Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС 77-29393 от 24 августа 2007 г. Учредитель издания: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет». <...> 16,1 Печать цифровая Гарнитура DejaVu Serif Тираж 1000 Заказ № 49 Техническая редакция, вёрстка – РИО СурГПУ Отпечатано в РИО СурГПУ © Сургутский государственный педагогический университет, 2015 ISSN 2078-7626 Surgut State Pedagogical University BULLETIN AN ACADEMIC JOURNAL № 6 (39) 2015 SURGUT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY BULLETIN AN ACADEMIC JOURNAL This Bulletin has started its publishing activity since 2007 in the form of 6 issues annually. <...> The editorial offi ce address is: 50 let VLKSM st., 10/2, room № 413, Surgut, Tyumen region, Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug – Ugra, Russia, 628417 Telephone number: 8 (3462) 22–31–87 (extension 4–413) E-mail: vestnik@surgpu.ru © Сургутский государственный педагогический университет, 2015 ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета № 6 (39) 2015 С О Д Е Р Ж А Н И Е НАУЧНЫЙ ПОИСК ЯЗЫКОЗНАНИЕ Шерстяных И.В. <...> О признаках языковой и контекстуальной синонимии в современном английском языке . <...> Лексические характеристики английских числительных «one, two, three – the fi rst, second, third» в составе английских паремиологических словосочетаний в сопоставлении с их русскими аналогами . <...> Пространственная картина мира в русских идиомах и паремиях . <...> Интертекстуальные связи кинотекста в межкультурном аспекте . <...> Возрастная общность: понятие и методология ее темпорального исследования . <...> Международное усыновление как конструирование социального родства в глобальном обществе . <...> 122 Певная М.В., Международное волонтерство российских студентов: Калинина А.Н. взгляд социологов . <...> 139 Институт обращений граждан как инструмент реализации взаимодействия гражданского общества и власти . <...> Гагай В.В. и выявлению вербальной агрессии: практическая значимость для мигрантоемкого региона . <...> 166 Психологический анализ языкового конфликта экстремистской направленности в средствах массовой информации . <...> Вербальная агрессия в ситуациях <...>
Вестник_Сургутского_государственного_педагогического_университета_№_6_2015.pdf
ISSN 2078-7626
ВЕСТНИК
Сургутского
государственного
педагогического
университета
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
№ 6 (39)
2015
Стр.1
ВЕСТНИК
СУРГУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Научный журнал
Основан в августе 2007 г.
№ 6 (39) 2015 г.
Выходит 6 раз в год.
Журнал зарегистрирован
в Федеральной службе по надзору
в сфере массовых коммуникаций, связи
и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации СМИ
ПИ № ФС 77-29393 от 24 августа 2007 г.
Учредитель издания:
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский государственный
педагогический университет».
Журнал включён в Перечень
ведущих рецензируемых научных
журналов и изданий, в которых
должны быть опубликованы основные
научные результаты диссертаций
на соискание учёной степени доктора
и кандидата наук, в редакции от 22 октября 2010 года.
Адрес редакции:
ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2, каб. 413,
г. Сургут, Тюменская обл.,
ХМАО – Югра, 628417
Телефон: 8 (3462) 22–31–87 (доп. 4–413)
E-mail: vestnik@surgpu.ru
Сдано в печать 17.11.2015 г.
Формат 70х100/16
Авт. л. 16,1
Печать цифровая
Гарнитура DejaVu Serif
Тираж 1000
Заказ № 49
Техническая редакция, вёрстка – РИО СурГПУ
Отпечатано в РИО СурГПУ
© Сургутский государственный
педагогический университет, 2015
Стр.2
ISSN 2078-7626
Surgut
State
Pedagogical
University
BULLETIN
AN ACADEMIC JOURNAL
№ 6 (39)
2015
Стр.3
SURGUT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY
BULLETIN
AN ACADEMIC JOURNAL
This Bulletin has started its publishing activity since 2007
in the form of 6 issues annually.
This academic journal has been registered
in the Russian Federal Agency supervising over the mass media,
tele- and radio- communication saving
in its way the Russian Federation State Cultural Heritage.
The Mass-Media Information Registration Certifi cate
is ПИ № ФС 77-29393, August 24, 2007.
The edition founder is the Surgut State Pedagogical University.
This journal is known to be in the list of the leading reviewed
and surveyed scholastic journals published in Russia.
These scholastic publications usually concern the main scientifi c
and scholastic dissertation results presented
to be awarded with the Doctor’s or Candidate’s scholastic
or scientifi c Degrees as it is stated
and recommended in the Ministry Order form dated October 22, 2010.
The editorial offi ce address is:
50 let VLKSM st., 10/2, room № 413,
Surgut, Tyumen region,
Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug – Ugra,
Russia, 628417
Telephone number: 8 (3462) 22–31–87 (extension 4–413)
E-mail: vestnik@surgpu.ru
© Сургутский государственный
педагогический университет, 2015
Стр.4
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета
№ 6 (39) 2015
С О Д Е Р Ж А Н И Е
НАУЧНЫЙ ПОИСК
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Шерстяных И.В. Семантическая структура, парадигматические
и синтагматические связи полисеманта «правда»:
лексикографический аспект ...................................................... 9
Путятина Е.И.
О признаках языковой и контекстуальной синонимии
в современном английском языке ............................................. 17
Волобуева Ю.В. Лексические характеристики английских числительных
«one, two, three – the fi rst, second, third» в составе английских
паремиологических словосочетаний в сопоставлении
с их русскими аналогами ............................................................ 32
Щербина В.Е.
Рябкова Н.И.
Фразеологические единицы с компонентом «час»
в немецкой и русской лингвокультурах .................................... 42
Три вопроса относительно междометия ................................... 46
Богоявленская Ю.В. Парцелляция обстоятельств во французских
медиатекстах ................................................................................ 52
Федосеева Л.Н. Пространственная картина мира в русских идиомах
и паремиях .................................................................................. 58
Чернявская А.И. «Натура» и «культура» в афоризмах Б. Грасиана
«Карманный оракул, или Наука благоразумия» ...................... 62
Кокова А.В.
Иерархическая модель стилистической нормы ....................... 67
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ:
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕКСТА
Романенко А.С. К вопросу об анализе концептуального содержания
(на материале художественного текста) ................................... 73
Патиева М.М.
Галян С.В.
Вербализация концепта свет/тьма в творчестве
И. Базоркина ............................................................................... 79
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Бессонница» (1829 г.)
в аспекте культурных традиций ................................................ 83
Калиниченко Л.А. Интертекст прозы З. Прилепина – влияние Л.Н. Толстого ..... 90
Сургай Ю.В.
Интертекстуальные связи кинотекста в межкультурном
аспекте ......................................................................................... 96
СОЦИОЛОГИЯ
Амбарова П.А. Кто управляет социальным временем общности? .................... 103
Зборовский Г.Е. Возрастная общность: понятие и методология ее
темпорального исследования .................................................... 109
Кузьминчук А.А. Проблемы институционального регулирования
волонтерства ............................................................................... 116
Пак Г.С.,
Ходырева Е.Б.
Трынов Д.В.
Международное усыновление как конструирование
социального родства в глобальном обществе ........................... 122
Певная М.В., Международное волонтерство российских студентов:
Калинина А.Н.
взгляд социологов ....................................................................... 128
Гражданское общество в России как объект социологического
исследования ...................................................................... 133
Фазлиева Л.Ю., Социокультурные услуги библиотеки: институциональные
Шуклина Е.А.
Хомова О.В.,
Шуклина Е.А.
функции и тенденции развития ................................................. 139
Институт обращений граждан как инструмент реализации
взаимодействия гражданского общества и власти .................. 147
Стр.5
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета
№ 6 (39) 2015
С О Д Е Р Ж А Н И Е
СОЦИОЛОГИЯ ЯЗЫКА
И ПСИХОЛИНГВИСТИКА
Засыпкин В.П. Лингвистическая экспертная деятельность по анализу
спорных текстов: процессуальные и содержательные
аспекты ........................................................................................ 156
Дрига С.С.
Языковые средства пропаганды исключительности
и превосходства граждан по признаку национальной
принадлежности ......................................................................... 161
Сироткина Т.А., Профилактическая работа по предупреждению экстремизма
Бреусова Е.И.
Гагай В.В.
и выявлению вербальной агрессии: практическая
значимость для мигрантоемкого региона ................................ 166
Психологический анализ языкового конфликта
экстремистской направленности в средствах массовой
информации ................................................................................. 171
Тарасенко М.Л. Вербальная агрессия в ситуациях межэтнического
конфликта в подростковой среде .............................................. 178
НАУКА – ОБРАЗОВАНИЮ
Дидковская Я.В. Трансформация карьерных стратегий молодежи в российском
обществе (на примере студентов и выпускников вузов
Свердловской области) ................................................................ 182
Караева С.А.
Транспозиция и интерференция в обучении русскому языку
учащихся начальных классов кумыкской школы ..................... 190
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ .............................................................................................. 194
ПРАВИЛА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РУКОПИСИ АВТОРАМИ ........................................ 199
Стр.6
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета
№ 6 (39) 2015
C O N T E N T S
ACADEMIC RESEARCH
LINGUISTICS
Sherstyanykh I.V. The semantic structure of the polysemantic word
«truth – правда»: its paradigmatic and syntagmatic relation
models of presentation ................................................................. 9
Putyatina Ye.I.
The linguistic and contextual synonymy characteristics
as they are seen and function in the present-day English ............ 17
Volobuyeva Yu.V. Lexical analysis of the present-day numerals «one, two,
three – the fi rst, second, third» as they are seen
in their authentic idioms .............................................................. 32
Shcherbina V.Ye. The praseological units with the semantic component «hour»
in the German and the Russian linguistic cultures ...................... 42
Ryabkova N.I.
Fedoseyeva L.N.
Three questions about an interjection .......................................... 46
Bogoyavlenskaya Yu.V. An adverb parcellizing as it is seen in the French media
texts .............................................................................................. 52
The space world picture reverberated in the Russian
proverbs . ....................................................................................... 58
Chernyavskaya A.I. «Nature» and «culture» represented in the aphorisms
by B. Grecian’s «Карманный оракул, или наука
Благоразумия» ............................................................................ 62
Kokova A.V.
A stylistic norm hierarchical scheme ........................................... 67
LITERARY CRITICISM:
PROBLEMS IN A TEXT INTERPRETING
Romanenko A.S. The content analysis of a fi ction text (based on a literary text) ... 73
Patiyeva M.M.
The Concepts «Darkness» and «Light» verbalized
in the works by I. Bazorkin ........................................................... 79
Galyan S.V.
The literary analysis of F. Tyutchev’s poem «Insomnia –
Бессонница» (1829) from the cultural tradition viewpoint ......... 83
Kalinichenko L.A. Leo Tolstoy’s infl uence as it is seen in the prose intertexts
by Z. Prilepin ................................................................................ 90
Surgay Yu.V.
The fi lm context intertextual relations from the cross-cultural
view .............................................................................................. 96
SOCIOLOGY
Ambarova P.A. Who is the social time manager in the present-day commonality
of interests? .................................................................................. 103
Zborovskiy G.Ye. The age commonality: the concept and the methodology
to investigate its temporal nature ................................................ 109
Kuzminchuk A.A. The volunteership institutional regulation problems ................... 116
Pak G.S.,
The international adoption as a kind of social relationship
Khodyreva Ye.B.
Pevnaya M.V.,
Kalinina A.N.
Trynov D.V.
Fazliyeva L.Yu.,
Shuklina Ye.A.
Khomova O.V.,
Shuklina Ye.A.
in a global society ......................................................................... 122
The Russian student international volunteership through
the sociologist’s eyes .................................................................... 128
A civil society in Russia as a social research object ..................... 133
Socio-cultural library service: its institutional functions and
the new development trends ........................................................ 139
The civil addressing institution for the Russian citizens
as a means to realize the civil society and power
interaction .................................................................................... 147
Стр.7
ВЕСТНИК Сургутского государственного педагогического университета
№ 6 (39) 2015
C O N T E N T S
LANGUAGE SOCIOLOGY
AND PSYCHOLINGUISTICS
Zasypkin V.P.
Driga S.S.
Sirotkina T.A.,
Breusova Ye.I.
Gagay V.V.
Tarasenko M.L.
The dubious and debatable text linguistic expert examination:
its content analysis results, necessary for a legal procedure ....... 156
The linguistic means to promote someone’s civic superiority
and uniqueness because of his nationality ................................... 161
Preventive work on the prevention of extremism
and the identifi cation of verbal aggression: practical
signifi cance for the region ............................................................ 166
The mass media extremist language confl ict psychological
analysis ......................................................................................... 171
The verbal aggressiveness as it is seen in the course
of interethnic confl icts among the teenagers ............................... 178
THE ACADEMIC ACTIVITY
TO EDUCATION
Didkovskaya Ya.V. The Russian youth career strategy transformations
as it is seen among the Sverdlovsk region high school students
and graduates ............................................................................... 182
Karayeva S.A.
The transposition and interference problems arise when teaching
the Russian language to the Kumyk schoolchildren
in an elementary school ................................................................ 190
INFORMATION ABOUT AUTHORS ................................................................................ 194
Стр.8