ТЕОРИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЕ, ИСПЫТАНИЯ УДК 629.114.2 Выбор типа и параметров современной тракторной трансмиссии Д-ра техн. наук П. А. АМЕЛЬЧЕНКО, Д. А. ДУБОВИК, инж-ры И. Н. ЖУКОВСКИЙ (ОИМ НАН Беларуси), А. В. КЛЮЧНИКОВ, А. И. ЖУКОВСКИЙ (РУП "МТЗ", zhuk93@mail.ru) Аннотация. <...> Рассмотрены направления развития тракторных трансмиссий, проанализированы их характерные особенности. <...> Основная функция трансмиссии на тракторе — эффективное согласование работы двигателя с движителями (ведущими колесами) и со всеми видами отборов мощности на привод и управление агрегатируемых машин на всех необходимых режимах — трогании с места, разгоне МТА, установившемся движении на тяговых и тягово-приводных работах, торможении и остановке. <...> Тракторная трансмиссия двухприводная, содержит привод движителей и привод всех видов отбора мощности. <...> На тракторах, как и на всех тяговых машинах, трансмиссия появилась вместе с ДВС, имеющим, наряду с относительно высоким КПД, узкий рабочий диапазон скоростного регулирования (18—35 % номинальной частоты вращения коленчатого вала). <...> До появления ДВС на тягово-транспортных машинах применялись паросиловые установки, у которых вал силовой установки и вал ведущего колеса совпадали. <...> Так, на известных в прошлом железнодорожных паровозах трансмиссий не было, скоростное регулирование движения осуществлялось машинистом бесступенчато от трогания с места до максимальной скорости и обратно. <...> Скоростная внешняя характеристика магистрального паровоза Ркр(v), Nкр(v) выглядит идеально даже для нынешнего времени, если не обращать внимание на очень низкий его КПД (η ≈ 6.7 %, рис. <...> Работа паросиловой установки согласовывалась с ведущими колесами паровоза размерами звеньев кривошипно-шатунного механизма и радиуса ведущих колес. <...> Первые тракторные трансмиссии были механические, ступенчатые с ограниченными согласующими функциями — узким диапазоном скоростного регулирования и минимальными функциями отбора мощности <...>