Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра «Педагогика, философия и история» В. В. Камуз Интерактивные методы обучения в преподавании курса «Русский язык и культура речи» Методические указания Кинель РИЦ СГСХА 2014 УДК 482(07) : 378(07) ББК 31.2р : 74.58рК18 К-18 Камуз, В. <...> К-18 Интерактивные методы обучения в преподавании курса «Русский язык и культура речи» : методические указания / В. В. Камуз. <...> В учебном издании рассматриваются интерактивные методы обучения, которые могут быть использованы в преподавании курса «Русский язык и культура речи» студентам сельскохозяйственных вузов. <...> Методические указания снабжены иллюстративным материалом, включающим в себя образцы творческих и игровых заданий. <...> Интерактивное обучение – это способ организации процесса познания в форме совместной деятельности обучающихся, при котором моделируются ситуации, сходные с дальнейшей профессиональной деятельностью, происходит оценка действий одногруппников и своего собственного поведения, погружение в реальную атмосферу делового сотрудничества, направленного на решение познавательных задач. <...> Педагогика обладает большим арсеналом интересных и эффективных методов проведения интерактивных занятий (как лекционного, так и практического). <...> Это обучающие игры, творческие задания, различные формы работы в малых группах, методы полемического обсуждения проблем, социальные проекты и т.д. <...> Опыт проведения занятий но курсу «Русский язык и культура речи» для студентов-нефилологов показывает, что наиболее оптимальными и простыми методами интерактивного обучения здесь могут стать игровые и творческие задания, такие как командная игра, викторина, ролевая игра, дискуссия, кроссворд, синквейн. <...> Основное внимание уделяется изучению функциональных <...>
Интерактивные_методы_обучения_в_преподавании_курса_«Русский_язык_и_культура_речи».pdf
Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Самарская государственная
сельскохозяйственная академия»
Кафедра «Педагогика, философия и история»
В. В. Камуз
Интерактивные методы обучения
в преподавании курса
«Русский язык и культура речи»
Методические указания
Кинель
РИЦ СГСХА
2014
Стр.1
УДК 482(07) : 378(07)
ББК 31.2р : 74.58рК18
К-18
Камуз, В. В.
К-18 Интерактивные методы обучения в преподавании курса
«Русский язык и культура речи» : методические указания /
В. В. Камуз. – Кинель, 2014. – 46 с.
В учебном издании рассматриваются интерактивные методы
обучения, которые могут быть использованы в преподавании курса
«Русский язык и культура речи» студентам сельскохозяйственных
вузов. Методические указания снабжены иллюстративным
материалом, включающим в себя образцы творческих и игровых
заданий. Учебное издание предназначено для студентовбакалавров
и преподавателей.
© ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2014
© Камуз В. В., 2014
2
Стр.2
Оглавление
Предисловие ...................................................................................4
Основные стили современного русского языка...............................6
Интерактивные методы обучения ................................................. 20
Рекомендуемая литература ........................................................... 34
Приложения.................................................................................. 35
3
Стр.3
Предисловие
Использование в учебном процессе интерактивных форм преподавания
является одним из требований к условиям реализации
основных образовательных программ на базе ФГОС. Подобным
образом организованное обучение предполагает вовлеченность
в процесс познания всех присутствующих в аудитории. Интерактивные
методы обучения позволяют студентам свободно обмениваться
знаниями, мнениями, идеями, а также способствуют сплочению
коллектива учебной группы.
Интерактивное обучение – это способ организации процесса
познания в форме совместной деятельности обучающихся, при
котором моделируются ситуации, сходные с дальнейшей профессиональной
деятельностью, происходит оценка действий одногруппников
и своего собственного поведения, погружение в реальную
атмосферу делового сотрудничества, направленного на
решение познавательных задач.
Интерактивная технология обучения способствует решению
трех основных задач: учебно-познавательной, коммуникационноразвивающей,
социально-ориентационной.
Педагогика обладает большим арсеналом интересных и эффективных
методов проведения интерактивных занятий (как лекционного,
так и практического). Это обучающие игры, творческие
задания, различные формы работы в малых группах, методы полемического
обсуждения проблем, социальные проекты и т.д.
Опыт проведения занятий но курсу «Русский язык и культура
речи» для студентов-нефилологов показывает, что наиболее оптимальными
и простыми методами интерактивного обучения здесь
могут стать игровые и творческие задания, такие как командная
игра, викторина, ролевая игра, дискуссия, кроссворд, синквейн.
Дисциплина «Русский язык и культура речи» является чрезвычайно
важной для формирования культурной и коммуникативной
компетенции будущего специалиста. Курс лекций адресован студентам
1 курса. В нем рассматриваются теоретические основы
культуры речи, нормы русского литературного языка. Основное
внимание уделяется изучению функциональных стилей языка. При
изложении материала учитывалась научная деятельность студентов,
требующая умения создавать тексты разных жанров
4
Стр.4
в научном стиле, в приложениях дан примерный план написания
рефератов, рецензий, отзывов.
Основная задача данного курса – повышение уровня владения
языком и формирование навыков успешной коммуникации через
овладение стилистическими нормами речевого общения.
5
Стр.5
Основные стили современного русского языка
Понятие о функциональных стилях
Культура речи – это нормативность и правильность речи, это
и соблюдение правил общения и речевого этикета. Культура речи
также предполагает умение пользоваться стилями речи и создавать
собственные тексты в разных стилях. Известно, что язык обслуживает
разные сферы общения и каждая сфера предъявляет к языку
свои требования. Например, в научном стиле нужна точность
в обозначении понятий, в документах должны отсутствует эмоционально
окрашенные слова, а в публицистике их следует активно
использовать.
Стиль (греч.) – это разновидность языка, которая обслуживает
какую-либо сторону общественной жизни. Он называется функциональным,
так как выполняет в обществе в каждом конкретном
случае определённую функцию. Стиль создаётся сочетанием
нейтральных языковых средств и средств, употребляемых в данном,
конкретном стиле. Каждый функциональный стиль реализуется
в
жанрах. Жанр – это конкретный вид текстов, которые
обладают специфическими чертами, а также некоторой общностью,
так как принадлежат к данному стилю.
Например, в научном стиле выделяют следующие жанры: доклад,
реферат, аннотация; в официально-деловом – справку, гарантийное
письмо, заявление, приказ; в публицистическом – очерк,
репортаж, интервью, устное выступление.
Каждый конкретный случай речевой деятельности требует
своих средств выражения. Участники коммуникации должны помнить
о том, что выбор стилистически окрашенных слов был оправданным,
чтобы выбираемые языковые средства принадлежали одному
стилю. Употребление разностилевой лексики, использование
просторечной, жаргонной лексики в деловом общении приводит
к разночтению, непониманию, недоумению.
Таким образом, одно из главных требований культуры речи –
это умение различать функциональные разновидности, представляя,
какая из разновидностей языка должна выбираться
в соответствии с целями общения. Большинство авторовлингвистов
выделяют следующие функциональные стили:
6
Стр.6