№ 1 Д.В. Харитонов «СТРАННОСТЬ» КАК ЦЕННОСТЬ: ВИКТОР ШКЛОВСКИЙ И ТОМ ВУЛФ … А когда не знают, какой ярлык прилепить к моему лбу, то говорят: «Это странный человек, странный!» <...> «Дядя Ваня» В статье сравниваются два способа социального творческого поведения, в основе которого лежит принцип остранения. <...> Вулф – это два «представителя авангарда перед общественностью». <...> Один выступает от русского формализма, другой – от американского «нового журнализма» (статья начинается с мотивировки сопоставления одного с другим как сходных, хотя и не связанных между собой, форм культурного производства: частью формализма была так называемая литература факта, имеющая с «новым журнализмом» немало общего). <...> Мы пытаемся проанализировать два скандальных жеста – публичное выступление Шкловского (на диспуте «Марксизм и формальный метод», 1927) и провокационную статью Вулфа, направленную против журнала «Нью-Йоркер» (1965), а также показать, как они выдерживали свой стиль, эстетизируя бытовое поведение. <...> Wolfe are presented as two “avant-garde spokespersons” representing the Russian Formalism and the American New Journalism (the article opens with the explanation of why it is possible to regard those as similar, though unconnected, forms of cultural production – Formalism included the so-called “Literature of the Fact” a parallel to which can be found in the New Journalism). <...> We are trying to analyze two scandalous “gestures” – Shklovskii’s performance at a public discussion (Formalists vs. <...> Marxists, 1927) and Wolfe’s provocative article aimed against the “New Yorker” (1965). <...> Такими «летописцами» стали представители советского авангарда, отвечавшие за теорию и практику «литературы факта», и американские журналисты (и прозаики), отступившие от ряда профессиональных конвенций ради самопровозглашенного «нового журнализма». <...> «Литературу факта» было бы неверно представлять себе отдельно от контекста, в котором она существовала; в данном случае мы имеем в виду не столько широкий контекст (авангард), но контекст относительно <...>