Винт грубой наводки используют для значительного перемещения тубусодержателя, а следовательно, и объектива с целью фокусировки объекта при малом увеличении. <...> Микроскопы этой модели отличаются от МБР-1 прямоугольной подставкой, тубусодержателем коленчатой формы, предметным столиком прямоугольной формы, конденсором, имеющим дополнительную откидную линзу для работы с объективом малого увеличения (рисунок 1, Б). <...> По окончании работы с большим увеличением поворачивают револьвер, устанавливают малое увеличение и снимают препарат. <...> Тема 3 Строение клетки эпидермы сочной чешуи луковицы лука Материал. <...> Эпидерма с вогнутой стороны чешуи состоит из очень крупных клеток, которые обычно не помещаются в поле зрения при большом увеличении. <...> Передвигая препаРисунок 3 – Эпидерма сочной чешуи луковицы лука: А – снятие эпидермы; Б – клетки эпидерма сочной чешуи (справа – при большом увеличении, слева – при малом): 1–стенка клетки; 2 – цитоплазма; 3 – ядро; 4 – ядрышко; 5 – вакуоль ядрышко; 5 – вакуоль 12 рат, при малом увеличении находят участок из одного слоя клеток с ясно заметными ядрами и цитоплазмой (рисунок 3, А). <...> Зарисовать одну-две клетки мякоти плодов каждого вида растения и сделать обозначения. <...> 4 Общие замечания Первичный (фтосинтетический) 1 3 2 Рисунок 5 – Крахмальные зерна картофеля: 1 – простое; 2 – полусложное; 3 – сложное; 4 – крахмальное зерно в поляризованном свете крахмал образуется из продуктов фотосинтеза в хлоропластах и имеет вид мелких крупинок. <...> Расположение слоев может Рисунок 6 – Крахмальные зерна различных видов растений: А – картофель; Б – пшеница; В – овес; Г – рис; Д – кукуруза; Е – гречиха; 1 – простое крахмальное зерно; 2 – сложное; 3 – сложное 16 быть концентрическим или эксцентрическим. <...> Зарисовать при большом увеличении крахмальные зерна указанных выше растений, сохраняя пропорции между ними. <...> При этом из разрушенных клеток в воду попадают крахмальные зерна, в результате чего она мутнеет <...>
БОТАНИКА.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.271
Стр.272
Стр.273
Стр.274
БОТАНИКА.pdf
С.А. Сашенкова, Н.В. Корягина, Ю.В. Корягин
Лабораторный практикум
Пенза 2015
0
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Пензенская ГСХА
Кафедра биологии, экологии
и химии им. А.Ф. Блинохватова
С.А. Сашенкова
Н.В. Корягина
Ю.В. Корягин
БОТАНИКА
Лабораторный практикум
для бакалавров агрономических направлений подготовки
Допущено Учебно-методическим объединением вузов
Российской Федерации по агрономическому образованию
в качестве учебного пособия для бакалавров по направлениям
35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение»,
35.03.04 «Агрономия»
Пенза 2015
1
Стр.2
УДК 581(075)
ББК 28.5(я7)
С 22
Рецензенты – доктор биологических наук, профессор кафедры
биологии животных и ветеринарии Пензенской ГСХА Г.В. Ильина,
доктор биологических наук, профессор кафедры общей биологии
и биохимии ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»
Л.А. Новикова
Сашенкова, С.А.
С 22
Ботаника: лабораторный практикум / С.А. Сашенкова,
Н.В. Корягина, Ю.В. Корягин.– Пенза: РИО ПГСХА, 2015. –
275 с.
Практикум составлен в соответствии с программой курса «Ботаника»
для сельскохозяйственных вузов. В нем представлены теоретические
вопросы и практические задания по цитологии, гистологии, вегетативным
и генеративным органам, систематике растений.
Лабораторный практикум предназначен для студентов, обучающихся
по направлению подготовки 35.03.03 – «Агрохимия и агропочвоведение»,
35.03.04 – «Агрономия».
© ФГБОУ ВО
Пензенская ГСХА, 2015
© С.А. Сашенкова,
Н.В. Корягина,
Ю.В. Корягин, 2015
ВВЕДЕНИЕ
2
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….. 3
ЦИТОЛОГИЯ…………………………………………………………. 4
Тема 1 Световые микроскопы, временные препараты………… 4
Тема 2 Форма клеток, хлоропласты……………………………….. 10
Тема 3 Строение клетки эпидермы сочной чешуи луковицы
лука………………………………………………………………………. 11
Тема 4 Хромопласты в клетках мякоти зрелых плодов………. 13
Тема 5 Запасные питательные вещества. Запасной крахмал... 15
Тема 6 Алейроновые зерна в клетках эндосперма зерновки
пшеницы и семядолей фасоли……………………………………… 18
ТКАНИ…………………………………………………………... 25
Тема 7 Образовательные ткани. Первичная меристема………. 25
ПОКРОВНЫЕ ТКАНИ………………………………………………….. 27
Тема 8 Первичная покровная ткань – эпидерма………………... 35
Тема 9 Вторичный и третичный покровные комплексы –
перидерма и корка ……………………………………………………. 36
МЕХАНИЧЕСКИЕ ТКАНИ……………………………………………… 39
Тема 10 Механические ткани………………………………………. 43
ПРОВОДЯЩИЕ ТКАНИ……………………………………………….. 44
Тема 11 Проводящие ткани…………………………………………. 51
Тема 12 Проводящие пучки………………………………………… 55
ОСНОВНАЯ ТКАНЬ……………………………………………………. 57
Тема 13 Основные ткани……………………………………………. 58
ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ…………………………………………… 59
Вопросы к модулю по теме: «Клетка, ткани»………………… 63
ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ………………………………… 67
КОРЕНЬ ………………………………………………………………… 67
АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КОРНЯ………………..................... 70
ПЕРВИЧНОЕ СТРОЕНИЕ КОРНЯ……………………………………. 70
ВТОРИЧНОЕ СТРОЕНИЕ КОРНЯ…………………………………….. 73
ВИДОИЗМЕНЕНИЯ КОРНЕЙ………………………………………… 73
Тема 14 Проросток ………………………………………………….. 79
Тема 15 Типы и формы корневых систем………………………. 82
Тема 16 Зоны корня. Микроскопическое строение корня
однодольных растений (первичное строение)…………………… 84
270
Стр.271
Тема 17 Микроскопическое строение корня двудольных
растений (вторичное строение)……………………………………. 86
Тема 18 Запасающие корни – корнеплоды…………………… 89
СТЕБЕЛЬ И ПОБЕГ…………………………………………………….
АТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ……………………………….
94
100
СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ ОДНОДОЛЬНОГО ТРАВЯНИСТОГО
РАСТЕНИЯ………………………………………………………………. 101
СТРОЕНИЕ СТЕБЛЕЙ ДВУДОЛЬНЫХ ТРАВЯНИСТЫХ
РАСТЕНИЙ……………………………………………………………… 103
СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ МНОГОЛЕТНЕГО
ДРЕВЕСНОГО РАСТЕНИЯ…………………………………………….. 108
Тема 19 Разнообразие побегов…………………………………… 111
Тема 20 Микроскопическое строение стебля голосеменных
и древесных покрытосеменных (двудольных) растений –
непучковое строение……………………………………………… 113
Тема 21 Микроскопическое строение стебля травянистых
двудольных растений……………………………………………….. 118
Тема 22 Микроскопическое строение стебля однодольных
растений……………………………………………………………….. 122
ЛИСТ……………………………………………………………............. 125
АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА………………...................... 131
Тема 23 Макроскопическое строение листа…………………… 135
Тема 24 Микроскопическое строение листа…………………… 137
Вопросы к модулю по теме: «Вегетативные органы»………. 141
ГЕНЕРАТИВНЫЕ ОРГАНЫ………………………………… 143
ЦВЕТОК………………………………………………………………… 143
Тема 25 Цветок………………………………………………………. 155
Тема 26 Формула и диаграмма цветка………………………….. 156
Тема 27 Классификация соцветий……………………………….. 160
СЕМЯ …………………………………………………………… ……..
166
Тема 28 Строение и классификация семян……………………. 168
ПЛОД…………………………………………………………………… 170
Тема 29 Строение и классификация плодов…………………..
175
Вопросы к модулю по теме: «Генеративные органы»………. 178
СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ ……………………………… 180
Тема 30 Отдел цианобактерии (сине-зеленые водоросли)….
180
ЦАРСТВО ГРИБЫ…………………………………………… 183
Тема 31 Низшие грибы……………………………………………. 185
271
Стр.272
Тема 32 Высшие грибы…………………………………………….
Тема 33 Отдел Слизевики ………………………………………… 207
Тема 34 Отдел Лишайники………………………………………..
Тема 35 Водоросли…………………………………………………..
190
209
212
Вопросы к модулю по теме: «Низшие организмы»………….. 226
ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ…………………………………………… 228
Тема 36 Высшие споровые растения…………………………… 228
Отдел Моховидные………………………………………………….
Отдел Плауновидные ………………………………………………. 230
Отдел Хвощевидные ………………………………………………..
Отдел Папоротниковидные………………………………………..
228
232
234
СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ………………………………………. 238
Тема 37 Отдел Голосеменные, или Сосновые ………………… 238
ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ………………………………………. 245
КЛАСС ДВУДОЛЬНЫЕ. ПОДКЛАСС РАНУНКУЛИДЫ…………… 246
Семейство ЛЮТИКОВЫЕ…………………………………… 246
МЕТОДИКА ОПИСАНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСТЕНИЙ
НА ПРИМЕРЕ СЕМЕЙСТВА ЛЮТИКОВЫЕ……………………..
246
Тема 38 Определение растений семейства ЛЮТИКОВЫЕ…. 246
ПОДКЛАСС РОЗИДЫ………………………………………………… 249
Семейство РОЗОВЫЕ………………………………………… 249
Тема 39 Определение растений семейства РОЗОВЫЕ……… 250
Семейство БОБОВЫЕ ………………………………………… 250
Тема 40 Определение растений семейства БОБОВЫЕ……… 251
Семейство ЗОНТИЧНЫЕ или СЕЛЬДЕРЕЙНЫЕ………... 251
Тема 41 Определение растений семейства ЗОНТИЧНЫЕ
или СЕЛЬДЕРЕЙНЫЕ………………………………………………. 252
ПОДКЛАСС ЛАМИДЫ……………………………………………… 252
Семейство ПАСЛЕНОВЫЕ ………………………………….
252
Тема 42 Определение растений семейства ПАСЛЕНОВЫЕ 253
Семейство ЯСНОТКОВЫЕ (ГУБОЦВЕТНЫЕ)………….. 253
254
Тема 43 Определение растений семейства ЯСНОТКОВЫЕ
(ГУБОЦВЕТНЫЕ)……………………………………………………
ПОДКЛАСС АСТЕРИДЫ…………………………………………….
Семейство АСТРОВЫЕ или СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ……… 254
254
Тема 44 Определение растений семейства АСТРОВЫЕ
(СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ)……………………………………………… 255
КЛАСС ОДНОДОЛЬНЫЕ. ПОДКЛАСС ЛИЛИИДЫ……………….
255
272
Стр.273
Семейство ЛИЛЕЙНЫЕ……………………………………….
256
Тема 45 Определение растений семейства ЛИЛЕЙНЫЕ…… 256
Семейство МЯТЛИКОВЫЕ или ЗЛАКОВЫЕ…………… 256
Тема 46 Определение растений семейства МЯТЛИКОВЫЕ 257
Семейство ОСОКОВЫЕ ………………………………………. 257
Тема 47 Определение растений семейства ОСОКОВЫЕ……. 258
Вопросы к модулю по темам: «Царство растения»,
«Покрытосеменные»………………………………………………… 259
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ЭКОЛОГИИ И ГЕОБОТАНИКЕ 260
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ………………………………………. 261
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………….. 269
ОГЛАВЛЕНИЕ …………………………………………………... 270
273
Стр.274