Государственноеказенноеобразовательноеучреждениевысшегопрофессиональногообразования «РОССИЙСКАЯТАМОЖЕННАЯАКАДЕМИЯ» А.В. БЫЧКОВ ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ Монография Москва 2014 УДК 159.9 ББК 88.53 Б95 Рецензенты: В.В.ДИБИЖЕВ,заведующийкафедройфилософииисоциально-гуманитарныхдисциплинМосковскогогуманитарно-экономическогоинститута,кандидатфилософскихнаук,профессор; А.И.ПУСТОЗЕРОВ,профессоркафедрыгуманитарныхдисциплинРоссийскойтаможеннойакадемии,кандидатпедагогическихнаук,профессор Бычков А.В. <...> 36 Глава 2 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ В ПРОЦЕССЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ТАМОЖЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ 2.1. <...> Государственная служба как особая форма социальной организации и как социальный процесс Появление социологических концепций социального конфликта было подготовлено в теоретических исследованиях зарубежных ученых: Э. <...> Дарендорф видит причины конфликтов в объективной противоположностиинтересов сторон: «Социальные конфликты вырастают из структуры обществ,1 Hoopes J. <...> Вотечественнойнауке также существуютразные точки зрениянаприродуконфликта,хотяони,какправило,являютсяотражениемиинтерпретациейописанных выше идей западных «классиков» и теоретиков социологии конфликтов. <...> Теоретические предпосылки и практические основания регулирования конфликтов в процессе государственной службы в подразделениях таможни Социальный конфликт выступает наиболее острым социальным процессоми способом разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социальноговзаимодействияразличныхсоциальныхсубъектов(личностей,групп,классов,этносов,наций,народов, государстви т.д.) <...> 60 Необходимо отметить, что понятие «регулирование конфликта» используется довольно часто,но его концептуальныеграницы остаются неопределенными. <...> Основная задача регулирования конфликта при этом должна состоять в том, чтобы, вопервых <...>
Психология_конфликтов_в_подразделениях_таможенной_службы_и_способы_их_разрешения.pdf
УДК 159.9
ББК 88.53
Б95
Рецензенты:
В.В.ДИБИЖЕВ,заведующийкафедройфилософииисоциально-гуманитарныхдисциплинМосковскогогуманитарно-экономическогоинститута,кандидатфилософскихнаук,профессор;
А.И.ПУСТОЗЕРОВ,профессоркафедрыгуманитарныхдисциплинРоссийскойтаможеннойакадемии,кандидатпедагогическихнаук,профессор
Бычков
А.В. Психология конфликтов в подразделениях таможенной
службы и способы их разрешения:монография/А.В.Бычков.М.:Изд-воРоссийскойтаможеннойакадемии,2014.108с.
ISBN
978-5-9590-0803-1
Монографияпосвященаосмыслениюконфликтакакявления,присущеголюбомусоциальномуорганизмуитребующегоксебепостоянноговнимания.Однойизсамыхопасныхтенденцийсовременногоразвитияобществасталозаметноеувеличениеколичества,остротыидеструктивностисоциальныхконфликтовнасамыхразличныхуровнях.ОрганизацияиработатаможенныхоргановиподразделенийтаможеннойслужбывРоссийскойФедерациивэтомотношениинуждаютсявглубокомивсестороннеманализе.
Управлениеконфликтамииихрегулированиеотносятсякважнейшимпрофессиональнымкачествамруководителяструктурногоподразделениятаможеннойслужбы.Оттого,какруководительможетквалифицироватьконфликтипринятьмерыпоегорегулированию,вомногомзависитатмосферавколлективе,азначит,ивозможностьэффективновыполнятьзадачи,возложенныегосударствомнароссийскихтаможенников.Именноэтимпроблемнымвопросампосвященанастоящаямонография.
Предназначенадлянаучныхработников,преподавателейвузов,аспирантов,студентовидлявсех,ктоинтересуетсяданнойпроблемой.
©БычковА.В.,2014
©Российскаятаможеннаяакадемия,2014
Стр.3
Оглавление
Введение........................................................................................................................3
Глава1.ОСНОВЫИЗУЧЕНИЯКОНФЛИКТОВ....................................................................5
1.1.Психологическаятрадицияизученияконфликтов......................................6
1.2.Общаяоценка................................................................................................16
1.3.Когнитивистскиеподходы:конфликткаккогнитивныйфеномен...........17
1.4.Конфликткаккогнитивнаясхема................................................................20
1.5.Субъективнаяоценкаситуациикакусловиеконфликта...........................21
1.6.Доминированиепрактическойориентации................................................24
1.7.Изменениеотношениякконфликтам.........................................................25
1.8.Позитивныефункцииконфликтов..............................................................27
1.9.Конфликт–возможностьсближения..........................................................28
1.10.Определениепонятияконфликта..............................................................30
Выводыпо1главе.................................................................................................35
Глава2.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕОСНОВЫИССЛЕДОВАНИЯКОНФЛИКТОВВПРОЦЕССЕГОСУДАРСТВЕННОЙСЛУЖБЫВТАМОЖЕННЫХПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ..............................................................37
2.1.Государственнаяслужбакакособаяформасоциальнойорганизацииикаксоциальныйпроцесс............................................................................37
2.2.Классификацияипричинывозникновенияконфликтоввпроцессегосударственнойслужбывтаможенныхорганах...................44
2.3.Теоретическиепредпосылкиипрактическиеоснованиярегулированияконфликтоввпроцессегосударственнойслужбывподразделенияхтаможни...........................................................................60
106
Стр.107
Глава3.СТРАТЕГИИИТАКТИКИРАЗРЕШЕНИЯКОНФЛИКТОВВПОДРАЗДЕЛЕНИЯХТАМОЖЕННОЙСЛУЖБЫ.............................................68
3.1.Социальныемеханизмыразрешенияконфликтоввподразделенияхтаможеннойслужбы.......................................................68
3.2.Конфликтнаякомпетентностьруководителякакосновнойметодразрешенияконфликтоввпроцессегосударственнойслужбывтаможенныхподразделениях.....................................................................79
Выводыпоглаве3.................................................................................................88
Заключение..................................................................................................................89
Списокиспользованныхисточников........................................................................91
Стр.108