Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Селекция полевых культур (110,00 руб.)

0   0
Первый авторАнтимонова Ольга Николаевна
ИздательствоРИЦ СГСХА
Страниц36
ID327144
АннотацияМетодические указания содержат задания для выполнения лабораторных работ, список рекомендованной учебной литературы, вопросы для самоконтроля и подготовки к зачету.
Кому рекомендованоУчебное издание предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению 110400.62 «Агрономия».
УДК631.52(07)
ББК41.31
Антимонова, О.Н. Селекция полевых культур : методические указания для выполнения лабораторных работ / О.Н. Антимонова .— Самара : РИЦ СГСХА, 2014 .— 36 с. — URL: https://rucont.ru/efd/327144 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра «Растениеводство и селекция» О. Н. Антимонова Селекция полевых культур Методические указания для выполнения лабораторных работ Кинель РИЦ СГСХА 2014 1 УДК 631.52 (07) ББК 41.31 Р А-72 Антимонова, О. <...> А-72 Селекция полевых культур : методические указания для выполнения лабораторных работ / О. Н. Антимонова. <...> Изучение строения соцветия зерновых злаковых культур, видов пшеницы……………………………………. <...> Сорта яровой мягкой и твердой пшеницы……… 11 Тема 4. <...> Структурный анализ снопов зерновых культур и статистическая обработка результатов исследования…… 25 Тема 11. <...> Методика государственного сортоиспытания (статистическая обработка данных сортоиспытаний)……………. <...> 34 3 Предисловие Методические указания для лабораторных работ по дисциплине «Селекция полевых культур» для бакалавров, обучающихся по направлению 110400.62 «Агрономия», составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебной программой. <...> Учебное издание освещает вопросы сортоведения основных полевых культур, их видов, разновидностей, видовых и сортовых признаков, а так же характеристики сортов и гибридов, включенных в Государственный реестр допущенных к использованию в производстве; способствует формированию навыков планирования селекционного процесса, организации государственного сортоиспытания. <...> В результате проведения лабораторных работ студент должен знать: - основные понятия о сорте, исходном материале, основных методах получения исходного материала; - методику государственного сортоиспытания; - сортовые и видовые признаки растений, разновидности полевых культур; - сорта различных полевых культур и их характеристику <...>
Селекция_полевых_культур.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Селекция_полевых_культур.pdf
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра «Растениеводство и селекция» О. Н. Антимонова Селекция полевых культур Методические указания для выполнения лабораторных работ Кинель РИЦ СГСХА 2014 1
Стр.1
УДК 631.52 (07) ББК 41.31 Р А-72 Антимонова, О. Н. А-72 Селекция полевых культур : методические указания для выполнения лабораторных работ / О. Н. Антимонова. – Кинель: РИЦ СГСХА, 2014. – 35 с. Методические указания содержат задания для выполнения лабораторных работ, список рекомендованной учебной литературы, вопросы для самоконтроля и подготовки к зачету. Учебное издание предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению 110400.62 «Агрономия». © ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2014 © Антимонова О. Н., 2014 2
Стр.2
Оглавление Предисловие………………………………………………….. 4 Тема 1. Изучение строения соцветия зерновых злаковых культур, видов пшеницы……………………………………... 6 Тема 2. Сорт и внешняя среда. Исходный материал в селекции растений………………………………………… 10 Тема 3. Определение разновидностей мягкой и твердой пшеницы. Сорта яровой мягкой и твердой пшеницы……… 11 Тема 4. Сортовые признаки, сорта озимой мягкой пшеницы и озимой ржи……………………………………………… 14 Тема 5. Разновидности, сортовые признаки и сорта ячменя... 15 Тема 6. Виды, разновидности и сорта овса………………..... 17 Тема 7. Группы проса, их разновидности и сорта………..... 19 Тема 8. Виды, разновидности и сорта гороха…………… 21 Тема 9. Группы и гибриды кукурузы. Применение гетерозиса…………………………………………………………………. 23 Тема 10. Структурный анализ снопов зерновых культур и статистическая обработка результатов исследования…… 25 Тема 11. Методика государственного сортоиспытания (статистическая обработка данных сортоиспытаний)……………. 28 Вопросы для подготовки к зачету…………………………... 31 Рекомендуемая литература…………………………………... 34 3
Стр.3
Предисловие Методические указания для лабораторных работ по дисциплине «Селекция полевых культур» для бакалавров, обучающихся по направлению 110400.62 «Агрономия», составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебной программой. Учебное издание освещает вопросы сортоведения основных полевых культур, их видов, разновидностей, видовых и сортовых признаков, а так же характеристики сортов и гибридов, включенных в Государственный реестр допущенных к использованию в производстве; способствует формированию навыков планирования селекционного процесса, организации государственного сортоиспытания. В методических указаниях изложены методики и техника проведения лабораторных работ, дан перечень необходимых для их проведения материалов и оборудования. Каждая работа завершена контрольными вопросами для оценки знаний. В результате проведения лабораторных работ студент должен знать: - основные понятия о сорте, исходном материале, основных методах получения исходного материала; - методику государственного сортоиспытания; - сортовые и видовые признаки растений, разновидности полевых культур; - сорта различных полевых культур и их характеристику; уметь: - выполнять индивидуальные и массовые отборы с оценкой элементов продуктивности селекционного материала; - проводить гибридизацию растений; - проводить структурный анализ растений и анализировать полученные результаты; владеть: - основами методики опытного дела; - государственной методикой по сортоиспытанию; - методами получения исходного материала; - навыками проведения индивидуальных и массовых отборов с оценкой элементов продуктивности селекционного материала. 4
Стр.4
Выполнение лабораторных работ направлено на формирование следующих профессиональных компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения ООП): - способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; - способность распознавать по морфологическим признакам наиболее распространенные в регионах дикорастущие растения и сельскохозяйственные культуры. Оценивать их физиологическое состояние, адаптационный потенциал и определять факторы улучшения роста, развития и качества продукции; - способность использовать агрометеорологическую информацию при производстве растениеводческой продукции; - готовность изучать современную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований; - способность применять современные методы научных исследований в агрономии согласно утвержденным планам и методикам; - способность к обобщению и статистической обработке результатов опытов, формулированию выводов. 5
Стр.5
Тема 1. Изучение строения соцветия зерновых злаковых культур, видов пшеницы Цель занятия. Сравнительное ознакомление со строением соцветия пшеницы, ржи, ячменя, овса и проса. По натуральным образцам ознакомиться с наиболее распространенными видами пшеницы – по строению колоса, колоска, зерну и другим морфологическим признакам и научиться определять их. Рекомендуемая литература: 1, 6. Важнейшие представители семейства злаковых принято разделять на две большие группы по биологическим и отчасти по морфологическим признакам: 1) хлебные злаки (настоящие хлеба). Зерно имеет ясно выраженную продольную бороздку, прорастает несколькими корешками сразу. К этой группе относят пшеницу, рожь, овес, ячмень. 2) просовидные злаки (не настоящие хлеба). На зерне продольной бороздки нет, прорастает одним корешком. Эта группа включает просо, кукурузу, сорго, рис. Пшеница. Соцветие – сложный колос. На уступах коленчатого стержня расположено по одному колоску. Колосок – многоцветковый, имеет 2-5 цветков. Он состоит из двух наружных колосовых чешуй, между которыми располагается несколько цветков. В каждом цветке две цветковые чешуи (наружная и внутренняя), между которыми находится завязь с двумя перистыми рыльцами и тремя тычинками. Колосовая чешуя имеет киль, колосковый (или килевой) зубец и плечо. Зрелые зерна заключены между двумя цветковыми чешуйками, с которыми они не срастаются. Наружная цветковая чешуя выпуклая, у остистых форм она несет ость: у безостых обычно более или менее короткий остевидный придаток. Эта чешуя прикрывает зерно со спинной стороны. Внутренняя цветковая чешуя без остей. Она прикрывает зерно с брюшной стороны, где зерно имеет бороздку. Эта чешуя в отличие от наружной, имеет не один, а два киля. Колосковые чешуи у пшеницы обычно кожистые. Цветковые чешуи у большинства видов и сортов пшеницы длиннее колосковых и равны. Рожь. Соцветие – сложный колос. Колосок одно- , двух- , реже – трехцветковый. Колосковые чешуи узкие, однонервные, 6
Стр.6