Актуальные проблемы высшего музыкального образования © Синица И. А., 2015 ВТОРАЯ СИМФОНИЯ М. О. <...> ШТЕЙНБЕРГА: К ПРОБЛЕМЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В статье предпринимается попытка исследования творческого метода М. О. Штейнберга (1883–1946) на примере формирования тематизма главной партии первой части Симфонии № 2 b-moll (ор. <...> На основе сравнительного анализа черновых набросков, эскизов и партитуры симфонии прослеживаются различные стадии процесса работы композитора над тематическим материалом: от ритмоинтонационной идеи до окончательной версии. <...> Ключевые слова: Вторая симфония Штейнберга, творческий метод, тематизм, тема, мотив, главная партия В современном музыкознании все более возрастает интерес к исследованию проблем творческого процесса композитора, формирования целостной структуры нотного текста, кристаллизации тематизма. <...> Сохранившиеся наброски, эскизы, черновики произведений композиторов являются благодатным материалом для изучения этих процессов. <...> В данной статье предпринимается попытка исследовать творческий метод М. <...> Штейнберга1 в аспекте рождения и развития основного тематизма первой части Второй симфонии b-moll ор. <...> В качестве материала используются нотные рукописи, хранящиеся в Кабинете рукописей Российского института истории искусств (в дальнейшем — КР РИИИ): черновые наброски и эскизы симфонии2 части3 , черновой автограф партитуры первой , копия симфонии с печатью А. <...> Отдельные нотные наброски (с гармонизацией тематизма) содержатся в записной книжке Штейнберга за 1908 год6 . <...> Ее первое исполнение состоялось в Петербурге 14 ноября 1909 года на Третьем концерте Зилоти в зале Дворянского собрания под его управлением8 . <...> Первая часть симфонии по традиции основана на контрастном материале — главной и побочной партиях, являющихся в процессе дальнейшего развития интонационной основой различных мелодических вариантов всей части. <...> Связующая и заключительная партии интонационно связаны с главной <...>