2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. .......................................................................................................... 3
ФИЛОСОФИЯ: ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ. ......... 6
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. .............................................................. 23
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ. ............................................................. 42
ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ................................................................. 62
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (ХVI - ХVIII В.В.). ......................... 70
КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ..................................... 86
МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ............................................................. 102
СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ....................................... 121
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ............................................................................. 151
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ. .................................................... 211
СОЗНАНИЕ КАК СИСТЕМА. ...................................................................... 256
ЕГО СТРУКТУРА И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ............................ 256
ПОЗНАНИЕ КАК ОСОБЫЙ ВИД ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. .. 272
МЕТОДЫ И ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. .................................. 289
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. .................................................................. 322
ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? ...................................................................... 338
Стр.2
3
ВВЕДЕНИЕ.
Корявко Г.Е.
В начале 20 века русский философ Сергей Николаевич Булгаков писал:
«В настоящее время русское общество, по крайней мере та его часть,
которая способна размышлять и учиться, находится в тяжелом раздумье и
силится извлечь исторические уроки из пережитого в области политической,
экономической, культурной, готовая набраться новых сил для творческой
работы». Эти слова оказались актуальными и в конце ХХ и в начале ХХ1
века, когда русская мысль переживает один из самых острых кризисов мировоззрения
и личности. Трагизм этого кризиса может быть слабо осознается,
будучи заслоненным близкими жизни вопросами экономического бытия,
его неурядицами, вопросами национальных и политических коллизий. Но
все испытания - экономические, социально-политические, национальные и
им подобные - своим центром имеют один вопрос: выдержит ли их духовная
личность современного человека, способна ли она сегодня перейти от безответственного
существования в мире к осознанию сложности этого мира,
своего места в нем и своей ответственности перед ним? Крушение многих
привычных идеалов и идолов вызывает нередко чувство беспомощности и
растерянности перед бурями внешнего мира; возникает ощущение безысходности,
обращающее личность к скептицизму и к мистическим поискам
«Того», кто может принести избавление от неурядиц и неудобств нынешнего
существования.
Многохарактерность переживаемого обществом времени, в котором
рядом с упадочностью и потерями в строе привычного понимания жизни
присутствует и энергичное возникновение нового ее понимания, бурное
возникновение новых ценностей и ориентаций, острая ностальгия по когдато
разрушенным традициям и нормам человеческой жизнедеятельности, -
все это пробуждает потребность в широком, масштабном видении происходящего,
всей человеческой истории и ее возможных перспектив. Который
раз в истории (и, вероятно, не в последний) возникает потребность в глубоком
философском видении мира и человека в этом мире. Сегодняшняя интеллектуальная
деятельность - не важно в какой области она совершается: в
политике или экономике, в науке или международных отношений - пропитана
стремлением осмыслить прошлое, соотнести его с реальностью сегодняшнего
дня, с перспективой нового века и тысячелетия. Интеллект современного
человека пропитан стремлением к философскому видению мира. И
это закономерно, поскольку там, где в истории совершался переход от старых
привычных норм и обычаев, всегда начинала свою активную работу
философия.
Русский философ Владимир Сергеевич Соловьев писал в конце Х1Х -
го века: «...философия возникает только тогда, когда для отдельного мысля
Стр.3
4
щего лица вера народа перестает быть его собственной верой, теряет для него
значение внутреннего безотчетного убеждения, из начал жизни становится
только предметом мышления»1. Добавим к этому одно: философия возникала
не однажды, она каждый раз возрождается все в новом обличье тогда,
когда старые идеалы жизни, ее смысл и значение приходят в противоречия с
формирующимися общественными обстоятельствами.
Но, возникая каждый раз заново, философия сберегает в собственном
лоне все прошлые опыты человеческой жизнедеятельности, ее положительные
и даже отрицательные наработки. Тем самым философия как бы
«сберегает» для новых житейских обстоятельств уже бывшее, уже пережитое
уже найденные решения множества проблем, с которыми человечество
имело дело. Тем самым философия как бы копит тот драгоценный запас
множества вариантов решения мучительных вопросов, сохраняет «модели
поведения» человечества в самых разных ситуациях, создаваемых историей,
что позволяет каждому поколению при встречах с новым и неизведанным
обладать запасом средств его понимания. Где же философия хранит эти
средства? Она хранит их в своем содержании, показывая, каким образом
возникали те «вечные и мучительные» для человечества проблемы, без решения
которых ни человечество, ни каждый человек не могут совершать
переход к новому. Поэтому философия дает своим содержанием как бы запас
решений, применение, понимание и сохранение которых позволяет человечеству
даже при возникновении самых разрушительных коллизий, самых
отчаянных ситуаций не сорваться «в бездну непонимания и отчаяния».
Философия не имеет, конечно, особых рецептов, способных моментально
излечивать общественные и личностные болезни, но единственным
средством, создаваемым философией, является человеческий дух, человеческая
мысль, обладающие свойством находить решения. Поэтому философия
не есть просто совокупность понятий и принципов. Философия - это способ
мыслительной деятельности, сутью которого является способность к
акту «понимания»: понимания как способности увидеть, обозначить место
каждого большого или маленького вопроса, глобальной или локальножитейской
проблемы в общем человеческом мироздании, в той реальности,
которая и создает эти проблемы, и их разрешает.
Поэтому философия - это не свод принципов, не учебник и даже не
учение. Это всегда философия самого человека, которая не есть собрание
каких-то знаний, но это принципы жизнедеятельности личности, принципы
ее отношения к миру, к себе подобным и к самому себе. Важно только, чтобы
эта личностная философия обладала бесконечностью, выводящей ограниченность
нашего личностного существования на все мироздание, и обладала
вечностью, выводящей наше индивидуально ограниченное бытие в
сферу человеческого бессмертного духа.
1 Соловьев В.С. Соч. в 2-х т., т.2. - М., 1988, с.6.
Стр.4
5
Этой цели - осознанного увязывания нашего индивидуального бытия и
нашего личного сознания с бесконечностью мироздания и вечностью духовного
существования, в принципе, и служит изучение курса философии. Перефразируя
русского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева, можно
сказать, что главная задача философии, ее цель, ее возможность заключаются
в том, чтобы с ее помощью совершить перевод «своего материального
существования» в «существование духовное» (В.С. Соловьев писал
о необходимости «воскресить свое материальное тело в духовное»)2.
Настоящее пособие преследует чисто прагматические цели - обеспечить
учебный процесс соответствующим письменным текстом, т.е. помочь
студенту теоретически грамотно, методически последовательно и, насколько
это возможно, содержательно усваивать курс философии, учиться философствованию,
- тому, что отечественный философ 20-го века М.К. Мамардашвили
называл «актом, дающем нам некое обобщённое, универсальное знание,
свободное от повседневной «гонки за происходящим»3.
2 Соловьев В.С. Письмо к Л.Н. Толстому. - «Новый мир», 1989, № 1, с.230.
3 Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992, с.29.
Стр.5