ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАТИКИ Жесткова Н. А. <...> КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по учебной дисциплине «ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ» по специальности: 031600 – Реклама и связи с общественностью Самара - 2014 Федеральное агентство связи Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики» ___________________________________________________ Кафедра связей с общественностью Жесткова Н.А. <...> Курс «Основы теории коммуникации» позволяет студентам познакомиться с общими проблемами семиотики из области коммуникативных кодов, принципами организации и особенности презентации коммуникативных продуктов в разных сферах общения, критериями оценки качественного коммуникативного продукта и эффективного коммуникативного события. <...> 6 Раздел 1.1 Основные понятия теории социальной коммуникации . <...> 12 Тема 2 Сущность коммуникации с позиций символического интеракционизма . <...> 12 Раздел 2.1 Идеи символического интеракционизма о коммуникации . <...> 19 Тема 4 Феноменологический подход и социальный конструктивизм . <...> 29 Раздел 7.1 Специфика понимания при восприятии сообщений . <...> Основные задачи курса: ввести основные понятия, обслуживающие область коммуникативной практики языковой личности; познакомить студентов с современными проблемами теории коммуникации, дать им представление о системе и типологии коммуникативных кодов и принципах выбора кода с учетом социальных и культурно-исторических условий реализации коммуникативного продукта; помочь студентам овладеть умением ориентироваться в многообразии видов коммуникативных продуктов в зависимости от канала связи, способов предъявления авторского намерения, предполагаемого запроса адресной аудитории, умением рецензировать коммуникативный <...>
Основы_теории_коммуникации_Конспект_лекций.pdf
УДК 159.9 (316.6)
Жесткова Н.А.
Основы теории коммуникации. Конспект лекций. – Самара: ГОБУ ВПО ПГУТИ, 2014.
– 96с.
Курс «Основы теории коммуникации» позволяет студентам познакомиться с общими
проблемами семиотики из области коммуникативных кодов, принципами организации и особенности
презентации коммуникативных продуктов в разных сферах общения, критериями
оценки качественного коммуникативного продукта и эффективного коммуникативного события.
Знания этой научной области являются необходимыми для успешной профессиональной
деятельности специалиста сферы рекламы и связей с общественностью.
Рецензент:
Ахрямкина Т.А. – к.псих.н., доцент ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской педагогический
университет» Самарский филиал.
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального
образования «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»
Жесткова Н.А., 2014
3
Стр.3
Содержание
Содержание ................................................................................................................................ 4
Введение .................................................................................................................................... 6
Лекция 1 ..................................................................................................................................... 6
Тема 1 Коммуникация как предмет научного исследования ................................................ 6
Раздел 1.1 Основные понятия теории социальной коммуникации ...................................... 6
Раздел 1.2 Коммуникология как социальная наука ............................................................... 9
Вопросы для самоконтроля .................................................................................................... 11
Лекция 2 ................................................................................................................................... 12
Тема 2 Сущность коммуникации с позиций символического интеракционизма ............. 12
Раздел 2.1 Идеи символического интеракционизма о коммуникации .............................. 12
Раздел 2.2 Роль символов в общественной жизни ............................................................... 13
Вопросы самопроверки .......................................................................................................... 14
Лекция 3 ................................................................................................................................... 15
Тема 3 Информационная концепция коммуникации .......................................................... 15
Раздел 3.1 Информационный подход .................................................................................... 15
Раздел 3.2 Средства коммуникации ...................................................................................... 16
Вопросы для самоконтроля .................................................................................................... 19
Лекция 4 ................................................................................................................................... 19
Тема 4 Феноменологический подход и социальный конструктивизм ............................. 19
Раздел 4.1 Принципы феноменологического подхода ........................................................ 19
Раздел 4.2 Социальный конструктивизм .............................................................................. 20
Вопросы для самоконтроля .................................................................................................... 21
Лекция 5 ................................................................................................................................... 22
Тема 5 Системно-кибернетический подход к коммуникациям .......................................... 22
Раздел 5.1 Системный подход к коммуникациям ................................................................ 22
Раздел 5.2 Кибернетические аспекты коммуникации ......................................................... 23
Вопросы для самоконтроля .................................................................................................... 24
Лекция 6 ................................................................................................................................... 25
Тема 6 Семиотическая концепция коммуникаций .............................................................. 25
Раздел 6.1 Специфика понимания информации в знаковой форме ................................... 25
Раздел 6.2 Виды и функции знаков ....................................................................................... 26
Вопросы для самоконтроля .................................................................................................... 28
Лекция 7 ................................................................................................................................... 29
Тема 7 Когнитивные теории коммуникации ........................................................................ 29
Раздел 7.1 Специфика понимания при восприятии сообщений ......................................... 29
Раздел 7.2 Теория когнитивного диссонанса ....................................................................... 31
Вопросы для самопроверки .................................................................................................... 32
Лекция 8 ................................................................................................................................... 33
Тема 8 Структуральный подход к коммуникациям ............................................................. 33
Раздел 8.1 Идеи структурализма К. Леви-Строса ................................................................ 33
Раздел 8.2 Структуральный аспект массовой культуры .................................................... 36
Раздел 8.3 Спектрально-диалектический подход к коммуникациям ................................. 36
Вопросы для самоконтроля .................................................................................................... 39
Лекция 9 ................................................................................................................................... 39
Тема 9 Критический подход к коммуникациям ................................................................... 39
Раздел 9.1 Марксистский подход к коммуникациям ........................................................... 39
Раздел 9.2 Социально-идеологическая детерминация смысла коммуникационных
процессов……………………………………………………………………………………...41
Вопросы для самоконтроля .................................................................................................... 43
Лекция 10 ................................................................................................................................. 43
4
Стр.4
Тема 10 Исторические этапы в развитии коммуникаций ................................................... 43
Раздел 10.1 Коммуникации древних цивилизаций .............................................................. 43
Раздел 10.2 Первая социально-коммуникационная революция ......................................... 44
Раздел 10.3 Революция в печати ............................................................................................ 44
Раздел 10.4 Электричество и новый беспроволочный мир ............................................... 44
Раздел 10.5 Имиджевые технологии и рождение массового общества ............................. 45
Раздел 10.6 Век радио ............................................................................................................. 45
Раздел 10.7 Время телевидения ............................................................................................. 46
Раздел 10.8 Новые и старые медиа в информационный век ............................................. 46
Раздел 10.9 Становление информационно-коммуникативного общества в России......... 47
Вопросы для самоанализа ...................................................................................................... 47
Глоссарий ................................................................................................................................. 48
Рекомендуемая учебная литература ...................................................................................... 54
5
Стр.5