8
которых не предполагает права учредителей
(участников) на получение дохода от
деятельности этих организаций, включая
членов товариществ собственников жилья,
а также членов жилищных, жилищностроительных,
дачных, гаражных кооперативов
и иных специализированных потребительских
кооперативов, создаваемых
в целях удовлетворения потребностей
граждан, которые не получают доход
от их деятельности;
– являющиеся членами крестьянского
(фермерского) хозяйства
В законодательстве и практике деятельности федеральных органов
исполнительной власти, реализующих государственную политику в области
занятости, сложились различные разделения на виды занятости в зависимости
от того или иного аспекта данного общественного отношения.
Так, различают занятость продуктивную, социально-полезную, полную,
рациональную, эффективную, скрытую и др. В пределах этих видов
занятости выделяют такие формы как частичную, временную, гибкую занятость
и др.
Продуктивная занятость — это занятость населения в общественном
производстве. Она характеризуется численностью занятых людей из
числа экономически активного населения, определенной в соответствии с
методологией учета занятости МОТ и методикой Росстата,
Социально полезная занятость определяется числом людей, не
только занятых в общественном производстве, на военной службе, альтернативной
гражданской службе, службе в органах внутренних дел, но и обучающихся
очно (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего
хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками. Это понятие
близко по своему содержанию понятию занятости, данному в Федеральном
законе о занятости населения (за исключением занятых в домашнем хозяйстве,
уходом за детьми и больными родственниками, которых этот закон
занятыми не считает).
Рациональная занятость определяется отношением величины продуктивной
занятости к величине занятости социально полезной. Уровень
рациональной занятости — гипотетическая величина, требующая научного
обоснования и имеющая, как это можно предположить, для каждого этапа
экономического развития страны определенную оптимальную величину,
выше и ниже которой степень рациональности понижается.
9
Стр.9
Эффективная занятость – теоретическое понятие, подразумевающее
использование персонала без потерь рабочего времени, когда достигается
наибольший экономический результат. В связи с подобным понятием уместно
ставить вопрос о степени эффективности занятости как об отношении
явочного фонда рабочего времени занятых к их номинальному фонду рабочего
времени. Если рациональную занятость нужно оптимизировать, то эффективную
занятость нужно максимизировать.
Скрытая занятость – это занятость людей, находящихся вне сферы
учета официальных органов в незарегистрированных хозяйственных структурах,
которые не платят налоги. К такому виду занятости относится теневая
экономика или ее неформальный сектор – нелегальные производство
товаров, строительные работы, сфера бытовых услуг (нелегальный ремонт
квартир, бытовой техники, частные уроки, медицинские услуги, пошив
одежды и др.), торговля с рук и т.п.
Частичная занятость – форма занятости, характеризующаяся сокращенным
объемом недельной трудовой нагрузки. Нормальная продолжительность
рабочей недели, установленная Трудовым кодексом Российской
Федерации, составляет не более 40 часов. Меньшая недельная продолжительность
рабочего времени установлена для работников в возрасте до
18 лет, инвалидов I или II группы, для работников, занятых на работах с
вредными и (или) опасными условиями труда. Сокращенная продолжительность
рабочего времени устанавливается федеральными законами также
для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и
др.). Во всех прочих случаях сокращенная по сравнению с нормальной продолжительность
трудовой нагрузки работника дает основание относить его
к частично занятому. В некоторых источниках частичную занятость называют
неполной занятостью.
Одна из распространенных классификаций занятости на основании
полноты охвата трудоспособного населения – это её подразделение на полную
и неполную занятость.
Неполная занятость – это занятость в режиме неполного рабочего
дня или сокращенной рабочей недели, а также при административных отпусках
без сохранения содержания или с частичной оплатой. Подобная разновидность
занятости населения была распространенной практикой на многих
российских предприятиях в первые годы перехода экономики России
на рыночные отношения.
Полная занятость – это такое экономическое состояние общества,
когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует
циклическая безработица, но при этом сохраняется естественный уровень
безработицы, определяемый величиной фрикционной и структурной безработицы.
Полную занятость населения следует отличать от полной занятости
работников, которая в отличие от их частичной или временной занято10
Стр.10