№ 2 А.А. Смирнов СИМВОЛИКА РОМАНТИЧЕСКОЙ МЕЧТЫ В ПОЭЗИИ М.Ю. <...> ЛЕРМОНТОВА Центральное положение символа в романтической философии искусства покоится на двух предпосылках и условиях – на признании идентичности природы и духа, язык которых имеет божественное происхождение, и на наличии аналогии между человеком и космосом. <...> Соотношение мечты и действительности является центральной проблемой не только для поэзии Лермонтова, но и для романтизма в целом. <...> Символика русского поэта предстает в двух разновидностях. <...> Первую составляет символ, равный семантике слова, которая апеллирует к общеромантическим универсалиям, – таковы стихотворения «Земля и небо», «Небо и звезды». <...> Классическим примером многопланового универсально романтического понимания является стихотворение «Звезда». <...> В указанных стихотворениях структура символа не раскрывается, а только подразумевается, так как читателю должен быть известен весь комплекс явлений, чувств, переживаний, обозначаемых семантикой слов «земля», «небо», «звезды», «чаша бытия», известно, что «напиток был – мечта,// И что она – не наша». <...> К символам второй группы следует отнести стихотворения «Парус», «Три пальмы», «Пленный рыцарь», «На севере диком…», «Утес», в которых объективируется структура символа, который становится предметно-экспрессивным. <...> Соотношение отдельных элементов позволяет сделать заключение о своеобразии лермонтовского представления о мечте и формах ее реализации, причем соотношение предметных элементов предстает как закон реальности. <...> Они стали своеобразной моделью нового романтического вида символизации в русской поэзии ХIХ в. <...> Явления природы становятся элементами их внешней образности. <...> Если в них «участвует» человек, то он предстает несколько схематичным с точки зрения психологической разработки, он «несет» одну лишь «идею», будь то стремление к свободе, борьбе… Человек в этих текстах предстает вне сложного комплекса переживаний <...>