Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 9. Филология  / №2 2015

Образ автора и нарративная структура романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" (60,00 руб.)

0   0
Первый авторЗлочевская
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц10
ID338153
АннотацияСтатья посвящена исследованию принципов сотворения образа автора в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита" с точки зрения поэтики метапрозы. У Булгакова образ автора строится по принципу "паззла" - из нескольких нарративных масок, а также из сплетения стилевых повествовательных потоков (объективного, иронично-шутовского и лирического).
УДК81'42
Злочевская, А. Образ автора и нарративная структура романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" / А. Злочевская // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2015 .— №2 .— С. 57-66 .— URL: https://rucont.ru/efd/338153 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 2 А.В. Злочевская ОБРАЗ АВТОРА И НАРРАТИВНАЯ СТРУКТУРА РОМАНА М.А. <...> БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» Статья посвящена исследованию принципов сотворения образа Автора в романе М. Булгакова <...> «Мастер и Маргарита» с точки зрения поэтики метапрозы. <...> образ Автора строится по принципу «паззла» – из нескольких нарративных масок, а также из сплетения стилевых повествовательных потоков (объективного, иронично-шутовского и лирического). <...> Для любой поэтической системы ключевой вопрос – принципы выражения в произведении нравственно-философской и эстетической позиции автора, в частности, способы организации его присутствия в художественном тексте. <...> Такой подход представляется тем более обоснованным, что упоминание булгаковского романа в ряду метапрозы уже получило в современном литературоведении распространение1. <...> Загадка Автора – вершина сложных и прихотливых хитросплетений игровой поэтики М. <...> В «Мастере и Маргарите» образ Автора макротекста возникает в результате построения заданного «паззла», а также из сплетения нарративно-стилевых потоков. <...> Главная особенность повествовательной структуры «Мастера и Маргариты» – множественность субъектов рассказа. <...> Пародийно-шутовская ее матрица – текст телеграммы дяде Берлиоза, Поплавскому: «Меня только что зарезало трамваем на Патриарших. <...> В данном случае перед нами пример алогизма наррации, ибо формальный отправитель телеграммысубъект наррации 1-го лица, автором быть не может. <...> Формальный автор телеграммы – как бы еще живой, земной Берлиоз, настоящий субъект наррацииВоланд и Ко. <...> Видимый субъект наррацииБерлиоз, на самом деле оказывается объектом действия истинного автора телеграммы. <...> Как видим, в тексте телеграммы объединились три повествовательных субъекта: Воланд и два Берлиоза – земной, как будто еще живой, и потусторонний. <...> Здесь сама путаница субъектов наррации создает эффект абсурда. <...> Такая же путаница и переплетение стилей наррации – в макротексте <...>