Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Основы философии (290,00 руб.)

0   0
Первый авторТрофимов В. К.
ИздательствоФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
Страниц408
ID327134
АннотацияУчебное пособие содержит материал вузовского курса философии, раскрывающий общие проблемы философии. Предназначено для студентов, обучающихся по программам подготовки бакалавра и специалиста, лиц, сдающих вступительный экзамен по философии в аспирантуру, а также для всех заинтересованных читателей.
УДК1(075.8)
ББК87я73
Трофимов, В.К. Основы философии : учебное пособие / В.К. Трофимов .— Ижевск : ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013 .— 408 с. — URL: https://rucont.ru/efd/327134 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ» УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе профессор П.Б. Акмаров _________________________ «____» ______________ 2012 г. В.К. Трофимов ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Учебное пособие Ижевск ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА 2013 УДК 1(075.8) ББК 87я73 Т 76 Учебное пособие составлено на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. <...> Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № 7 от «25» декабря 2012г. <...> Учебное пособие содержит материал вузовского курса философии, раскрывающий общие проблемы философии. <...> Возникновение философии и особенности философского мировоззрения . <...> Материализм и идеализм как способы миропонимания, их исторические формы. <...> Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. <...> ДИАЛЕКТИКА: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ВСЕОБЩИХ СВЯЗЯХ И РАЗВИТИИ. <...> Структура диалектики: объективная и субъективная диалектика; принципы, законы и категории диалектики. <...> Синергетика и глобальный эволюционизм как современные формы диалектического миропонимания . <...> Общелогические методы, методы эмпирического и теоретического познания . <...> Структура экономической сферы: производительные силы и производственные отношения . <...> Культурно-историческое своеобразие российской цивилизации и русского менталитета . <...> Сценарии будущего: гипотеза ноосферы, пределы роста, информационное общество, столкновение цивилизаций . <...> . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .407 5 Основы философии ВВЕДЕНИЕ В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования изучение философии способствует формированию у студентов, обучающихся по образовательным программам подготовки <...>
Основы_философии.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Основы_философии.pdf
УДК 1(075.8) ББК 87я73 Т 76 Учебное пособие составлено на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № 7 от «25» декабря 2012г. Рецензенты: Ф.Н. Поносов – д-р философ. наук, проф. ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА Г.М. Тихонов – д-р философ. наук, проф. ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова» Т 76 Трофимов, В.К. Основы философии : учебное пособие / В.К. Трофимов. – Ижевск : ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013. – 408 с. Учебное пособие содержит материал вузовского курса философии, раскрывающий общие проблемы философии. Предназначено для студентов, обучающихся по программам подготовки бакалавра и специалиста, лиц, сдающих вступительный экзамен по философии в аспирантуру, а также для всех заинтересованных читателей. УДК 1(075.8) ББК 87я73 © Трофимов В.К., 2013 © ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА,2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 Глава 1. ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 1.1 Понятие мировоззрения. Знания, ценности, убеждения, идеалы, вера в структуре мировоззрения. Мироощущение и миропонимание как уровни мировоззрения. Соотношение философии и мировоззрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 1.2 Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Возникновение философии и особенности философского мировоззрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15 1.3 Основные вопросы и типы философии. Материализм и идеализм как способы миропонимания, их исторические формы. Относительность противоположности материализма и идеализма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21 1.4 Философия в системе культуры. Философия и наука. Структура и функции философии. Роль философии в жизни человека и общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28 Глава 2. БЫТИЕ И МАТЕРИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39 2.1 Проблема бытия в истории философии. Основные формы бытия: природа, общество, дух, человек . . . . . . . .39 2.2 Проблема субстанции в философии. Материя как философская категория. Историческое развитие научно-философского понятия материи. Основные свойства материи. Структурное многообразие материального мира . . . . . . . . . . . . . . . .47 2.3 Движение, его противоречивость и основные формы. Движение и покой, движение и развитие, прогресс и регресс . . . . . . . . . . . . . . .58 2.4 Пространство и время. Понятия пространства и времени. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Специфика пространственно-временных отношений в природных, социальных, психологических процессах . . . . . . . . . .64 Глава 3. ДУША ЧЕЛОВЕКА КАК ФОРМА БЫТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . .75 3.1 Проблема души человека в истории философии. Единство и различие тела и души. Душа как субъективная реальность. Природа идеального. Структура душевного мира . . . . . . . . . . . . . . .75 3.2 Бессознательное, его виды, роль в жизнедеятельности человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87 3.3 Сознание, его сущность и происхождение. Основные формы сознания: воля, чувства, мышление. Связь мышления и языка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .95 3.4 Самосознание, его связь с сознанием, роль в деятельности человека. Самопознание, самооценка, саморегуляция как стороны самосознания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .105 3.5 Личный дух и духовный мир человека. Стремление к Добру, Истине и Красоте – проявления духовности человека. . . . . . . . . . .112 3
Стр.3
Основы философии Глава 4. ДИАЛЕКТИКА: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ВСЕОБЩИХ СВЯЗЯХ И РАЗВИТИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 4.1 Диалектика и ее исторические формы. Структура диалектики: объективная и субъективная диалектика; принципы, законы и категории диалектики. Метафизика как альтернатива диалектики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 4.2 Закон единства и взаимоисключения противоположностей. Противоречие, его структура и типы. Специфика социальных противоречий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .130 4.3 Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений. Качественные и количественные характеристики вещей. Понятие меры. Скачок и его формы . . . . . 141 4.4 Закон отрицания отрицания. Диалектическое и метафизическое понимание отрицания. Цикличность и поступательность прогрессивных изменений. Повторяемость в процессе прогрессивного развития . . . . . . . . . . . .153 4.5 Категории диалектики: единичное и общее; сущность и явление; содержание и форма; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность 162 4.6 Системность и нелинейность бытия. Синергетика и глобальный эволюционизм как современные формы диалектического миропонимания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .180 Глава 5. ГНОСЕОЛОГИЯ: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .193 5.1 Проблема познаваемости мира в философии. Субъект и объект познания. Практика и ее роль в познании . . . . . . . . . . . .193 5.2 Чувственное и рациональное познание, их основные формы и взаимосвязь. Интуиция и ее место в познании. Роль приборов в познавательной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . .201 5.3 Учение об истине. Классическая и неклассические концепции истины. Субъективное и объективное в истине. Диалектика абсолютного и относительного знания в истине. Конкретность истины. Критерии истины. Практика как основной критерий истины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214 5.4 Научное познание, его основные методы и формы. Общелогические методы, методы эмпирического и теоретического познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .223 Глава 6. АНТРОПОЛОГИЯ: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .238 6.1 Человек как проблема философии. Философские концепции сущности человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .238 6.2 Антропосоциогенез и его комплексный характер. Основные концепции происхождения человека. Природные и социальные предпосылки антропосоциогенеза. Роль труда, языка и общения в процессе антропосоциогенеза. Соотношение биологического и социального в человеке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .246 6.3 Человек как личность. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Социокультурная среда и личность. Типология личности. Диалектика свободы и необходимости в деятельности личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .258 4
Стр.4
6.4 Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .271 Глава 7. СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА: СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВА И ЕГО СТРУКТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .279 7.1 Понятие общества. Деятельность – специфический способ существования общества. Социально-философские концепции сущности общества: натурализм, идеализм, материализм. Соотношение общественного бытия и общественного сознания. Современные подходы к пониманию сущности общества и необходимость синтеза социально-философского знания. . . . . .279 7.2 Экономическая сфера общества. Структура экономической сферы: производительные силы и производственные отношения . . . . . . .290 7.3 Социальная сфера общества. Понятие социальной сферы и ее структура. Виды социальных групп и общностей: классы, социально-профессиональные, социально-демографические, территориально-поселенческие, национально-этнические . . . . . .303 7.4 Политическая сфера общества. Политика и власть. Политическая организация общества и ее структура. Возникновение, сущность, функции, типы и формы государства. Понятие правового государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .313 7.5 Духовная сфера общества. Понятие духовной сферы. Основные формы духовной жизни: религия, мораль, искусство, наука . . . . .321 Глава 8. СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА: РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА. . . .337 8.1 Общество как саморазвивающаяся система. Проблема закономерности исторического процесса. Общественный прогресс и его критерии. Эволюционный и революционный типы развития общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .337 8.2 Источники и движущие силы исторического процесса. Объективные условия и субъективный фактор в историческом развитии. Роль народа, социальных групп и личности в истории. Проблема насилия и ненасилия в общественном развитии . . . . . .348 8.3 Формационный подход к развитию общества. Понятие и типы общественно-экономической формации. Базис и надстройка в структуре общественно-экономических формаций. Диалектика производительных сил и производственных отношений как источник формационного развития. Ограниченность формационного подхода к развитию общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .361 8.4 Цивилизационный подход к развитию общества. Формирование и сущность цивилизационного подхода. Цивилизации как локальные культурно-исторические типы общества. Культурно-историческое своеобразие российской цивилизации и русского менталитета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .372 8.5 Человечество перед лицом глобальных проблем современности. Понятие и классификация глобальных проблем. Сценарии будущего: гипотеза ноосферы, пределы роста, информационное общество, столкновение цивилизаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .382 ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .394 ПЕРСОНАЛИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .395 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . .404 ОБ АВТОРЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .407 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.