Язык
и
культура
№ 4 (36)
Научный журнал
Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере
массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия
(свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-30317 от 19 ноября 2007 г.)
Подписной индекс в объединённом каталоге «Пресса России» 44041
Журнал включен в «Перечень рецензируемых научных изданий,
не входящих в международные реферативные базы данных и системы цитирования,
в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени
доктора наук», Высшей аттестационной комиссии
2016
Томск
2016
Стр.1
Учредитель – ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Главный редактор, председатель редакционной коллегии: Гураль Светлана Константиновна,
профессор, д-р пед. наук, заведующая кафедрой английской филологии факультета иностранных
языков Национального исследовательского Томского государственного университета.
ЧЛЕНЫ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ:
Райлаарсдам Герт, профессор аспирантуры по педагогике при Амстердамском университете, профессор
языкового образования в Утрехтском университете.
Кешкес Иштван, профессор лингвистики и коммуникации университета штата Нью-Йорк г. Олбани
(США), главный редактор журналов “Intercultural Pragmatics” и “Chinese as a Second Language Research”,
соредактор журнала “Journal of Language Aggression and Conflict”.
Дирк Гераэртс, профессор лингвистики, зав. кафедрой квантитативной лингвистики и вариативной
лингвистики, редактор-основатель журнала «Когнитивная лингвистика», соредактор Оксфордского справочника
по когнитивной лингвистике, ответственный редактор книжной серии «Исследования в области
когнитивной лингвистики» (университет г. Лёвен, Бельгия).
Жак Мешлер, профессор французской лингвистики в университете г. Женева (Швейцария), редактор
журнала «Прагматика и французская традиция в прагматике», организатор Международного конгресса
по лингвистике в г. Женева в 2013 г., редактор трудов научного конгресса.
Хаусманн-Ушкова Надежда Васильевна, преподаватель немецкого языка как иностранного на факультете
основных наук, Йенская высшая школа прикладных наук имени Эрнста Аббе (Германия), доктор
филологических наук, профессор кафедры зарубежной филологии и прикладной лингвистики факультета
филологии и журналистики (Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина).
Гиллеспи Дэвид, доктор философии, профессор кафедры политологии и международных отношений
университета г. Бат (Великобритания).
Митчелл Петр Джонович, доктор педагогики, старший преподаватель кафедры английской филологии
факультета иностранных языков Томского государственного университета, доцент кафедры лингвистики и
лингводидактики Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.
Малони Патрик Дэннис, доктор права, старший преподаватель Томского государственного педагогического
университета.
Ким-Малони Александра Аркадьевна, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой
лингвистики и межкультурной коммуникации Томского государственного педагогического университета,
кафедра антропологии университета Аляска Анкоридж (США).
Мильруд Радислав Петрович, профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры международной
профессиональной и научной коммуникации Тамбовского государственного технического университета.
Поляков Олег Геннадиевич, профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой лингвистики и
гуманитарно-педагогического образования Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.
Сысоев Павел Викторович, профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания
гуманитарных дисциплин и лингводидактики Тамбовского государственного университета
имени Г.Р. Державина.
Серова Тамара Сергеевна, профессор, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой иностранных
языков, лингвистики и межкультурной коммуникации Пермского национального исследовательского
политехнического университета.
Смокотин Владимир Михайлович, доктор философских наук, кандидат исторических наук, доцент, заведующий
кафедрой английского языка естественнонаучных и физико-математических факультетов факультета
иностранных языков Томского государственного университета.
Жиляков Артем Сергеевич, ответственный секретарь, кандидат филологических наук, доцент кафедры
английской филологии факультета иностранных языков Томского государственного университета.
Темникова Ирина Геннадьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии
факультета иностранных языков Томского государственного университета.
Нагель Ольга Васильевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии факультета
иностранных языков Томского государственного университета.
Новицкая Ирина Владимировна, доктор филологических наук, профессор кафедры английской филологии
факультета иностранных языков Томского государственного университета.
Обдалова Ольга Андреевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка естественнонаучных
и физико-математических факультетов факультета иностранных языков Томского государственного
университета.
Панова Ольга Борисовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии факультета
иностранных языков Томского государственного университета.
Морева Анастасия Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии
факультета иностранных языков Томского государственного университета.
Адрес редакции и издателя: 634050, Томск, пр. Ленина, 36
Национальный исследовательский Томский государственный университет,
факультет иностранных языков
Телефон / факс: 8+(3822)–52-97-42
E-mail: gural.svetlana@mail.ru
Стр.2
Founder – TOMSK STATE UNIVERSITY
Head of the Editorial Board
Prof. Svetlana K. Gural, Head of the Department of English Philology, Faculty of Foreign Languages,
National Research Tomsk State University.
Members of the Editorial Board:
Prof. Gert Rijlaarsdam, Professor of the Graduate School of Pedagogy at the University of Amsterdam, Professor
of Language Education at the University of Utrecht
Prof. Istvan Kecskes, Professor of Linguistics and Communication at the University of New York at Albany
(USA), Editor-in-Chief of Intercultural Pragmatics and Chinese as a Second Language Research, Co-Editor of
the Journal of Language Aggression and Conflict
Dirk Geeraerts, Professor of linguistics at the University of Leuven, where founded the research unit Quantitative
Lexicology and Variationist Linguistics, the founding editor of the journal Cognitive Linguistics, co-editor
of the Oxford Handbook of Cognitive Linguistics, managing editor of the book series Cognitive Linguistics
Research (Mouton de Gruyter), he played and plays a significant role in the international expansion of Cognitive
Linguistics
Jacques Moeschler, Full Professor of French Linguistics at the University of Geneva, editor of one issue of
Intercultural Pragmatics on The French Tradition in Pragmatics, main organizer of the 19thInternational Congress
of Linguists (Geneva, 21-27 July 2013), one of the editors of the proceedings of the Congress (The Language-Cognition
Interface, Droz, 2013)
Nadezhda Hausmann-Ushkova, Dr. habil., Dozentin im Fachbereichs von Grundlagenwissenschaften, ErnstAbbe-Hochschule
Jena (Deutschland)
Prof. David Gillespie, Professor of Political Science and International Relations, University of Bath (UK)
Dr. Petr J. Mitchell, Associate Professor in the Department of English Philology, Faculty of Foreign Languages,
National Research Tomsk State University; Professor in the Department of Linguistics and Humanities Education,
G.R. Derzhavin Tambov State University
Dr. Patrick D. Maloney, Senior Lecturer, Tomsk State Pedagogical University
Prof. Alexandra A. Kim-Maloney, Head of the Department of Linguistics and Cross-cultural Communication,
Tomsk State Pedagogical University; Department of Anthropology, University of Alaska Anchorage (USA)
Prof. Radislav P. Milrud, Professor in the Department of International Professional and Scientific Communication,
Tambov State Technical University
Prof. Oleg G. Polyakov, Head of the Department of Linguistics and Humanities Education, G.R. Derzhavin
Tambov State University
Prof. Tamara S. Serova, Professor in the Department of Linguistics and Intercultural Communication, National
Research Perm Polytechnic University
Prof. Pavel V. Sysoyev, Professor in the Department of Linguistics and Humanities Education, G.R. Derzhavin
Tambov State University
Dr. Vladimir M. Smokotin, Associate Professor in the Department of English for Natural Sciences, Physics and
Mathematics Faculties, Faculty of Foreign Languages, National Research Tomsk State University
Dr. Artem S. Zhilyakov, Associate Professor in the Department of English Philology, Faculty of Foreign Languages,
Tomsk State University, Executive Editor
Dr. Irina G. Temnikova, Associate Professor in the Department of English Philology, Faculty of Foreign Languages,
Tomsk State University
Dr. Olga V. Nagel, Associate Professor in the Department of English Philology, Faculty of Foreign Languages,
Tomsk State University
Dr. Irina V. Novitskaya, Professor in the Department of English Philology, Faculty of Foreign Languages,
Tomsk State University
Dr. Olga А. Obdalova, Associate Professor in the English Language Department of Natural Sciences, Physics
and Mathematics Faculties, Faculty of Foreign Languages, Tomsk State University
Dr. Olga B. Panova, Associate Professor in the Department of English Philology, Faculty of Foreign Languages,
Tomsk State University
Dr. Anastasiya V. Moreva, Associate Professor in the Department of English Philology, Faculty of Foreign
Languages, Tomsk State University
Editorial and publisher address:
National Research Tomsk State University
Faculty of Foreign Languages
36 Lenina Avenue, Tomsk, Russia, 634050
Telephone / fax: 8 + (3822)52-97-42
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Барда И.С., МитчеллП.Д. Распространенные ошибки в употреблении
артиклей при переводе научных статей на английский язык .......................................
6
Жукова Н.С. Неоднородность единиц морфологической подсистемы
и методы ее описания ...................................................................................................... 13
Игнатович Я.П., Федуленкова Т.Н. Характеристика
структурно-грамматических моделей английских фразеологических единиц
с компонентом give ........................................................................................................... 30
Колесникова И.Е. Идеографическая характеристика тематической группы
фразеологических единиц «черты характера человека по отношению к труду»
в украинском и английском языках ................................................................................ 42
Корж Т.Н. Обучение переводу русскоязычных художественных текстов
с опорой на жанровый фрейм .......................................................................................... 51
Маругина Н.И. Конвергенция метонимии и метафоры в педагогическом
дискурсе советского периода (на материале журнала «Детский дом»
1956–1959 гг.) .................................................................................................................... 65
Мунгалова А.Д., Коваль С.Д., Смокотин В.М. Особенности подходов
к планированию семьи в зависимости от социокультурного уровня
и национальных традиций среди женского населения ................................................ 91
Павленко В.Г. Языковые средства вербализации лингвокультурного концепта
«COGNITION» в английском языке ................................................................................. 100
Полякова О.А. Табуирование слов тематической группы «религия»
в фольклорных поэмах М. Цветаевой ............................................................................. 112
Просвирнина Л.Г. Влияние экстралингвистических факторов
на формирование новых сокращенных английских терминов ..................................... 126
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
Антонова Л.А., Бахметьева И.А., Хренова Н.Ф. Проблемы отбора
упражнений при коммуникативно-ориентированном
обучении английской грамматике в педагогическом вузе ........................................... 135
Сысоев П.В., Амерханова О.О. Обучение письменному научному дискурсу
аспирантов на основе тандем-метода ............................................................................. 149
Стр.4
CONTENTS
LINGUISTICS
Barda I.S., Mitchell P.J. Common mistakes in the use of articles
when translating research papers into English ....................................................................
6
Zhukova N.S. Heterogeneity of morphological subsystem units
and the methods of its description ...................................................................................... 13
Ignatovich Ya.P., Fedulenkova T.N. Characteristics of structural-grammatical models
of the English phraseological units with the give component ............................................ 30
Kolesnikova I.E. Ideographical characteristics of the thematic group of phraseological
units “character traits of a man in relation to the work” in the Ukranian
and English languages ......................................................................................................... 42
Korzh T.N. Teaching translating of Russian literary texts on the basis
of frame of genre ................................................................................................................ 51
Marugina N.I. Convergence of metonymy and metaphor in the pedagogical
discourse of the soviet period ............................................................................................. 65
Mungalova A.D., Koval S.D., Smokotin V.M. Features of approaches of family
planning according to socio-cultural level and national traditions among
the female population ......................................................................................................... 91
Pavlenko V.G. Linguistic means of linguocultural concept “cognition”
in English ............................................................................................................................ 100
Polyakova O.A. Tabooing of the words of the thematic group “religion”
in folklore poems of M. Tsvetaeva ..................................................................................... 112
Prosvirnina L.G. Influence of extra linguistic factors on the formation
of new abbreviated English terms ....................................................................................... 126
THEORY AND METHODOLOGY OF TEACHING
FOREIGN LANGUAGES
Antonova L.A., Bakhmetieva I.A., Khrenova N.F. Selecting communicative activities
for teaching grammar at pedagogical university ................................................................. 135
Sysoyev P.V., Amerkhanova O.O. Teaching graduate students research discourse
via tandem-method ............................................................................................................. 149
Стр.5