Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Конспект лекций по учебной дисциплине «Философия» для направления: 210700 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» (290,00 руб.)

0   0
АвторыПоволжский гос. ун-т телекоммуникаций и информатики
ИздательствоИзд-во ПГУТИ
Страниц345
ID319661
АннотацияНастоящее пособие преследует чисто прагматические цели - обеспечить учебный процесс соответствующим письменным текстом, т.е. помочь студенту теоретически грамотно, методически последовательно и, насколько это возможно, содержательно усваивать курс философии.
УДК1
ББК87
Конспект лекций по учебной дисциплине «Философия» для направления: 210700 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» / Поволжский гос. ун-т телекоммуникаций и информатики .— Самара : Изд-во ПГУТИ, 2013 .— 345 с. — URL: https://rucont.ru/efd/319661 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философия - это способ мыслительной деятельности, сутью которого является способность к акту «понимания»: понимания как способности увидеть, обозначить место каждого большого или маленького вопроса, глобальной или локальножитейской проблемы в общем человеческом мироздании, в той реальности, которая и создает эти проблемы, и их разрешает. <...> Философия - это один из типов человеческого мировоззрения, к тому же -современного мировоззрения. <...> Отношение человека и мира является предметом любого мировоззрения. <...> Из этого отношения и в нем самом рождаются удивление и благоговение, отчаяние и страх перед миром, оптимистическое к нему отношение или пессимизм, скептицизм и эгоизм как стремление уйти от мира в «мир собственного существования». <...> Итак, мировоззрение - это сложная система, объединяющая знания о мире, его оценку, интеллект и эмоции, миропонимание и мироощущение, выражающая отношение человека и мира. <...> Способ деятельности религиозного сознания - это вера в реальность существо 11 вания сверхъестественных (трансцендентных - от: по ту сторону) сил, определяющих смысл и судьбу мироздания и человека. <...> Античная философия постепенно переходит от обожествления начал мира к естественным причинам (воде, земле, огню), и далее - к более общим понятиям, выражающим сложное отношение человека и мира: материи, субстанции, первопричины и т.д. <...> Впервые философия как особая теоретическая область деятельности сознания была выделена Аристотелем (384 322 г.г. до н.э.), разделившим ее на теоретическую философию, имеющую целью развитие знания ради знания, и практическую философию, предполагающую развитие знания ради деятельности; кроме этого Аристотель выделял также поетическую философию, направленную на развитие знания ради творчества. <...> Существует материалистическая традиция решения первой стороны основного вопроса философии: объективная (т.е. независимая от сознания субъекта), материальная реальность является основой <...>
Конспект_лекций_по_учебной_дисциплине_«Философия»_для_направления_210700_«Инфокоммуникационные_технологии_и_системы_связи».pdf
2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. .......................................................................................................... 3 ФИЛОСОФИЯ: ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ. ......... 6 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. .............................................................. 23 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ. ............................................................. 42 ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ................................................................. 62 ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (ХVI - ХVIII В.В.). ......................... 70 КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ..................................... 86 МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ............................................................. 102 СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ....................................... 121 РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ............................................................................. 151 ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ. .................................................... 211 СОЗНАНИЕ КАК СИСТЕМА. ...................................................................... 256 ЕГО СТРУКТУРА И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ............................ 256 ПОЗНАНИЕ КАК ОСОБЫЙ ВИД ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. .. 272 МЕТОДЫ И ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. .................................. 289 СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. .................................................................. 322 ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? ...................................................................... 338
Стр.2
3 ВВЕДЕНИЕ.  Корявко Г.Е. В начале 20 века русский философ Сергей Николаевич Булгаков писал: «В настоящее время русское общество, по крайней мере та его часть, которая способна размышлять и учиться, находится в тяжелом раздумье и силится извлечь исторические уроки из пережитого в области политической, экономической, культурной, готовая набраться новых сил для творческой работы». Эти слова оказались актуальными и в конце ХХ и в начале ХХ1 века, когда русская мысль переживает один из самых острых кризисов мировоззрения и личности. Трагизм этого кризиса может быть слабо осознается, будучи заслоненным близкими жизни вопросами экономического бытия, его неурядицами, вопросами национальных и политических коллизий. Но все испытания - экономические, социально-политические, национальные и им подобные - своим центром имеют один вопрос: выдержит ли их духовная личность современного человека, способна ли она сегодня перейти от безответственного существования в мире к осознанию сложности этого мира, своего места в нем и своей ответственности перед ним? Крушение многих привычных идеалов и идолов вызывает нередко чувство беспомощности и растерянности перед бурями внешнего мира; возникает ощущение безысходности, обращающее личность к скептицизму и к мистическим поискам «Того», кто может принести избавление от неурядиц и неудобств нынешнего существования. Многохарактерность переживаемого обществом времени, в котором рядом с упадочностью и потерями в строе привычного понимания жизни присутствует и энергичное возникновение нового ее понимания, бурное возникновение новых ценностей и ориентаций, острая ностальгия по когдато разрушенным традициям и нормам человеческой жизнедеятельности, - все это пробуждает потребность в широком, масштабном видении происходящего, всей человеческой истории и ее возможных перспектив. Который раз в истории (и, вероятно, не в последний) возникает потребность в глубоком философском видении мира и человека в этом мире. Сегодняшняя интеллектуальная деятельность - не важно в какой области она совершается: в политике или экономике, в науке или международных отношений - пропитана стремлением осмыслить прошлое, соотнести его с реальностью сегодняшнего дня, с перспективой нового века и тысячелетия. Интеллект современного человека пропитан стремлением к философскому видению мира. И это закономерно, поскольку там, где в истории совершался переход от старых привычных норм и обычаев, всегда начинала свою активную работу философия. Русский философ Владимир Сергеевич Соловьев писал в конце Х1Х - го века: «...философия возникает только тогда, когда для отдельного мысля
Стр.3
4 щего лица вера народа перестает быть его собственной верой, теряет для него значение внутреннего безотчетного убеждения, из начал жизни становится только предметом мышления»1. Добавим к этому одно: философия возникала не однажды, она каждый раз возрождается все в новом обличье тогда, когда старые идеалы жизни, ее смысл и значение приходят в противоречия с формирующимися общественными обстоятельствами. Но, возникая каждый раз заново, философия сберегает в собственном лоне все прошлые опыты человеческой жизнедеятельности, ее положительные и даже отрицательные наработки. Тем самым философия как бы «сберегает» для новых житейских обстоятельств уже бывшее, уже пережитое уже найденные решения множества проблем, с которыми человечество имело дело. Тем самым философия как бы копит тот драгоценный запас множества вариантов решения мучительных вопросов, сохраняет «модели поведения» человечества в самых разных ситуациях, создаваемых историей, что позволяет каждому поколению при встречах с новым и неизведанным обладать запасом средств его понимания. Где же философия хранит эти средства? Она хранит их в своем содержании, показывая, каким образом возникали те «вечные и мучительные» для человечества проблемы, без решения которых ни человечество, ни каждый человек не могут совершать переход к новому. Поэтому философия дает своим содержанием как бы запас решений, применение, понимание и сохранение которых позволяет человечеству даже при возникновении самых разрушительных коллизий, самых отчаянных ситуаций не сорваться «в бездну непонимания и отчаяния». Философия не имеет, конечно, особых рецептов, способных моментально излечивать общественные и личностные болезни, но единственным средством, создаваемым философией, является человеческий дух, человеческая мысль, обладающие свойством находить решения. Поэтому философия не есть просто совокупность понятий и принципов. Философия - это способ мыслительной деятельности, сутью которого является способность к акту «понимания»: понимания как способности увидеть, обозначить место каждого большого или маленького вопроса, глобальной или локальножитейской проблемы в общем человеческом мироздании, в той реальности, которая и создает эти проблемы, и их разрешает. Поэтому философия - это не свод принципов, не учебник и даже не учение. Это всегда философия самого человека, которая не есть собрание каких-то знаний, но это принципы жизнедеятельности личности, принципы ее отношения к миру, к себе подобным и к самому себе. Важно только, чтобы эта личностная философия обладала бесконечностью, выводящей ограниченность нашего личностного существования на все мироздание, и обладала вечностью, выводящей наше индивидуально ограниченное бытие в сферу человеческого бессмертного духа. 1 Соловьев В.С. Соч. в 2-х т., т.2. - М., 1988, с.6.
Стр.4
5 Этой цели - осознанного увязывания нашего индивидуального бытия и нашего личного сознания с бесконечностью мироздания и вечностью духовного существования, в принципе, и служит изучение курса философии. Перефразируя русского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева, можно сказать, что главная задача философии, ее цель, ее возможность заключаются в том, чтобы с ее помощью совершить перевод «своего материального существования» в «существование духовное» (В.С. Соловьев писал о необходимости «воскресить свое материальное тело в духовное»)2. Настоящее пособие преследует чисто прагматические цели - обеспечить учебный процесс соответствующим письменным текстом, т.е. помочь студенту теоретически грамотно, методически последовательно и, насколько это возможно, содержательно усваивать курс философии, учиться философствованию, - тому, что отечественный философ 20-го века М.К. Мамардашвили называл «актом, дающем нам некое обобщённое, универсальное знание, свободное от повседневной «гонки за происходящим»3. 2 Соловьев В.С. Письмо к Л.Н. Толстому. - «Новый мир», 1989, № 1, с.230. 3 Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992, с.29.
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ