Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
В.Н. Матонин
«НАШЕ МОРЕ - НПШЕ ПОЛЕ»
Социокультурное пространство
северной деревни:
генезис, структура, семантика
Монография
Архангельск
ИПЦ САФУ
2013
Стр.1
УДК 316.72(1-22)+94(470.11):39
ББК 60.546.22-4+63.529(235.1)
М345
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским
советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор Е.И. Аринин,
доктор исторических наук, профессор П.В. Боярский,
доктор философских наук, профессор Ю.В. Линник
Матонин, В.Н.
М345
«Наше море - наше поле». Социокультурное пространство северной
русской деревни: генезис, структура, семантика: монография
/ В.Н. Матонин; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова.
- Архангельск: САФУ, 2013. - 334 с.
ISBN 978-5-261-00781-4
В монографии проанализирована феноменология северного направления
в ценностной топографии. На основе учения о теургии
рассматриваются генезис, структура и семантика социокультурного
пространства крестьянского мира в период, предшествовавший «великому
перелому» 20-30 годов XX века.
Издание адресовано аспирантам, преподавателям философии,
культурологи и истории, специалистам.
УДК 316.72(1-22)+94(470.11):39
ББК 60.546.22-4+63.529(235.1)
Издание осуществлено при финансовой поддержке гранта РФФИ ^
№ 11-06-98800р_север_а «Комплексное исследование общественной
и благотворительной деятельности в Евро-Арктическом регионе
в прошлом и настоящем» и гранта РГНФ (проект № 12-13-29004 а/С
«Образы финно-угорского, скандинавского и русского православного
наследия в этнокультурном ландшафте Поморья»)
ISBN 978-5-261-00781-4
© Матонин В.Н., 2013
© «Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2013
Стр.2
Оглавление
Введение
Глава I. От «перехода» - к Преображению
Феноменология движения и цели в ценностной топографии
«Северность» русской культуры
Богословие арктического мореплавания
«Русский Север» как этнокультурное понятие
Глава П. Соловецкий монастырь - «крестьянское царство»
Географическое и мифологическое измерения Соловецкого архипелага
«Дом
Спаса и Николы» - духовный, хозяйственный и военный
центр Русского Севера
Генезис смыслов: от идеала - к идеологии
Метаморфозы пространства: от монастыря - к лагерю
«Священный остров» как образ и символ Поморья
Диахрония
Синхрония
Глава III. Онежское Поморье и Поонежье:
от «моря» - до «поля»
Признаки переходности в ландшафте и этнокультурной типологии
Оформление социокультурного пространства
Локальные и универсальные особенности промысловой культуры
Онежского Поморья в конце XIX - начале XX века
Поморский берег Белого моря
Онежский берег Белого моря
Христианские архетипы в крестьянской культуре Поонежья на рубеже
XIX и XX веков
Верховье и Сырья
Чекуево и Турчасово
Крестьянский мир и социокультурные инверсии 1920-х годов
Глава IV. Кенозерье и Лекшмозерье:
структура социокультурного пространства
Имянаречение как механизм конструирования социокультурного
пространства Кенозерья
Кенозерье в местном фольклоре
Способы маркирования пространства
«Уличные фамилии» и прозвища
Сакральный ландшафт Лекшмозерья
Заключение
Приложение. «Раньше и ноне» (Рассказы жителей Кенозерья и Лекшмозерья)
200
200
202
205
208
224
230
87
88
96
96
133
144
144
168
184
46
50
61
71
83
83
85
20
24
27
39
4
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Логика исследования генезиса, структуры и семантики социокультурного
пространства северной деревни предполагает соотнесение
этнокультурных понятий «Русский Север», «Поморье» и
«Соловки» как границ - государственной, экзистенциальной, духовной.
Обращенность к сюжетам русского Средневековья и всеобщей
истории оправдана необходимостью осмысления генезиса
пространственных представлений. В период с конца XIX века по
1930-е годы религиозно-культурный уклад северного крестьянства
достиг полноты развития и начал лавинообразно модернизироваться
в сторону универсальности. Это определило особый интерес
к эпохе «великого перелома».
Сельские поселения, возникшие в результате славянской колонизации
Севера, группировались вдоль рек и озер, где доминирующей
пространственной координатой было направление «юг - север».
От Соловецкого монастыря, имевшего стратегическое значение
в духовной «навигации» северного крестьянства, морские
дороги открывались в сторону Арктики. Структура монографии
определена движением с севера на юг: от Соловецкого архипелага
к Онежскому Поморью, Поонежью, Кенозерью и Лекшмозерью.
Направление задано рекой Онегой как наиболее кратким путем,
соединяющим Онежский залив с Каргопольем, куда входят Лекшмозерье
и Кенозерье.
Актуальность избранной темы обусловлена главенствующей
ролью крестьянства в истории, культуре и хозяйственной жизни
Русского Севера. Без осмысления универсальных механизмов
конструирования пространственных представлений в наше время
невозможны созидательная деятельность, определение ценностносмысловых
приоритетов, разработка эффективных экономических
моделей.
Если рассматривать время как четвертое измерение пространства,
то перемены геологического масштаба в истории почти не
Стр.4
заметны. В постиндустриальную эпоху пространственные представления
распахнулись в микро- и макромиры. Виртуальное
пространство стало фактом повседневной реальности современного
человека. Слово «виртуальный» происходит от латинского
virtualis - возможный, вероятный, проявляющийся в определенных
условиях
1
. «Реальный» - от латинского realis - вещественный.
Реалия - предмет, вещь. Реализовывать - осуществлять, приводить
в исполнение
2
.
В повседневной речи мы нередко слышим и произносим слова
«как бы» и «якобы», подразумевающие разделение формы и
содержания. Где граница между реальностью и виртуальностью?
В реализуемой потребности. Напряженность жизни измеряется в
волевых актах, превращающих намерения в материализованный
результат.
Что такое человек и что есть реальность? Это основные вопросы
онтологии. Мы исходим из представлений о человеке, которые
сформулированы еще в Древней Индии: «Человек состоит из веры:
какова его вера, таков он» (17, З)
3
. О человека разбиваются волны
последствий и от человека расходятся волны причин. Подлинная
реальность, подобно биосфере, структуризуется вокруг личности
в знаковых формах традиционной культуры. Благодаря культуре,
становится возможной общественная жизнь
4
. Если природа -
«текст», то культура - его «цитирование». Координаты «культа» и
«культуры» развертываются из личности культурного героя, святого,
подвижника, благоукрашающих землю и смиряющих враждебную
стихию своей кротостью. «Культ» объясняет смысл жизни,
а культура вербализует ценностно-смысловые представления
людей через их теургическую деятельность.
Отчуждение от реальности начинается с разрушения патриархального
уклада. В деформированном социокультурном пространстве
время (четвертое пространственное измерение и одновременно
признак реальности) идет назад. Виртуальное пространство
лишено структурности: в нем нет ориентиров. Подлинность пластична
и подобна воде. Она проникает всюду, просачивается, за1
2
3
Словарь
иностранных слов. 8-е изд. М.: Русский язык, 1981. С. 106.
Там же. С. 432.
Бхагавад-Гита / пер. Б.Л. Каменской, И.В. Манциарли // Вестник теософии.
Калуга, 1914.
Лотман Ю.М. О семиотическом механизме культуры // Антология
культурологической мысли. М.: Изд-во РОУ, 1996. С. 324.
4
Стр.5
полняет пустоты. Реальность бытийствует по своим законам. Она
может быть ласковой и незаметной или может напоминать море во
время шторма. Реальностью нельзя манипулировать на протяжении
жизни двух-трех поколений. Социум не создает реальность,
а живет в ней. Реальность имеет пространственные координаты.
Это среда обитания. Ее преобразовывают, приспосабливают под
злободневные потребности и условия. Когда мы не подчиняемся
законам природы, реальность наказывает нас эпидемиями, стихийными
бедствиями, разрушительными войнами. Конфликты будущего
вероятны не в социальной, политической, экономической
или конфессиональной сферах, а между виртуальностью и реальностью.
Современному обществу нужна «точка сбора» - идеология,
основанная на высоких идеалах. Абсолютные ценности нельзя
придумать или навязать, их можно выстрадать или вспомнить
как традицию - способ сохранения и архивации народной памяти.
Человек, страдающий амнезией (потерей памяти), не в состоянии
планировать будущее. Народ, отрицающий свое прошлое,
превращается в неуправляемую толпу. В «нулевые» годы происходило
обнуление социальных смыслов. Общество, примеряющее
на себя идеологию потребления как единственную реальность и
ценность, теряет возможность пространственной ориентации.
В диапазоне нагнетаемых рекламой эмоций преобладает агрессия:
кто громче крикнет (цветом, сюжетом, способностью повлиять
на животные инстинкты в человеке), тот прав, а значит лучше
может себя подать и выгоднее продать. Поток информации, рекламы,
впечатлений заставляет нас не только чужую судьбу воспринимать
как виртуальную схему, но и к своему внутреннему миру
относиться пренебрежительно. Напряжение психической жизни
провоцирует телесную и душевную расслабленность. Современные
информационные технологии позволяют присутствовать как
бы одновременно всюду и нигде, задают ускоренный ритм бытия.
Поток негативной информации снижает чувствительность к чужой
боли, отрицательно влияет на психику и душевное состояние
дезориентированного человека.
Реакция обывателя на внешние раздражители имеет двойственный
характер. Это либо агрессия в форме крайнего национализма,
либо покорность под воздействием преобладающей силы - конформизм.
Стремление несостоявшейся личности к цельности реализуется
либо в девиантном поведении, либо в бегстве от действительности
в «свою сказку» и «сон золотой». «Культурный прогрес
Стр.6
сизм» предполагает априорную неудовлетворенность настоящим,
поддерживает неутоляемую жажду материальных благ.
Виртуальность имеет игровую природу и адресована миру
возможного. Виртуальные научные концепции отличаются от реальности
таким же образом, как компьютерная игра от событий,
которые она воспроизводит. «Как-бы-наука» характеризуется заведомо
известным результатом. Для подлинной науки нужен эмпирический
материал - реалии, факты, законы. Постмодернизм, как
идеология виртуальности, проникает во все сферы жизни. Массовое
искусство стремится к абстракции. Виртуальной экономике не
нужны деньги. Виртуальная политика опасна немотивированными
решениями. Оторванность от реальных нужд и потребностей
народа придает действиям людей, принимающих ответственные
решения, абсурдный характер. Сценарий социальных конфликтов
и «оранжевых революций» напоминает компьютерную игру, где
намерения никогда не совпадают с результатом.
Общество снимает с людей личную ответственность за преступления
по отношению к «чужим». Современный человек, как правило,
плохо различает двухмерную виртуальность и трехмерную
реальность. Мы переносим функциональность отношений с техникой
на межличностные коммуникации. Это провоцирует взаимное
непонимание, затрудняет поиск общего языка. В современном
обществе невозможность договориться значительно опасней, чем
когда-либо в прошлом.
Перемены в технологиях бытия происходят одновременно
со сменой ценностно-смысловой парадигмы в жизни человека
и общества. Развитие компьютерной техники, мобильной связи,
информационных технологий имеет очевидные позитивные и неочевидные
негативные последствия социального, этического и
психологического характера. По мере увеличения скоростей планетарное
пространство «уменьшается». Появляются задачи, которые
невозможно решить в рамках отдельно взятой страны. Нельзя,
например, улучшить экологическую ситуацию, оставаясь за «железным
занавесом».
Доступность и бесконечное количество сведений по любому
вопросу требуют философского осмысления эмпирического материала.
Без концептуального мировидения и миропонимания социокультурное
пространство деформируется, утрачивает границы.
Неизмеримо возрастает ценность идей, идеалов, идеологии.
Стр.7
Планетарное информационное поле не ограничено государственными
рубежами. Экологические, социальные и политические
проблемы не являются частным делом этноса, народа, государства.
В многополярном мире становится тесно. В условиях глобализации
диалог культур начинается с факта присутствия одной
культуры в другой. Эта ситуация усиливает экономическую, классовую,
конфессиональную напряженность.
Кто помнит историю, тот знает все. Очевидны симптомы известной
социальной болезни, которую можно квалифицировать
как «энтропия реальности». События прошлого рифмуются и дробятся,
повторяясь в бесчисленных вариантах. Еще в Древней Греции
(до реформ Солона) свободные эллины охотно продавали себя
в рабство. Это было выгодно. Не нужно было служить в армии,
платить налоги, исполнять гражданские обязанности, заботиться
о пище. В условиях разрушающегося родового общества в Киевской
Руси было немало людей, которые добровольно становились
холопами в надежде на защиту и решение проблем, требующих
неординарных и активных действий. По этой же причине в наше
время формируется поколение людей, удовлетворяющихся «чечевичной
похлебкой» иллюзорной реальности в обмен на необходимость
принятия личных ответственных решений.
Для многих искусственная пища вкуснее настоящей, телевизионная
картинка выглядит более эффектно, чем подлинный пейзаж,
а компьютерная игра реализует потребность в героизме, в управлении
моделируемыми процессами. Если рабочий продает свой
труд за деньги, не будучи заинтересован в конечном результате,
он удовлетворяет чужую потребность, и его сознание переходит в
виртуальное измерение.
Идеал человека с рабской психологией - отсутствие деятельности,
небытие, нирвана, дурная бесконечность, нереализованная
виртуальность. На этом фоне возрастает роль личности как причины,
а не функции. По определению Н.А. Бердяева, личность -
духовно-нравственная категория, цель, поставленная перед человеком.
Личность порождает последствия. Это прерогатива господина,
тогда как человек, порабощенный псевдокультурой, подчиняется
внешним причинно-следственным связям. Личность несет в себе силу
сопротивления, иррациональную по отношению к живой природе.
Любое явление существует в едином смысловом ряду с причинами,
его породившими, и последствиями, проистекающими
из него. Последствия идут навстречу поступку. О личность разби
Стр.8
ваются волны причин, порождая последствия в виде «культуры».
Социокультурное пространство оформляется и структуризируется
вокруг культурного героя, царя, первопроходца, святого, подвижника,
аскета - личности неординарной и харизматической.
Реальное социокультурное пространство маркировано священными
объектами и топонимически оформлено. В нем всегда
присутствует «гений места» - носитель «идеи места», хранитель
исторической памяти
1
. «Идея места» формируется как ответ на
требования природных условий. Она выражена в пространственных
характеристиках, которые из конкретно-чувственной реальности
переходят в метафизический план. Стрелки мифологического
времени всегда указывают в сторону вечности
2
.
Промысловый или земледельческий типы хозяйствования складываются
по отношению к востребованным природным ресурсам
3
.
Сочетание северных ландшафтов формировало в крестьянах
(христианах - православных земледельцах) противоречивый социокультурный
комплекс. Лес учил трудолюбию и осторожности.
Равнина воспитывала склонность к мечтательности и приверженность
к социокультурным утопиям. Река «преодолевала замкнутость
леса»
4
. Приближение к морю выявляло в женственной русской
культуре «мужские» качества: целеустремленность, стремление
к расширению экзистенциальных и территориальных границ,
пренебрежение опасностью.
Поиск путей решения актуальных проблем современности ведет
на Русский Север, в Поморье, на Соловки. По словам Т.А. Бернштам,
в культуре Русского Севера «сконцентрировались и отлились
в образы вековые духовно-моральные и социокультурные
искания русского народа»
5
. В контексте глобальных проблем и
1
Замятина Н.Ю. Гений и место: варианты взаимодействия // Поморские
чтения по семиотике культуры. Геокультурное пространство Европейского
Севера: генезис, структура, семантика / отв. ред. Н.М. Теребихин.
Архангельск, 2011. Вып. 5. С. 94-104.
2
Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология.
Культура. М., 1991. С. 5; Его же. Фрагменты дополнений к «Диалектике
мифа» // Лосев А.Ф. Личность и Абсолют. М.: Мысль, 1999. С. 378-514.
В современной Японии отсутствие «природных ресурсов» стало
3
стимулом для развития высоких технологий.
"Ключевский В.О. Курс русской истории. М.: Мысль, 1987. Т. I . С. 63-89.
'Русский Север. Историко-этнографический сборник / под ред.
Т.А. Бернштам, КВ. Чистова. СПб.: Наука, 1992.
Стр.9
противоречий русской жизни особое значение приобретает философский
анализ религиозных и хозяйственных оснований сельской
жизни. Природно-климатические условия, экстремальные
для хлебопашества и морских промыслов, формировали в северных
крестьянах готовность к взаимопониманию - комплекс таких
качеств, которые необходимы человеку сегодня, когда опасность
одномерного мышления как никогда очевидна. Отечественная
история стремится к синтезу с философией. Таким же образом современная
философия нуждается в эмпирическом материале.
Славянофилы подчеркивали мысль о «всечеловечности» русской
культуры, ее способности воссоединять несоединимое, примиряя
противоречия Запада и Востока. Религиозный смысл переживаемых
трудностей - в искуплении, а исторический - в осознании
уже существующего опыта соработничества, сотрудничества -
синергии в поиске общего языка и возможностей плодотворного
диалога: в переходе от бинарности к троичности - устойчивому сочетанию
разнородных и разновеликих социальных элементов, метафизическому
воссоединению прошлого и настоящего.
Социально-философской основой исследования является учение
о теургии, разработанное в трудах историков, филологов
(В.Н. Топоров) и классиков русской религиозно-философской мысли
(B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и др.),
раскрывающее онтологическую связь культа и культуры.
Сближение понятий «религия» и «культура» обусловлено известными
концептуальными представлениями о культуре как результате
дифференциации культа, «разворачивании его содержания
в разные стороны»
1
.
Изучение крестьянского хозяйства и хозяйственных традиций -
не только анализ процессов и результатов материального производства,
но и постижение духовной жизни народа
2
. «Культ» и
«культура» сливаются в значении: они едины в библейской полноте
времен - в круге вечности. С точки зрения крестьян, смысл
жизни - в возделывании «своей борозды» с благоговением и благодарностью.
Подлинная реальность - в «изобилии плодов земных
и благорастворении воздухов».
'Бердяев Н.А. Воля к культуре и воля к жизни // Творчество. 1990.
№ 4. С. 14.
Кузнецов СВ. Религиозно-нравственные исследования земледельческого
хозяйства // Православие и народная культура. 1994. № 1. С. 98.
2
Стр.10
Развивая идеи о. Павла (Флоренского), современный православный
богослов игумен Андроник писал: «В человеческой деятельности
различаются три основных стороны: теоретическая (мировоззрение),
практическая (хозяйство) и литургическая (культ).
Независимые друг от друга, они возникли путем распада некогда
единой деятельности, теургии, в основе которой и лежит собственно
культ, священнодействие. Культ - средоточие культуры»
1
.
Если исходить из утвердившихся в науке представлений о том,
что «чистая религиозность» неопределима и познается в «контексте
деятельности человека и социума»
2
, то возможны частные проявления
религиозности в пределах локальных этнокультурных и
социальных групп. Формы религиозной жизни населения могут
быть сходными, но, по мнению Т.А. Бернштам, это не означает их
полного единообразия и тождественности
3
.
«Универсальная черта (признак) любого порядка - его локальность,
являющаяся следствием не только объективных - внешних
(«вещественных») различий в этносоциокультурных и этноконфессиональных
процессах, но и субъективных - внутренних мировоззренческих
различий, обусловленных онтологически присущей
человеку или сообществу локальной ментальностью»
4
.
На формирование методологии исследования социокультурного
пространства северной деревни оказали влияние такие актуальные
для современной гуманитарной научной картины мира направления
и подходы, как историческая антропология (А.Я. Гуревич)
и семиотика культуры (Ю.П. Лотман, Б.А. Успенский, В.Н. Топоров,
A.M. Панченко).
К числу методов, активно используемых в социальной философии,
относятся опрос местного населения, семиотический анализ,
направленный на выявление категорий культуры, ее особого языка
и ментальности, которые в совокупности формируют картину
социокультурного пространства северной деревни.
Русская духовность в жизни преподобного Сергия и его учеников //
Богословские труды: сб. № 29. М., 1989. С. 236-237.
1
2
3
Панченко A.M. Народное православие. СПб.: Алетейя, 1998. С. 11.
Бернштам Т.А. Локальные группы Двино-Важского ареала: Духовные
факторы в этно- и социокультурных процессах // Русский Север. К проблемам
локальных групп. СПб., 1995. С. 12.
"Ее же. Учение и опыт церкви в народном христианстве. СПб.: РАН, Музей
антропологии и этнографии, 2000. С. 331.
Стр.11
В настоящем исследовании был использован личный архив автора,
содержащий как документальные, так и повествовательные
материалы. Последняя группа источников была опубликована в
книгах, где автор данной монографии выступил в роли научного
редактора: «История от первого лица. Мир северной деревни в
письменных свидетельствах сельских жителей»
1
2
, «"Не век жить -
век вспоминать". Народная культура Поонежья и Онежского Поморья»
.
Впервые введены в научный оборот рассказы жителей
Лекшмозерья и Кенозерья. Широко используются материалы полевых
исследований, а также нарративные источники эмпирически-описательного
и концептуально-теоретического содержания.
Наиболее значительные из них - «Сборник народных юридических
обычаев» П.С. Ефименко
3
4
5
А.А. Жилинского .
6
Историография исследования обширна и, помимо философских
трудов, включает в себя работы по истории, социологии, этнографии.
В XVIII-XI X веках труды ученых, исследовавших северную
деревню, охватывали философские, социальные, исторические и
экономические проблемы. По мере накопления эмпирического материала
усиливается потребность в его концептуальном и философском
осмыслении.
Междисциплинарный характер монографии предопределяет
комплексный подход к подбору источников. Сведения об освоении
северного края выходцами из Новгорода встречаются в
'Матонин В.Н. История от первого лица. Мир северной деревни в
письменных свидетельствах сельских жителей. М.; Архангельск: Товарищество
Северного Мореходства, 2011.
2
«Не век жить - век вспоминать». Народная культура Поонежья и
Онежского Поморья / А.А. Крысанов [и др.] М.; Архангельск: Товарищество
Северного Мореходства, 2011.
3
Ефименко П.С. Сборник народных юридических обычаев Архангельской
губернии. Кн. 1 // Труды Архангельского статистического комитета
за 1867 и 1868 гг. Архангельск, 1874. Вып. 3.
4
Белов В. Описание Архангельской губернии для народных училищ.
Архангельск, 1913.
'Островский П.Н. Путеводитель по Северу России. СПб.: Товарищество
Архангельско-Мурманского пароходства, 1899.
6
Жилинский А.А. Крайний север Европейской России. Пг., 1919.
, «Описание Архангельской губернии
для народных училищ» В. Белова , «Путеводитель по Северу
России» П.Н. Островского , «Крайний север Европейской России»
Стр.12
летописях, княжеских грамотах, писцовых книгах и отдельных
актах: купчих, закладных, челобитных. Впервые обратились к
этим документам В.В. Крестинин (1729-1795) и его последователь
М.Н. Мясников
1
. Их сочинения положили начало региональной
историографии. Многое сделано Вольным экономическим обществом
и, прежде всего, А.В. Олешевым. Русские просветители второй
половины XVII I века верили в возможность с помощью технических
усовершенствований повысить рентабельность сельского
хозяйства
2
.
Непоследовательность и противоречивость правительственных
мер в попытке урегулировать социальные отношения между
дворянством и крестьянством заставляла ученых искать ответ на
трудные политические вопросы в экономической сфере. Духовная
жизнь и быт крестьянской общины оставались вне интересов русских
энциклопедистов. Они были убеждены, что наука, противопоставленная
религии, может способствовать устроению миропорядка
на разумных и справедливых основаниях.
Новый период в изучении социальных и философских воззрений
северного крестьянства начинался с 30-х годов XIX века,
когда исследователи искали в обычаях и традициях крестьянской
жизни единство «православия, самодержавия, народности»
В 1848 году Русское географическое общество разработало до3
.
кумент,
на основе которого в 1853-1864 годах вышла серия «Этнографических
сборников». «Общество истории и любителей
древности» на хорошем научном уровне создавало источниковедческую
базу, разрабатывало методики исследования прошлого и
настоящего северной русской деревни. Среди славянофилов господствовала
тенденция идеализации крестьянства, поиска в народе
утраченного дворянством и нарождающейся буржуазией христианского
идеала. Утверждалась идея самобытности крестьянской
общины и особого исторического пути русской культуры
4
.
1
Крестинин В.В. Исторические начатки о двинском народе древних,
средних, новых и новейших времен. СПб., 1784; Мясников М.Н. Нечто
о пятинах новгородских и в особенности о старине, известной издревле
под именем Ваги // Северный архив, журнал древностей и повестей по
части истории, статистики, правоведения и нравов. СПб., 1827.
Олешев А.В. Труды вольного экономического общества. М., 1766. Т. 2, 5.
Чаадаев П.Я. Отрывок из исторического рассуждения о России // Чаадаев
П.Я. Статьи и письма. М.: Современник, 1989. С. 356-361.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 91.
2
3
4
Стр.13
В конце 1860-х годов пользовались популярностью «Епархиальные
ведомости», памятные книжки и календари, издаваемые
губернскими статистическими комитетами. Восхищение крестьянством
сменилось практическим интересом к традиционному
и юридическому крестьянскому праву. Характерна в этом плане
работа А.Е. Мерцалова «Сравнительный очерк землевладения в
одной крестьянской общине от составления писцовой книги (1628)
до настоящего времени»
1
. Это содержательное сочинение с элементами
философского анализа следует рассматривать в контексте
народнической полемики о сущности общины и общинного
землевладения. Научная и журнальная дискуссия велась на протяжении
всей второй половины XIX века и особенно остро в 70-80-х
годах. Ученые, публицисты, революционеры, литераторы и собиратели
фольклора связывали с народным бытом и традициями
представления о русском социализме. Со времен П.Я. Чаадаева
отечественная философская мысль имела или политический, или
богословский характер: «Жизнь духовного существа в целом обнимает
собой два мира, из которых только один нам ведом»
2
.
Народники призывали к просвещению крестьянства. А.Я. Ефименко
обучала поморов из села Варзуга. Она стала профессиональным
историком и открыла складнически-долевую форму землевладения.
«Государственники» проповедовали искусственное
насаждение общины. Народники убеждали, что община остается
неизменной
3
4
. Исследование социокультурного пространства северной
деревни находилось в первичной - описательной стадии.
Ученого «государственного» направления А.А. Кизеветтера
интересовала роль монархии в судьбах Севера
. Обобщающее,
концептуальное значение в понимании особенностей жизненного
уклада северной деревни впервые представлено в трудах М.М. Богословского.
Он доказал влияние локальных особенностей устро'Мерцалов
А.Е. Сравнительный очерк землевладения в одной крестьянской
общине от составления писцовой книги (1628) до настоящего
времени // Вологодские губернские ведомости. 1884. № 17-18.
Чаадаев П.Я. Философические письма. Письмо второе //Чаадаев П.Я.
Статьи и письма. М.: Современник, 1989. С. 65.
2
3
Ефименко А.Я. Крестьянское землевладение на Крайнем Севере //
Исследования народной жизни. М.: Изд-во В.И. Касперова, 1884. Вып. 1:
Обычное право.
"Кизеветтер А.А. Русский Север. Роль северного края Европейской
России в истории Русского государства. Вологда, 1919.
Стр.14
синя крестьянского «мира» на общественную и экономическую
жизнь северного края
1
.
Стремительное развитие промышленности, утрата отечественной
старины в конце XI X - начале X X века побудили к
активной деятельности собирателей фольклора. Социальные и
философские воззрения северного крестьянства нашли выражение
в былинах, сказках, пословицах и поговорках, собранных
в северных селах, деревнях и погостах А.Ф. Гильфердингом
Н.Е. Онучковым .
2
3
Особое значение для эмпирического восприятия социокультурного
пространства Русского Севера и Поморья имеют записки путешественников,
«физиологические очерки» и, в частности, труды
СВ. Максимова
4
. Со временем ценность его наблюдений и философских
обощений все более возрастает.
Между тем, в начале X X века никто не рассматривает духовную
жизнь северных крестьян по отношению к их хозяйственной
практике. В марксистской историографии преобладает классовый
подход к исследованию жизни сельского пролетариата и крестьянства,
что предполагает восприятие религии как «неотъемлемого
предиката землевладения»
5
и «опиума народа» .
6
Советская идеология утверждалась в борьбе с «буржуазными»
и «мелкобуржуазными» концепциями в понимании перспектив
развития сельского хозяйства
7
. В 30-х годах X X века краеведение
как отрасль научного знания, соединяющая в себе естественные и
гуманитарные науки, фактически исчезает. Торжествует принцип
единообразия в философии, идеологии, политике.
XVII в. М., 1909.
2
3
'Богословский М.М. Земское самоуправление на Русском Севере в
Гильфердинг А.Ф. Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом
летом 1871 года. СПб., 1873.
Онучков Н.Е. Северные сказки: в 2 кн. СПб., 1998.
"Максимов СВ. Год на Севере. Архангельск: Северо-Западное издательство,
1984; Нечистая, неведомая и крестная сила. Смоленск, 1995.
'Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс
Ф. Сочинения. 2-е изд. М., 1955. Т. 1. С. 339.
6
Ленин В.И. Социализм и религия // Ленин В.И. Полное собрание сочинений.
5-е изд. М., 1968. Т. 12. С. 143.
'Платонов А.П. Город Градов // Платонов А.П. Взыскание погибших.
М.: Школа-Пресс, 1995. С. 70-100.
и
Стр.15
В середине 1950-1960-х годов в обществе усилился интерес к
прошлому и настоящему родного края. По-новому были поставлены
и дискутировались старые вопросы: «Кто виноват?» и «Что
делать?». В книгах и статьях И.В. Власовой, П.А. Колесникова,
З.А. Огризко, А.А. Преображенского опровергнута популярная
концепция о северной окраине, не затронутой капиталистическим
развитием
1
2
. Ученых интересовал процесс разложения феодальных
отношений и генезис капитализма в деревне. М.В. Битов
анализировал типы поселений, их социально-экономические разновидности:
хутор, село, слобода, погост
3
. Его привлекает тема поземельных
отношений, а в социальном аспекте - материальные и
экономические проблемы
. Вопросы, связанные с духовной и церковной
жизнью, освещаются либо с критических позиций, либо в
контексте хозяйственной и военной деятельности монастырей на
Русском Севере.
Основания для изучения социокультурного пространства северной
деревни дают фундаментальные труды, всесторонне исследующие
культуру и быт северной деревни. Это «Аграрная история
Северо-Запада России XV I века» под редакцией А.Л. Шапиро
историко-этнографический атлас «Русские» ; книга «Русский Се4
5
вер:
Этническая история и народная культура ХП-ХХ века» под
редакцией И.В. Власовой
6
1
;
. В трудах, обобщающих многолетние
полевые исследования и все известные архивные источники, собран
воедино уникальный этнографический, фольклорный, истоВласова
И.В. Традиции крестьянского землепользования в Поморье
и Западной Сибири в XVII-XVIII вв. М., 1984; Колесников П.А. Северная
деревня в XV - первой половине XIX вв. Вологда, 1976; Огризко З.А.
Из истории крестьянства на севере феодальной России в XVII веке. М.:
Советская Россия, 1968; Преображенский А.А. Урал и Западная Сибирь в
конце XVI - начале XVIII вв. М: Наука, 1972.
Битов М.В. Историко-географические очерки Заонежья XVI-XVII
веков: Из истории сельских поселений. М.: МГУ, 1962. С. 12.
2
3
Фруменков ГГ. Оборона Беломорья. Архангельск, 1975; Его же. Узники
Соловецкого монастыря. Архангельск, 1963; Горская Н.А. Монастырские
крестьяне Центральной России в XVII веке. М., 1997.
4
Аграрная история Северо-Запада России XVI века / под ред. А.Л. Шапиро.
Л.: Наука, 1974.
'Русские: историко-этнографический атлас. М., 1967.
Русский Север: Этническая история и народная культура ХП-ХХ веков
/ отв. ред. М.В. Власова. М.: Наука, 2004.
6
Стр.16
рический, географический материал без попытки его философского
осмысления.
В X X веке социальная философия прошла путь от богоборчества
и обличительного пафоса по отношению к духовенству и
церкви до стремления осознать «константы жизненных установок»
северного крестьянства и архетипы христианского культа в
крестьянской культуре
1
.
Целенаправленный характер исследование социокультурного
пространства северной деревни получило в работах М.М. Громыко,
СВ. Кузнецова, А.В. Буганова
2
после публикации программы
сбора полевого материала по теме «Православие и русская народная
культура». Важное методологическое значение имеет идея
М.М. Громыко о необходимости изучения способов хозяйствования
на микролокальном уровне
3
.
Разработана концепция историко-этнографического изучения
социокультурного пространства
4
5
. Т.А. Бернштам и Т.В. Шепанская
рассматривают северные локальные регионы через призму
духовных факторов в этнокультурном и социокультурном процессах
.
Выявление соотношения инновационного и традиционного в
религиозно-культурном укладе северного крестьянства невозможно
вне осмысления суждений и наблюдений архангельских историков
и философов: А.А. Куратова, Н.М. Теребихина, В.И. Коротаева,
А.Н. Давыдова
6
. Поморская семиотическая школа исследует
'Румянцев Н.В. Православные праздники, их происхождение и классовая
сущность. М.: Гос. антирелигиозное изд-во, 1933; Чичеров В.И. Зимний
период русского земледельческого календаря XVI-XIX вв. М., 1957; Успенский
Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей: Реликты
язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского. М.:
МГУ, 1982; Пропп В.Я. Собрание трудов. М.: Лабиринт, 1998.
2
Громыко М.М., Кузнецов СВ., Буганов А.В. Программа этнографического
исследования // Этнографическое обозрение. 1993. № 6. С. 60-84.
'Громыко М.М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири XVIII -
первой половины XIX века. Новосибирск, 1995. С. 3.
"Его же. Православие в жизни русского народа // Живая старина.
1994. № 3. С. 20-52.
'Бернштам ТА., Чистов К.В., Шепанская Т.Б. Русский Север: Ареалы
и культурные традиции. СПб.: Наука, 1992.
Эколого-экономическое обоснование создания национального парка
«Онежское Поморье» / А.Н. Давыдов [и др.]. Архангельск, 1998. Т. 1.
6
Стр.17
социокультурное пространство северной деревни по отношению к
актуальным проблемам современности
1
.
Одно из главных направлений гуманитарной географии - фундаментальные
образы-архетипы человеческого мышления, которые
соотносятся как бинарные оппозиции: земля и небо, дом и
дорога, город и деревня. Такой подход позволяет актуализировать
понятия культурного ландшафта, географического образа и пространственного
мифа, эффективно ввести их в общие историкокультурные
контексты. Это научное направление в Институте
природного и культурного наследия имени Д.С. Лихачева возглавляет
Д.Н. Замятин. Под его научным руководством выходил сборник
«Гуманитарная география»
2
.
Вологодский историк и этнограф А.В. Камкин изучает православные
приходы с точки зрения территории, организации жизнедеятельности
в переходный период: от черносошной - к поземельной
общине.
Сскуляризационные процессы деформировали социокультурное
пространство северной деревни. Преодоление кризиса В.И. Коротаев
видит в диалоге - «союзе философской синергии и синергетики»
3
.
Ю.Ф. Лукин научно обосновал концепт «социокультурное пространство».
Очевидна тенденция к осмыслению исторической и этнографической
конкретики на философском уровне. Космическое восприятие
Русского Севера по отношению к России мы находим в научных
трудах и поэзии петрозаводского философа Ю.В. Линника
4
.
Краткий историографический обзор показывает, что изучение
социокультурного пространства северной деревни является
'Куратов А.А. Народная культура Севера: «первичное» и «вторичное»,
традиции и новации // Этнографическое обозрение. 1992. № 4.
С. 144-146; Теребихин Н.М. Сакральная география Русского Севера.
Архангельск, 1993; Коротаев В.И. Русский Север в конце XIX - первой
трети XX века. Проблемы модернизации и социальной экологии. Архангельск:
Изд-во ПГУ, 1998. С. 186.
3амятин Д.Н. Гуманитарная география // Гуманитарная география.
М.: Ин-т Наследия, 2005. Вып. 2. С. 334-336.
2
3
Коротаев В.И. Русский Север в конце XIX - первой трети XX века.
Проблемы модернизации и социальной экологии. Архангельск: ПГУ,
1998. С. 186.
"Линник Ю.В. Гильфердинг о северорусской общине // Культурное и
природное наследие Европейского Севера: сб. Архангельск: ПГУ, 2009.
С. 364-371.
Стр.18
закономерным философским этапом в становлении регионоведения
как науки, объединяющей в себе географию, этнографию,
историю и социологию. Синтез эмпирического материала невозможен
без обращения к трудам русских религиозных философов:
Н.А. Бердяева', B.C. Соловьева
2
, В.В. Зеньковского . Методоло3
гическое
значение для нас имеют труды в области исторической
антропологии, семиотики и этнографии А.Ф. Лосева
4
5
6
, А.Я. Гуревича
, В.Н. Топорова , в которых культура - ценностно-смысловое
единство, имеющее внутри себя сложные имманентные связи. Методологическая
база исследования сложилась в рамках научной
школы, созданной под руководством и научным попечительством
Н.М. Теребихина
7
.
'Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1918.
2
3
Соловьев B.C. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1988.
Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.
М.: Школа-Пресс, 1996.
"Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.
'Топоров В.Н. Пространство культуры и встречи в нем // Восток-За5
пад.
М., 1989. С. 4-17.
ситет, 2004.
7
Теребихин Н.М. Метафизика Севера. Архангельск: Поморский универ
Стр.19