ГЛАВА «О ПРЕВОСХОДСТВЕ И НЕОБЫЧНОСТИ» ИЗ ТРАКТАТА «ВЕСЫ СУЖДЕНИЙ» В статье рассмотрены некоторые основные особенности литературной мысли Ван Чуна (I в. н. э.), изложенные им в главе «О превосходстве и необычности» (Чаоци пянь) из его трактата «Весы суждений» (Луньхэн). <...> The paper centers on some of the main problems of Wang Chong’s (I A.D.) literary thought, which can be found in “Chaoqi pian” chapter from “Lunheng”. <...> Китайская теория литературы как самостоятельная сфера знания оформляется к 3 в. н. э. <...> Но и до указанного времени литературная мысль Китая прошла уже немалый путь развития. <...> В связи с этим большой интерес представляет трактат «Весы суждений» (Луньхэн ��), написанный Ван Чуном (�) в I в. н. э. <...> В трактате немало глав касается литературной проблематики. <...> Центральное место в ней занимает вопрос о классификации литераторов1. <...> Если рассмотреть эту классификацию в контексте всего трактата, то ее можно свести к следующей схеме. <...> Их называют «великими учеными» 1 В научной литературе приводятся различные варианты реконструкции этой классификации, см., например: Петров А.А. <...> The dynamics of masters literature: early Chinese thought from Confucius to Han Feizi. <...> Они занимаются философской и политической публицистикой, создают самостоятельные произведения, в которых подвергают анализу нравы общества и труды других литераторов. <...> К этой категории Ван Чун имплицитно относит и себя. <...> Если первые создают произведения с опорой на традицию, то последние озабочены красотой формы в ущерб содержанию своих сочинений. <...> Вместе с тем таким писателям Ван Чун не отказывает полностью в наличии таланта. <...> В главе «Суждения о [различных] книгах» (Аньшу пянь � �) мыслитель приводит аналогию с породой лошади: «Существуют такие лошади, которые способны пройти тысячи ли, но [они] все равно не могут быть названы превосходными скакунами, так как у них другая масть»2. <...> В соответствии с этой аналогией человек из класса ученых-книжников может своими талантами превосходить великих <...>