№ 2 А.В. Злочевская ОБРАЗ АВТОРА И НАРРАТИВНАЯ СТРУКТУРА РОМАНА М.А. <...> БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» Статья посвящена исследованию принципов сотворения образа Автора в романе М. Булгакова <...> «Мастер и Маргарита» с точки зрения поэтики метапрозы. <...> образ Автора строится по принципу «паззла» – из нескольких нарративных масок, а также из сплетения стилевых повествовательных потоков (объективного, иронично-шутовского и лирического). <...> Для любой поэтической системы ключевой вопрос – принципы выражения в произведении нравственно-философской и эстетической позиции автора, в частности, способы организации его присутствия в художественном тексте. <...> Такой подход представляется тем более обоснованным, что упоминание булгаковского романа в ряду метапрозы уже получило в современном литературоведении распространение1. <...> Загадка Автора – вершина сложных и прихотливых хитросплетений игровой поэтики М. <...> В «Мастере и Маргарите» образ Автора макротекста возникает в результате построения заданного «паззла», а также из сплетения нарративно-стилевых потоков. <...> Главная особенность повествовательной структуры «Мастера и Маргариты» – множественность субъектов рассказа. <...> Пародийно-шутовская ее матрица – текст телеграммы дяде Берлиоза, Поплавскому: «Меня только что зарезало трамваем на Патриарших. <...> В данном случае перед нами пример алогизма наррации, ибо формальный отправитель телеграммы – субъект наррации 1-го лица, автором быть не может. <...> Формальный автор телеграммы – как бы еще живой, земной Берлиоз, настоящий субъект наррации – Воланд и Ко. <...> Видимый субъект наррации – Берлиоз, на самом деле оказывается объектом действия истинного автора телеграммы. <...> Как видим, в тексте телеграммы объединились три повествовательных субъекта: Воланд и два Берлиоза – земной, как будто еще живой, и потусторонний. <...> Здесь сама путаница субъектов наррации создает эффект абсурда. <...> Такая же путаница и переплетение стилей наррации – в макротексте <...>