УДК 1(075.8)
ББК 87я73
Т 76
Учебное пособие составлено на основе Федеральных государственных
образовательных стандартов высшего профессионального
образования.
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским
советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № 7 от «25»
декабря 2012г.
Рецензенты:
Ф.Н. Поносов – д-р философ. наук,
проф. ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
Г.М. Тихонов – д-р философ. наук,
проф. ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»
Т 76
Трофимов, В.К.
Основы философии : учебное пособие / В.К. Трофимов.
– Ижевск : ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013. –
408 с.
Учебное пособие содержит материал вузовского курса
философии, раскрывающий общие проблемы философии.
Предназначено для студентов, обучающихся по программам
подготовки бакалавра и специалиста, лиц, сдающих
вступительный экзамен по философии в аспирантуру,
а также для всех заинтересованных читателей.
УДК 1(075.8)
ББК 87я73
© Трофимов В.К., 2013
© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА,2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Глава 1. ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ
И РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1.1 Понятие мировоззрения. Знания, ценности, убеждения,
идеалы, вера в структуре мировоззрения. Мироощущение
и миропонимание как уровни мировоззрения. Соотношение
философии и мировоззрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.2 Исторические типы мировоззрения: мифология, религия,
философия. Возникновение философии и особенности
философского мировоззрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
1.3 Основные вопросы и типы философии. Материализм
и идеализм как способы миропонимания, их исторические формы.
Относительность противоположности
материализма и идеализма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
1.4 Философия в системе культуры. Философия и наука.
Структура и функции философии. Роль философии
в жизни человека и общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Глава 2. БЫТИЕ И МАТЕРИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
2.1 Проблема бытия в истории философии.
Основные формы бытия: природа, общество, дух, человек . . . . . . . .39
2.2 Проблема субстанции в философии. Материя
как философская категория. Историческое развитие
научно-философского понятия материи. Основные свойства материи.
Структурное многообразие материального мира . . . . . . . . . . . . . . . .47
2.3 Движение, его противоречивость и основные формы. Движение
и покой, движение и развитие, прогресс и регресс . . . . . . . . . . . . . . .58
2.4 Пространство и время. Понятия пространства и времени.
Субстанциональная и реляционная концепции пространства
и времени. Специфика пространственно-временных отношений
в природных, социальных, психологических процессах . . . . . . . . . .64
Глава 3. ДУША ЧЕЛОВЕКА КАК ФОРМА БЫТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . .75
3.1 Проблема души человека в истории философии. Единство
и различие тела и души. Душа как субъективная реальность.
Природа идеального. Структура душевного мира . . . . . . . . . . . . . . .75
3.2 Бессознательное, его виды, роль в жизнедеятельности
человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87
3.3 Сознание, его сущность и происхождение. Основные
формы сознания: воля, чувства, мышление. Связь мышления
и языка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .95
3.4 Самосознание, его связь с сознанием, роль в деятельности
человека. Самопознание, самооценка, саморегуляция
как стороны самосознания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .105
3.5 Личный дух и духовный мир человека. Стремление к Добру,
Истине и Красоте – проявления духовности человека. . . . . . . . . . .112
3
Стр.3
Основы философии
Глава 4. ДИАЛЕКТИКА: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ
О ВСЕОБЩИХ СВЯЗЯХ И РАЗВИТИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
4.1 Диалектика и ее исторические формы. Структура диалектики:
объективная и субъективная диалектика; принципы, законы
и категории диалектики. Метафизика как альтернатива
диалектики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
4.2 Закон единства и взаимоисключения
противоположностей. Противоречие, его структура и типы.
Специфика социальных противоречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .130
4.3 Закон взаимоперехода количественных и качественных
изменений. Качественные и количественные
характеристики вещей. Понятие меры. Скачок и его формы . . . . . 141
4.4 Закон отрицания отрицания. Диалектическое
и метафизическое понимание отрицания. Цикличность
и поступательность прогрессивных изменений.
Повторяемость в процессе прогрессивного развития . . . . . . . . . . . .153
4.5 Категории диалектики: единичное и общее; сущность
и явление; содержание и форма; причина и следствие;
необходимость и случайность; возможность и действительность 162
4.6 Системность и нелинейность бытия. Синергетика и глобальный
эволюционизм как современные формы диалектического
миропонимания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .180
Глава 5. ГНОСЕОЛОГИЯ: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ
О ПОЗНАНИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .193
5.1 Проблема познаваемости мира в философии. Субъект
и объект познания. Практика и ее роль в познании . . . . . . . . . . . .193
5.2 Чувственное и рациональное познание, их основные формы
и взаимосвязь. Интуиция и ее место в познании.
Роль приборов в познавательной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . .201
5.3 Учение об истине. Классическая и неклассические концепции
истины. Субъективное и объективное в истине. Диалектика
абсолютного и относительного знания в истине. Конкретность
истины. Критерии истины. Практика как основной
критерий истины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
5.4 Научное познание, его основные методы и формы.
Общелогические методы, методы эмпирического
и теоретического познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .223
Глава 6. АНТРОПОЛОГИЯ: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ
О ЧЕЛОВЕКЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .238
6.1 Человек как проблема философии. Философские концепции
сущности человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .238
6.2 Антропосоциогенез и его комплексный характер. Основные
концепции происхождения человека. Природные и социальные
предпосылки антропосоциогенеза. Роль труда, языка и общения
в процессе антропосоциогенеза. Соотношение биологического
и социального в человеке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .246
6.3 Человек как личность. Человек, индивид,
индивидуальность, личность. Социокультурная среда и личность.
Типология личности. Диалектика свободы и необходимости
в деятельности личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .258
4
Стр.4
6.4 Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия
в духовном опыте человечества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .271
Глава 7. СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА: СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВА
И ЕГО СТРУКТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .279
7.1 Понятие общества. Деятельность – специфический способ
существования общества. Социально-философские концепции
сущности общества: натурализм, идеализм, материализм.
Соотношение общественного бытия и общественного сознания.
Современные подходы к пониманию сущности общества
и необходимость синтеза социально-философского знания. . . . . .279
7.2 Экономическая сфера общества. Структура экономической сферы:
производительные силы и производственные отношения . . . . . . .290
7.3 Социальная сфера общества. Понятие социальной сферы и ее
структура. Виды социальных групп и общностей: классы,
социально-профессиональные, социально-демографические,
территориально-поселенческие, национально-этнические . . . . . .303
7.4 Политическая сфера общества. Политика и власть.
Политическая организация общества и ее структура.
Возникновение, сущность, функции, типы и формы государства.
Понятие правового государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .313
7.5 Духовная сфера общества. Понятие духовной сферы. Основные
формы духовной жизни: религия, мораль, искусство, наука . . . . .321
Глава 8. СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА: РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА. . . .337
8.1 Общество как саморазвивающаяся система. Проблема
закономерности исторического процесса. Общественный прогресс
и его критерии. Эволюционный и революционный
типы развития общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .337
8.2 Источники и движущие силы исторического процесса.
Объективные условия и субъективный фактор в историческом
развитии. Роль народа, социальных групп и личности в истории.
Проблема насилия и ненасилия в общественном развитии . . . . . .348
8.3 Формационный подход к развитию общества. Понятие и типы
общественно-экономической формации. Базис и надстройка
в структуре общественно-экономических формаций. Диалектика
производительных сил и производственных отношений как источник
формационного развития. Ограниченность формационного
подхода к развитию общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .361
8.4 Цивилизационный подход к развитию общества.
Формирование и сущность цивилизационного подхода.
Цивилизации как локальные культурно-исторические типы
общества. Культурно-историческое своеобразие российской
цивилизации и русского менталитета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .372
8.5 Человечество перед лицом глобальных проблем современности.
Понятие и классификация глобальных проблем. Сценарии будущего:
гипотеза ноосферы, пределы роста, информационное общество,
столкновение цивилизаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .382
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .394
ПЕРСОНАЛИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .395
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . .404
ОБ АВТОРЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .407
5
Стр.5