Послание Президента российской Федерации
Послание Президента российской Федерации
Путин В.В.
Послание Президента российской Федерации
Федеральному собранию российской Федерации
ным Посланием Федеральному Собранию – это требование
Конституции России, Конституции, которой
сегодня ровно 20 лет. Поздравляю Вас с этой значимой
для нашего государства и общества датой. И
конечно, с 20летием Федерального Собрания – парламента
России, сформированного в соответствии с
Основным законом страны.
Конституция соединила два базовых приориУ
тета
– высочайший статус прав, свобод граждан и
сильное государство, – подчеркнув их взаимную
обязанность – уважать и защищать друг друга.
Убеждён, конституционный каркас должен быть
стабильным, и прежде всего это касается второй
главы Конституции, которая определяет права и
свободы человека и гражданина. Эти положения
Основного закона незыблемы.
При этом жизнь не стоит на месте, и конституционный
процесс нельзя рассматривать как
окончательно завершённый, мёртвый. Точечные
коррективы других глав Основного закона, идущие
от правоприменительной практики, от самой
жизни, конечно, возможны, а порой – необходимы.
Так,
вы знаете, предлагается внести поправки
в Конституцию, на основании которых объединяются
Верховный и Высший Арбитражный суды.
Сегодня в трактовке многих законов эти суды
часто расходятся, иногда весьма существенно,
выносят разные решения по схожим делам, а то
и по одним и тем же. В итоге возникает правовая
неопределённость, а порой и несправедливость,
которая отражается на людях.
Полагаю, что объединение судов направит
судебную практику в единое русло, а значит, будет
укреплять гарантии реализации важнейшего конституционного
принципа – равенства всех перед
законом.
Уважаемые коллеги! В Конституции сформулированы
ключевые национальные объединительные
идеи.
Путин Владимир Владимирович – Президент Российской Федерации.
Смысл конституционной нормы о социальном
государстве – именно во взаимной ответственности
государства, общества, бизнеса, каждого
гражданина. Мы должны поддержать растущее
стремление граждан, представителей общественных
и профессиональных объединений, политических
партий, предпринимательского класса участвовать
в жизни страны.
В том числе мы должны поддержать гражданскую
активность на местах, в муниципалитетах,
чтобы у людей была реальная возможность принимать
участие в управлении своим посёлком или
городом, в решении повседневных вопросов, которые
на самом деле определяют качество жизни.
Сегодня в системе местного самоуправления
накопилось немало проблем. Объём ответственности
и ресурсы муниципалитетов, к сожалеПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ
№7-8
(126-127)
ВЛАСТЬ 1
важаемые граждане России! Уважаемые
члены Совета Федерации, депутаты Государственной
Думы!
Обращение Президента страны с ежегод
Стр.1
Послание Президента российской Федерации
Уверен, и сейчас сильное местное самоуправление
способно стать мощным ресурсом для
пополнения и обновления кадрового потенциала
страны. И конечно, мы все заинтересованы
в том, чтобы через механизмы выборов во власть
приходили подготовленные, целеустремлённые,
профессиональные люди, готовые ответственно
исполнять свои обязанности. Потому будем и
дальше работать над развитием политической
конкуренции, совершенствовать политические
институты, создавать условия для их открытости
и эффективности.
Прошедшие недавно выборы показали, что в
нию, и вы это хорошо знаете, не сбалансированы.
Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они
не только размыты, но и постоянно перекидываются
с одного уровня власти на другой: из района
в регион, с поселения на район и обратно. Органы
местного самоуправления то и дело сотрясают и
коррупционные скандалы.
Районный уровень фактически выхолощен. Его
полномочия в сфере образования, здравоохранения,
социальной защиты переданы в регионы.
Кроме того, местная власть должна быть
устроена так – а ведь это самая близкая власть к
людям, – чтобы любой гражданин, образно говоря,
мог дотянуться до неё рукой. В этой связи обращаюсь
к Всероссийскому совету местного самоуправления,
Конгрессу муниципальных образований,
к губернаторам, членам Федерального
Собрания, Правительству Российской Федерации.
Давайте посмотрим на эти проблемы ещё раз со
всех сторон, чтобы, наконец, привести ситуацию
в соответствие со здравым смыслом, с требованием
времени.
Повторю, считаю важнейшей задачей уточнение
общих принципов организации местного
самоуправления, развитие сильной, независимой,
финансово состоятельной власти на местах.
И такую работу мы должны начать и в основном
законодательно обеспечить уже в следующем,
2014 году – в год 150летия знаменитой Земской
реформы.
Кстати, именно развитие земств, местного самоуправления
в своё время позволило России совершить
рывок, найти грамотные кадры для проведения
крупных прогрессивных преобразований.
В том числе для аграрной реформы Столыпина и
переустройства промышленности в годы Первой
мировой войны.
политической жизни стало меньше официоза,
заорганизованности, заранее прогнозируемых
результатов. Считаю важным, что всерьёз заявили
о себе многие новые партии. Завоевав места
в муниципальных и региональных органах власти,
они заложили хорошую базу для участия в будущих
федеральных избирательных кампаниях и,
уверен, составят достойную конкуренцию политическим
старожилам.
Современной России необходима широкая
общественная дискуссия, причём с практическими
результатами, когда общественные инициативы
становятся частью государственной политики и
общество контролирует их исполнение.
Считаю, что все законопроекты, ключевые государственные
решения, стратегические планы
должны проходить гражданское, так называемое
«нулевое», чтение с участием НКО, других институтов
гражданского общества.
Как при федеральных, так и при региональных
органах исполнительной власти необходимо создавать
общественные советы. Конечно, во многих
органах власти они уже есть, но не везде. И самое
главное, они не должны быть формальным придатком
и декоративной структурой, а призваны выступать
в роли экспертов, а порой и конструктивных
оппонентов ведомств, быть активными участниками
системы противодействия коррупции. Чтобы
сформировать правовую базу для такого гражданского
участия, прошу Общественную палату, Совет
по правам человека, другие общественные и правозащитные
организации активно включиться
в подготовку проекта закона «Об общественном
контроле».
Одним из приоритетов в совместной работе
государства и общества должна стать поддержка
правозащитного движения. Рассчитываем, что в
деятельности таких организаций не будет политической
ангажированности, что она будет максимально
приближена к интересам и проблемам
конкретного гражданина, конкретного человека.
В этой связи возрастает и роль Общественной
палаты. Она должна стать площадкой для выра2
ВЛАСТЬ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ
№7-8 (126-127)
Стр.2
Послание Президента российской Федерации
жения интересов различных профессиональных
и социальных групп, ассоциаций и союзов. Там
должно быть побольше профессионалов. Считаю,
что представители этих союзов должны составлять
не менее половины членов Общественной
палаты, предлагаемых Президентом. Такой подход
будет обеспечивать баланс интересов разных
социальных и профессиональных групп, полнее
учитывать волнующие их проблемы.
Важнейшая тема, которая требует откровенного
разговора в обществе, – это межэтнические
отношения. Здесь фокусируются многие
наши проблемы, многие трудности социальноэкономического
и территориального развития, и
коррупция, и изъяны в работе государственных
институтов, и, конечно же, провалы в образовательной
и культурной политике, что зачастую приводит
к искажённому пониманию истинных причин
межэтнического напряжения. Его провоцируют не
представители какихто народов, а люди, лишённые
культуры, уважения к традициям, как своим,
так и чужим. Это своего рода аморальный интернационал,
в который входят и распоясавшиеся, обнаглевшие
выходцы из некоторых южных регионов
России, и продажные сотрудники правоохранительных
органов, которые «крышуют» этническую
мафию, и так называемые «русские националисты»,
разного рода сепаратисты, готовые любую
бытовую трагедию сделать поводом для вандализма
и кровавой бузы.
Мы вместе должны справиться с этим вызовом,
должны защитить межнациональный мир,
а значит единство нашего общества, единство и
целостность Российского государства.
Уважаемые коллеги! В майских указах 2012
года были обозначены конкретные меры, призванные
обеспечить динамичное развитие страны
во всех сферах. По сути, указы составили единую
программу действий, аккумулировав волю миллионов
людей, стремление народа России к лучшей
жизни. Порой приходится слышать, что на
реализацию всех заявленных планов и целей не
хватает средств, что нужно снизить планку, упростить
задачи.
Уважаемые коллеги, я перехожу к очень важной
и ответственной теме. Считаю, что нельзя
строить политику по формальному принципу. Да,
конечно, мы с вами хорошо знаем, экономическая
конъюнктура может меняться, она и меняется.
Но это не повод говорить о ревизии целей.
Нужно заниматься делом и искать решения,
чётко расставлять бюджетные и другие приоритеты.
Прошу актуализировать все государственные
программы.
Уже в течение ближайших двух лет на программный
принцип должны перейти бюджеты всех
уровней. Это не означает механического переписывания
всего. Это значит закрепление персональной
ответственности каждого управленца
за достижение результата. Нацелить ресурсы на
содержательные изменения в конкретных секторах
– вот что нужно.
Так, мы повышаем зарплаты в образовании и
здравоохранении, чтобы работа учителя, преподавателя,
врача вновь стала престижной, привлекла
сильных выпускников вузов. Но достойная
оплата труда, как мы и договаривались, должна
обеспечиваться не только исключительно за счёт
бюджетных вливаний, а благодаря реформам,
которые призваны повысить эффективность расходов,
а главное – качество услуг в социальной
сфере, чтобы люди видели, как меняется к лучшему
работа наших школ, университетов, поликлиник
и больниц. Поэтому наряду с повышением
зарплат, что, разумеется, нужно делать, и
мы это будем делать, всётаки нужно реализовать
целый комплекс других мер, чтобы все задачи
были выполнены. Это что за меры? Это переход
на эффективный контракт и проведение аттестации
специалистов, это внедрение подушевого
финансирования, когда преимущества получают
те учреждения (причём как государственные, так
и негосударственные, что очень важно), которые
предоставляют услуги наилучшего качества. Это
развитие реальной конкуренции, открытие бюджетной
сферы для НКО и социально ориентированного
бизнеса. И, безусловно, это оптимизация
бюджетной сети за счёт сокращения неэффективных
расходов и звеньев, снятие барьеров для
самостоятельности бюджетных учреждений. Где
все эти меры? С издания указов прошло полтора
года. Вы знаете, что я отмечаю? То ли делается
так, что это вызывает негативную реакцию в обществе,
то ли вообще ничего не делается. Конечно,
при такой работе мы не достигнем поставленных
целей.
Проведение преобразований затянулось, и
затянулось недопустимо. В результате люди,
потребители услуг, кардинальных изменений не
чувствуют. Мы выделяем огромные ресурсы, но
если не проводить реформы, вместо качества
будут расти только неэффективные расходы, раздуваться
управленческий аппарат, что и происходит
часто на практике. Обращаю на это внимание
и федеральных органов власти, и руководителей
регионов Российской Федерации.
Важнейшая задача – создание системы независимой
оценки качества социальных учреждений.
Этот механизм позволит увязать их финансирование
с результатами работы, а значит
провести эффективную оптимизацию бюджетной
сети.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ
№7-8 (126-127)
ВЛАСТЬ 3
Стр.3