БУРЕНИН, Виктор Петрович, псевдонимы -- Владимир Монументов, Генерал Супостатов 2-й,
Мих. Змиев-Младенцев, Хуздозад Церебринов и др. [22.II(4.III).1841, Москва -- 15.VIII.1926, Ленинград] -критик,
поэт, прозаик. Родился в семье архитектора. С 11 лет учился в Московском дворцовом
архитектурном училище. Окончив его в 1859 г., несколько лет работал архитектором. С детства Б.
интересовался литературой (стихи писал с 12 лет, подражая А. Фету). В конце 50 гг. он посещал
"собрания" А. Н. Плещеева, где встречался с Н. А. Некрасовым, Л. Н. Толстым, М. Е. СалтыковымЩедриным,
"пятницы" И. С. Аксакова, где бывали В. И. Даль, А. И. Кошелев. В 1861 г. Б. дебютировал в
печати анонимной заметкой в "Колоколе" "Спасение цензуры в Москве" (No 112), а в 1862 г. под своей
подписью опубликовал лирическое стихотворение "Утром" в газете И. С. Аксакова "День" (20 окт.).
Вскоре Б. начинает выступать как сатирик и быстро обретает популярность. Его стихотворные и
прозаические памфлеты и пародии печатались на страницах сатирических журналов "Искра", "Зритель",
"Будильник". Обратив внимание на стихотворении Б. "Шабаш на Лысой горе" (Искра.-- 1862.-- No 46),
Некрасов привлек его к сотрудничеству в "Современнике", где Б. с 1863 г. печатал сатирические и
лирические стихи, переводы из О. Барбье и Т. Гуда. В 1863 г. Б. переселился в Петербург, а в середине 60
гг. стал профессиональным литератором.
Внук крепостного, Б. с юных лет отличался демократическими убеждениями. Еще в годы учебы в
архитектурном училище, руководя строительными работами в имениях Е. П. Нарышкиной и Н. Д.
Пущиной, он познакомился с возвратившимися из Сибири декабристами И. Д. Якушкииым. Н. И.
Пущиным, М. М. Нарышкиным, Г. С. Батеньковым и петрашевцем С. Ф. Дуровым; тогда же он сблизился
с А. С. Сувориным. В начале литературной деятельности Б. щеголял радикализмом и числился среди
самых "левых" и непримиримых "нигилистов". В излюбленном своем жанре -- "сценах", построенных как
небольшая пьеса, состоящая из стихотворных и прозаических реплик и монологов действующих лиц, Б.
едко высмеивал противников революционно-демократической журналистики -- М. Н. Каткова
("Благонамеренная поэма" // Искра.-- 1863.-- No 16--17), А. А. Краевского ("Михаил Касьянов, или Сын
будочника" // Будильник,-- 1865. -- No 27), представителей антинигилистической драматургии ("Нигилист
в деревне, или Россия на краю гибели" // Зритель.-- 1863.-- No 4).
Не отличаясь глубиной обобщений, Б. был силен быстротой отклика, наблюдательностью,
живостью и едкостью даваемых характеристик. Эти качества Б. хорошо соответствовали специфике
газетной работы. В 1864 г. он начинает печататься в "Санкт-Петербургских ведомостях", и с тех пор
сотрудничество в газете составляет основу его литературной деятельности (хотя статьи, фельетоны и
стихи в 60 -- нач. 70 гг. Б. печатал также в журналах "Русское слово", "Библиотека для чтения", "Беседа",
"Вестник Европы", "Дело", "Отечественные записки"). В "Санкт-Петербургских ведомостях" вначале Б.
выступал с острыми фельетонами на темы текущей жизни, осуществив (совместно с А. С. Сувориным)
реформу отечественного фельетона, введя в него актуальную социально-политическую проблематику и
резко расширив его жанровые рамки за счет сближения с пародией, романом и т. д. Остросатирические
фельетоны Б., испытавшего немалое влияние щедринской сатиры, пользовались широкой популярностью.
С 1866 г. под влиянием цензуры Б. был вынужден переключиться на фельетонные обзоры литературы. С
тех пор более пятидесяти лет он регулярно, обычно раз в неделю, выступал с "критическими
очерками" (так называлась его рубрика в "Новом времени"), откликаясь практически на все заметные
литературные явления (лишь незначительная часть ранних его публикаций собрана в сб. "Критические
очерки и памфлеты".-- Спб., 1884; "Критические этюды".-- Спб., 1888).
Специфичность позиции Б. в литературе определялась тем, что при оценке текущих литературных
явлений он руководствовался не групповыми ("партийными") нормами и представлениями, а
собственными симпатиями и антипатиями. Тем не менее в 60 -- нач. 70 гг. в своей критической
деятельности Б. объективно был союзником революционных демократов. Отвергая искусство для
искусства, он в то же время резко выступал против писателей, жертвующих литературностью в угоду
голой тенденциозности, к ним он относил как представителей "консервативно-сыскной беллетристики",
так и "прогрессивно ложных" прозаиков, создающих "голые ходячие формулы" в романах о "новых
людях" (Н. Ф. Бажин, А. К. Шеллер-Михайлов). Наиболее импонировали ему писатели, "стремящиеся к
трезвому и правдивому пониманию и изображению действительности" (Санкт-Петербургские ведомости.
-- 1870. -- 1 авг.) (Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин и др.; см. его кн.: Литературная деятельность
Тургенева.-- Спб., 1884), хотя и в их произведениях Б. нередко отмечал слабости и недостатки.
С учетом условий газетной критики, не давая глубокого и разностороннего анализа
рецензируемого произведения, Б. ограничивался общей
его оценкой и частными замечаниями, нередко демонстрируя критическую чуткость и
наблюдательность (его талант признавали Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов, Н. К.
Михайловский и др.). Успех Б. основывался не на последовательном отстаивании определенной
литературной и социально-политической программы, а на умении высмеять те или иные литературные
явления. Он любил "низвергать" и "развенчивать" рецензируемого автора, причем нередко ирония и
Стр.1