Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 512607)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Социокультурные основы реабилитации инвалидов (180,00 руб.)

0   0
Первый авторХаидов Сергей Курбанович
Страниц156
ID338180
Аннотациядов» раскрываются основные понятия социальной реабилитации и ее составляющей - социокультурной реабилитации в системе научного знания. Изложены концептуальные и методологические принципы социокультурной реабилитации инвалидов. Описаны основные методы и методики реализации социокультурной реабилитации инвалидов. Рассмотрены технологии социальной реабилитации отдельных категорий инвалидов. Пособие включает в себя 3 раздела. Первый раздел раскрывает систему социальной реабилитации инвалидов. Второй раздел посвящен основам социокультурной реабилитации инвалидов. Третий раздел содержит описание социально-бытовой и социально-средовой реабилитации отдельных категорий инвалидов. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению Специальное (дефектологическое) образование, специальных, дошкольных и школьных психологов, социальных педагогов.
ISBN978-5884-22-572-5
Хаидов, С.К. Социокультурные основы реабилитации инвалидов [Электронный ресурс] : учебное пособие / С.К. Хаидов .— 2-е издание, исправленное и дополненное .— 2015 .— 156 с. — ISBN 978-5884-22-572-5 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/338180

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Л. Н. Толстого» С. К. Хаидов СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ Учебное пособие Тула 2015 ББК 60.9я73 Х12 Рецензенты: доктор психологических наук С. В. Пазухина (Тульский государственный педагогический университет им. <...> ISBN 978-5-87954-861-7 В учебном пособии «Социокультурные основы реабилитации инвалидов» раскрываются основные понятия социальной реабилитации и ее составляющей - социокультурной реабилитации в системе научного знания. <...> Рассмотрены технологии социальной реабилитации отдельных категорий инвалидов. <...> Третий раздел содержит описание социально-бытовой и социально-средовой реабилитации отдельных категорий инвалидов Предназначено для студентов, обучающихся по направлению Специальное (дефектологическое) образование, специальных, дошкольных и школьных психологов, социальных педагогов. <...> . . .73 Тема 3 Индивидуальная программа социокультурной реабилитации инвалидов . <...> Технологии социальной работы с отдельными категориями инвалидов Тема 1. <...> Особенности социальной реабилитация инвалидов с нарушениями слуха . <...> В ряде случаев инвалид абсолютно не способен к трудовой деятельности, даже самой простой. <...> Поэтому могут возникать искаженные представления о потребностях инвалидов, особенностях их личности. <...> Модели инвалидности Сущность и содержание социальной реабилитации в значительной мере зависит от того, как понимают инвалидность ведущие субъекты этого процесса, из каких идейнометодических оснований исходят. <...> Господствовавшая прежде медицинская модель инвалидности исходила из ведущей роли медицины в лечении дефекта, рассматривая инвалида как пациента. <...> Необходимость опровержения такого подхода привела к появлению в научном обороте и распространению в литературе наряду с медицинской моделью инвалидности такого понятия, как "социальная модель инвалидности". <...> Такой аспект рассмотрения проблемы исходит не из неизбежно ограниченного перечня болезней, нарушений и патологий, перечисляемых <...>
Социокультурные_основы_реабилитации_инвалидов.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Социокультурные_основы_реабилитации_инвалидов.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» С. К. Хаидов СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ Учебное пособие Тула 2015
Стр.1
ББК 60.9я73 Х12 Рецензенты: доктор психологических наук С. В. Пазухина (Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого); кандидат психологических наук Н. А. Степанова (Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого) Хаидов, С. К. Социокультурные основы реабилитации инвалидов: Учеб. Х12 пособие / С. К. Хаидов. – Изд. 2-е, испр., доп. – Тула: Тульский полиграфист, 2015. – 155 с. ISBN 978-5-87954-861-7 В учебном пособии «Социокультурные основы реабилитации инвалидов» раскрываются основные понятия социальной реабилитации и ее составляющей - социокультурной реабилитации в системе научного знания. Изложены концептуальные и методологические принципы социокультурной реабилитации инвалидов. Описаны основные методы и методики реализации социокультурной реабилитации инвалидов. Рассмотрены технологии социальной реабилитации отдельных категорий инвалидов. Пособие включает в себя 3 раздела. Первый раздел раскрывает систему социальной реабилитации инвалидов. Второй раздел посвящен основам социокультурной реабилитации инвалидов. Третий раздел содержит описание социально-бытовой и социально-средовой реабилитации отдельных категорий инвалидов Предназначено для студентов, обучающихся по направлению Специальное (дефектологическое) образование, специальных, дошкольных и школьных психологов, социальных педагогов. ББК 60.9я73 ISBN 978-5-87954-861-7 2  С. К. Хаидов, 2015
Стр.2
Содержание Раздел 1. Комплексная и социальная реабилитация индивидов с ограниченными возможностями Тема 1. Социальная реабилитация инвалидов ................................ ........... 4 Тема 2. Комплексная система реабилитации детей-инвалидов ............. 28 Тема 3. Понятие реабилитации в специальной психологии.................... 39 Тема 4. Особенности реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья ................................ ............. 45 Раздел 2. Основы социокультурной реабилитации инвалидов Тема 1. Понятие «социокультурная реабилитация инвалидов».............. 64 Тема 2. Индивидуальная социокультурная реабилитация инвалидов................................ ................................ ................................ .....73 Тема 3 Индивидуальная программа социокультурной реабилитации инвалидов ................................ ................................ ................................ ....76 Тема 4. Содержание и структура социокультурных технологий ............ 87 Тема 5. Методики социокультурной реабилитации инвалидов .............. 96 Раздел 3. Технологии социальной работы с отдельными категориями инвалидов Тема 1. Особенности социальной реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата ................... 135 Тема 2. Особенности социальной реабилитация инвалидов с нарушениями слуха ................................ ................................ ............... 145 Тема 3. Особенности социальной реабилитация инвалидов с нарушениями зрения ................................ ................................ ............. 150 Литература................................ ................................ ................................ 155 3
Стр.3
Раздел 1. КОМПЛЕКСНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНДИВИДОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Тема 1. Социальная реабилитация инвалидов 1.1. Социальные ограничения инвалидов 1.2. Модели инвалидности 1.3. Понятие социальной реабилитации 1.4. Принципы социальной реабилитации 1.5. Структура социальной реабилитации 1.1. Социальные ограничения инвалидов Содержание процесса реабилитации, зависит от сущности социальных ограничений, от тех барьеров, которые воздвигает перед человеком инвалидность. Социальные ограничения, обусловленные дефектами здоровья, носят комплексный характер и поэтому особенно трудно поддаются компенсации. Во-первых, это физическое ограничение, или изоляция инвалида, – с одной стороны, обусловлено либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуально-психическими недостатками, которые мешают ему самостоятельно передвигаться и/или ориентироваться в пространстве. С другой стороны, факторы внешней среды которые могут либо усугубить или, наоборот, компенсировать влияние этих индивидных недостатков. В этом аспекте принято говорить не только о без барьерной среде для инвалида, но также о дружественной или недружественной среде (современная городская или промышленная среда может быть недружественной не только к инвалиду, но также к ребенку, пожилому человеку, вообще любому индивиду). Это ограничение влечет за собой многие последствия, осложняющие положение инвалида, и требует принятия специальных мер, устраняющих пространственную, транспортную, бытовую изоляцию инвалида, эмоциональную депривацию и обеспечивающих возможность трудовой адаптации. Во-вторых – это трудовая сегрегация, или изоляция, инвалида: патология индивида с ограниченными возможностями приводит к крайне узкому доступу к рабочим местам или вообще исключает эту возможность. В ряде случаев инвалид абсолютно не способен к трудовой деятельности, даже самой простой. Однако в других ситуациях 4
Стр.4
инвалидам представляются (или оказываются доступны) рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающие монотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату. Такое положение обусловлено не только (или не столько) ограниченностью их индивидуальных физических или интеллектуальных ресурсов, сколько неразвитым характером рынка труда для лиц с особыми нуждами. В условиях "дикой" рыночной экономики адаптация рабочих мест для таких индивидов рассматривается работодателями как невыгодная и нежелательная. В тоже время необходимо отметить, что в условиях нашей страны барьер между личностью инвалида и продуктивным трудом может обусловливаться и отсутствием трудовой мотивации с его стороны. По данным отечественных и зарубежных экспертов, трудовая деятельность доступна приблизительно 2/3 всех инвалидов, работает же не более 11% из них. Это вызвано не столько отсутствием специальных рабочих мест, сколько доминирующей ориентации ей на получение льгот и пособий вместо труда. В соответствии с этим, третьим барьером в жизни инвалидов выступает малообеспеченность, которая является следствием социально-трудовых ограничений: эти люди вынуждены существовать либо на невысокую заработную плату, либо на пособие (которое тоже не может быть достаточным для обеспечения достойного уровня жизни индивида). В-четвертых, это пространственно-средовой барьер. Несмотря на то, что лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения (протез, кресло-коляска, специально оборудованный автомобиль), сама организация жилой среды и транспорта не является пока дружественной к инвалиду. Недостает оборудования и приспособлений для бытовых процессов, самообслуживания, свободного передвижения. Люди с сенсорными нарушениями испытывают дефицит специальных информационных средств, извещающих о параметрах окружающей среды. Для лиц с интеллектуально-психическими ограничениями отсутствуют возможности ориентироваться в среде, безопасно передвигаться и действовать в ней. Пятый – это информационный барьер, имеющий двусторонний характер. Инвалиды затруднены в получении информации как общего плана, так и имеющей непосредственное значение для них (исчерпывающие сведения о своих функциональных нарушениях, о мерах государственной поддержки инвалидов, о социальных ресурсах их поддержки). Это вызвано и экономическими причинами (например, 5
Стр.5
невозможность купить или отремонтировать телевизионный или радиоприемник, выписать газету), и дефицитом специальных носителей информации (телепередачи с сурдопереводом, книги брайлевского шрифта, кассеты и диски для слепых и т. д.), и неразвитостью современных глобальных информационных систем (типа Интернет) в нашей стране. Задача создания и ведения банка данных по проблемам инвалидов не решена в полной мере, хотя первые шаги в этой сфере предпринимаются. Конечно, в структурированной информации могут нуждаться только те инвалиды, которые имеют сохранный или относительно сохранный интеллект, какой-то минимальный уровень способностей к познанию, критической оценке окружающей действительности и к самооценке. Дефицит информации или ее недостаточная насыщенность могут привести к необратимому угасанию интеллектуальных способностей таких лиц. С другой стороны, существует информационный барьер, который отгораживает общество от инвалида: лицам с ограниченными возможностями гораздо труднее презентовать свои взгляды и позиции, донести до общества свои нужды и интересы. Поэтому могут возникать искаженные представления о потребностях инвалидов, особенностях их личности. На основе таких искаженных представлений возникают предрассудки и фобии, что затрудняет коммуникации между инвалидом и социумом. Шестой барьер – эмоциональный, который тоже является двусторонним, складывающийся из непродуктивных эмоциональных реакций окружающих по поводу инвалида - любопытства, насмешки, неловкости, чувства вины, гиперопеки, страха и т. д. – и фрустрирующих эмоций инвалида: жалость к себе, недоброжелательство по отношению к окружающим, ожидание гиперопеки, стремление обвинить кого-то в своем дефекте, стремление к изоляции и т. д. Это ретардирующий комплекс – затрудняющий социальные контакты в процессе взаимоотношений инвалида и его социальной среды. И сам индивид с ограниченными возможностями, и его ближайшее окружение остро нуждаются в том, чтобы эмоциональный фон их взаимоотношений был нормализован. Седьмой барьер – коммуникативный, который носит комплексный характер, обусловленный кумуляцией действия всех вышеперечисленных ограничений, деформирующих личность человека. Нарушение общения, одна из наиболее трудных социальных проблем инвалидов, является следствием и физических ограничений, и эмоцио6
Стр.6
нальной защитной самоизоляции, и выпадения из трудового коллектива, и дефицита привычной информации. Отсюда закономерность - восстановление нормальных для возраста и социального статуса коммуникаций является одной из наиболее нагруженных целей социальной реабилитации инвалида. 1.2. Модели инвалидности Сущность и содержание социальной реабилитации в значительной мере зависит от того, как понимают инвалидность ведущие субъекты этого процесса, из каких идейнометодических оснований исходят. Господствовавшая прежде медицинская модель инвалидности исходила из ведущей роли медицины в лечении дефекта, рассматривая инвалида как пациента. Реабилитация, таким образом, рассматривается исключительно с одной стороны - со стороны восстановления трудовых возможностей. В этой связи в общественном сознании понятия "инвалидность" и "нетрудоспособность" воспринимаются как равнозначные и взаимозаменяющие термины. Необходимость опровержения такого подхода привела к появлению в научном обороте и распространению в литературе наряду с медицинской моделью инвалидности такого понятия, как "социальная модель инвалидности". Такой аспект рассмотрения проблемы исходит не из неизбежно ограниченного перечня болезней, нарушений и патологий, перечисляемых нормативными документами, а из факта наличия и степени утраты способности к социальному функционированию привычного, "нормального" для данного общества характера и уровня. Соответственно решение проблем, связанных с инвалидностью, предполагается осуществлять в первую очередь через оказание помощи лицам с функциональными нарушениями, создание системы учреждений социального обслуживания, как комплексных, так и специализированных. Подобные учреждения должны быть доступны для населения территориально, по набору предлагаемых услуг, по условиям своей деятельности - бесплатность оказания услуг нередко является для их клиентов жизненно важным фактором. Специализированные учебные заведения для детейинвалидов также являются отражением социальной модели - образовательная служба "подтягивает" детей к себе, не имея возможности предоставить образовательные услуги на дому каждому нуждающемуся. В последнее время получает также распространение понятие "политико-правовая модель инвалидности". В соответствии с ней люди, имеющие инвалидность, рассматриваются как социальное 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически