Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Транспорт леса. Сухопутный транспорт леса. Эксплуатация лесовозных дорог (220,00 руб.)

0   0
Первый авторБаранов Александр Николаевич
АвторыДанилов Александр Григорьевич, Козинов Георгий Леонидович
Издательство[Б.и.]
Страниц78
ID317643
АннотацияРассмотрены вопросы по организации эксплуатации лесовозной автомобильной дороги лесозаготовительного предприятия при выполнении третьего раздела курсового проекта по дисциплине «Транспорт леса. Сухопутный транс порт леса. Эксплуатация лесовозных дорог».
Баранов, А.Н. Транспорт леса. Сухопутный транспорт леса. Эксплуатация лесовозных дорог / А.Г. Данилов, Г.Л. Козинов; А.Н. Баранов .— : [Б.и.], 2013 .— 78 с. — URL: https://rucont.ru/efd/317643 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Задачи изучения раздела дисциплины организации эксплуатации лесовозных дорог: - дорог; - научить студентов основам обоснованного выбора подвижного состава, погрузо-разгрузочных средств и системы управления вывозкой лесопродукции. <...> Общекультурные компетенции (ОК) обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Сухопутный транспорт леса»: (ОК-5): умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; (ОК-10): использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования. научить студентов организовывать эксплуатацию лесовозных 4 Профессиональные компетенции (ПК) обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Сухопутный транспорт леса»: (ПК-4): готовность обосновывать принятие конкретного технического решения при разработке технологических процессов и изделий; выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения; (ПК-12): готовность изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования. <...> В результате освоения раздела эксплуатация студент должен: знать: вопросы организации эксплуатации лесовозных автомобильных дорог, основы обоснованного выбора подвижного состава, погрузо-разгрузочных средств и системы управления вывозкой лесопродукции; уметь: эффективно эксплуатировать лесовозные автомобильные дороги; обоснованно выбирать подвижной состав, погрузо-разгрузочные средства и систему управления вывозкой лесопродукции; владеть: способностью к систематическому изучению научнотехнической информации, навыками проведения предварительного технико-экономического обоснования проектных решений, разработки рабочей проектной и технической документации. <...> Расчет предельной массы автопоезда, нагрузки на рейс и обоснование <...>
Транспорт_леса._Сухопутный_транспорт_леса._Эксплуатация_лесовозных_дорог_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Транспорт_леса._Сухопутный_транспорт_леса._Эксплуатация_лесовозных_дорог_.pdf
А. Н. Баранов, А.Г. Данилов, Г.Л. Козинов ТРАНСПОРТ ЛЕСА. СУХОПУТНЫЙ ТРАНСПОРТ ЛЕСА. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЛЕСОВОЗНЫХ ДОРОГ Учебное пособие Красноярск 2013
Стр.1
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» А.Н. Баранов, А.Г. Данилов, Г.Л. Козинов Транспорт леса. Сухопутный транспорт леса. Эксплуатация лесовозных дорог. Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве учебного пособия по курсовому проектированию для студентов направления 250400.62 «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» профиля подготовки «Лесоинженерное дело» очной и заочной форм обучения Красноярск 2013
Стр.2
УДК:630*377 Баранов, А.Н. Транспорт леса. Сухопутный транспорт леса. Эксплуатация лесовозных дорог : учебное пособие по курсовому проектированию для студентов направления 250400.62 «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» профиля подготовки «Лесоинженерное дело» очной и заочной форм обучения / А.Н. Баранов, А.Г. Данилов, Г.Л. Козинов. – Красноярск : СибГТУ, 2013. – 76 с. Рассмотрены вопросы по организации эксплуатации лесовозной автомобильной дороги лесозаготовительного предприятия при выполнении третьего раздела курсового проекта по дисциплине «Транспорт леса. Сухопутный транс порт леса. Эксплуатация лесовозных дорог». Рецензенты: канд. техн. наук, доцент Коршун В.Н. (секция курсового и дипломного проектирования НМС СибГТУ); Ардюкова Н.И. (ООО «Краслеспром»). © Баранов А.Н., Данилов А.Г., Козинов Г.Л., 2013 ©ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» 2013
Стр.3
3 ВВЕДЕНИЕ Учебное пособие составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «Сухопутный транспорт леса» направления 250400 и 250400с «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» профиля подготовки «Лесоинженерное дело» для бакалавров очной формы. Студенты – бакалавры направления 250400 защищают курсовой проект в 6 семестре, направления 250400с, занимающиеся по программе с сокращенным сроком обучения, - в 5 семестре. Целью изучения раздела дисциплины «Организация эксплуатации лесовозных дорог» является: получение студентами знаний по вопросам организации эксплуатации лесовозных автомобильных дорог; обоснованному выбору подвижного состава и системы управления вывозкой лесопродукции. Задачи изучения раздела дисциплины организации эксплуатации лесовозных дорог: - дорог; - научить студентов основам обоснованного выбора подвижного состава, погрузо-разгрузочных средств и системы управления вывозкой лесопродукции. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Транспорт леса» относится к вариативной части (в т.ч. по выбору студента) профессионального цикла дисциплин. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-5, ОК-10, ПК-4, ПК-12. Общекультурные компетенции (ОК) обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Сухопутный транспорт леса»: (ОК-5): умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; (ОК-10): использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования. научить студентов организовывать эксплуатацию лесовозных
Стр.4
4 Профессиональные компетенции (ПК) обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Сухопутный транспорт леса»: (ПК-4): готовность обосновывать принятие конкретного технического решения при разработке технологических процессов и изделий; выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения; (ПК-12): готовность изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования. В результате освоения раздела эксплуатация студент должен: знать: вопросы организации эксплуатации лесовозных автомобильных дорог, основы обоснованного выбора подвижного состава, погрузо-разгрузочных средств и системы управления вывозкой лесопродукции; уметь: эффективно эксплуатировать лесовозные автомобильные дороги; обоснованно выбирать подвижной состав, погрузо-разгрузочные средства и систему управления вывозкой лесопродукции; владеть: способностью к систематическому изучению научнотехнической информации, навыками проведения предварительного технико-экономического обоснования проектных решений, разработки рабочей проектной и технической документации.
Стр.5
5 1. Расчет предельной массы автопоезда, нагрузки на рейс и обоснование схемы автопоезда. 1.1Расчет предельной массы автопоезда Вывозка леса в лесозаготовительных предприятиях производится автопоездами по схемам, представленным на рис. 1.1 и 1.2. Расчетную массу автопоезда в тоннах определяют по формуле , (1.1) где Fр – расчетная сила тяги автомобиля, Н; iр – руководящий подъем, о/оо; g – ускорение свободного падения, g = 9,81 м/с2 ; ωо – основное удельное сопротивление движению автопоезда, Н/т. Учитывая, что автопоезд с грузом начинает движение на усах, величину ωо принимают: для усов с улучшенной проезжей частью 400, грунтовых – 500, зимних – 300 и для усов из инвентарных щитов 250 Н/т. Рисунок 1.1 – Схемы лесовозных автопоездов для вывозки хлыстов: а) автомобиль с роспуском; б) автомобиль с полуприцепом и роспуском; в) двухкомплектный автопоезд
Стр.6
6 Рисунок 1.2 – Схемы лесовозных поездов для сортиментной вывозки: а) автомобиль + роспуск; б) автомобиль + роспуск + прицеп; в) автомобиль + прицеп; г) автомобиль + полуприцеп (для длинномерных сортиментов или 2 - 3 комплекта по короткомерных) Величина расчетной силы тяги автомобиля должна быть , (1.2) где Fk – касательная сила тяги автомобиля на 2-й передаче коробки перемены передач и низшей передаче раздаточной коробки, Н; Fсц - сцепная сила тяги, Н. За расчетную силу тяги принимают меньшее значение из величин Fk и Fсц. Величину касательной силы тяги определяют по формуле , где Мкр – максимальный крутящий момент на валу двигателя, Н∙м; iоб – общее пере-даточное число силовой передачи автомобиля; ; (1.4) (1.3)
Стр.7
7 – передаточное число на 2-й передаче коробки перемены передач; – передаточное число пониженной передачи раздаточной коробки; – передаточное число главной передачи; η – коэффициент полезного действия силовой передачи; γ – коэффициент использования мощности двигателя автомобиля по эксплуатационным условиям (при движении поезда γ = 0,85 ... 0,90, при трогании с места и разгоне –1,0); β – коэффициент, учитывающий расход мощности двигателя на привод вспомогательных механизмов – компрессора, генератора, вентилятора и т. п., β = 0,9; rk – рабочий радиус ведущего колеса автомобиля, м. Значения величин, входящих в формулу (1.3), приведены в приложение Б. Величину сцепной силы тяги вычисляют по формуле , (1.5) где Рсц – сцепная масса автомобиля, т (масса автомобиля, приходящаяся на ведущие оси, см. приложение Б); φ – коэффициент сцепления ведущих колес автомобиля с покрытием дороги (для летних условий 0,3...0,35, для зимних условий 0,25 ... 0,3). 1.2 Обоснование схемы автопоезда и полезной нагрузки на рейс Для определения полезной нагрузки на автопоезд необходимо сначала выбрать схему автопоезда (рис. 1.1 и 1.2) и подобрать прицепной состав к автомобилю с таким расчетом, чтобы масса автопоезда с грузом была равна величине Qбр или близка к этой величине. Марки автомобилей и рекомендуемые к ним виды и марки прицепного состава и технические характеристики прицепного состава приведены в приложение Б. Полезная нагрузка на автопоезд в кубометрах определяется по следующим формулам: для схемы рис. 1.1,а и 1.2,а ; (1.6)
Стр.8
8 для схемы рис. 1.1, б ; для схемы рис. 1.1, в ; для схемы рис. 1.2, б ; для схемы рис. 1.2, в ; для схемы рис. 1.2, г ; (1.11) где γ – объемная масса свежесрубленной древесины (0,8 т/м ); Ра, Рp, Рnn, Рпр – масса без груза соответственно автомобиля, роспуска, полуприцепа и прицепа. Для схемы рис. 1.1, в принято, что роспуски в 1-м и 2-м комплекте одной марки. При определении полезной нагрузки на автопоезд следует иметь в виду, что она не может превышать номинальную грузоподъемность автомобиля и прицепного состава. Это условие проверяется по формулам: для схемы на рис. 1.1, а и 1.2, а ; для схемы на рис. 1.1,б ; для схемы на рис. 1.1, в, ; (1.14) (1.13) (1.12) (1.10) (1.9) (1.8) (1.7)
Стр.9
9 для схемы 1.2, б ; для схемы 1.2, в ; для схемы 1.2, г ; (1.17) где qa, qр, qnn, qпр – номинальная грузоподъемность соответственно автомобиля, роспуска, полуприцепа и прицепа, т. (Значения этих величин для основных видов и марок прицепного состава приведены в приложение Б). Окончательно за Qпол принимается меньшее значение определяемое, формулами (1.6) ... (1.11) и (1.12) ... (1.17). Автопоезд представленный на рис. 1.2. г, может быть дополнительно снабжен прицепом. Автопоезда для сортиментной вывозки могут быть оснащены для погрузки леса гидроманипулятором различного типа. Например, отечественный ЛВ - 185, зарубежный LOGLIFT - 8, массой от 1500 кг до 2000 кг. Гидроманипуляторы могут устанавливаться как на задней части рамы автомобиля, так и за кабиной водителя. При хлыстовой вывозке при среднем объеме хлыста Vхл = 4 м3 и меньше следует проверить возможность размещения полезной нагрузки на конике автопоезда. Необходимо, чтобы Qпол < Vmax, где Vmax - объем хлыстов, который может быть погружен на автопоезд, м3: , (1.18) где b - расстояние между стойками, м; h - полезная высота стоек, м (см. приложение Б); q - объем древесины, размещенный на 1 м2 поперечного сечения коника при среднем объеме хлыста: Vхл (м3) 0,14-0,21 0,22-0,29 0,30-0,39 0,40-0,49 (1.16) (1.15)
Стр.10
10 q (м3/м2) 4,5 5,0 5,5 6,0 При перевозке сортиментов на автопоезде (схема на рис. 1.2,в) максимальный объем древесины (м3), который может быть уложен на автомобиль или полуприцеп, определяется по формуле: , (1.19) где lc - длина перевозимых сортиментом, м; kn - коэффициент полнодревесности, учитывающий плотность укладки сортиментов (0,7 - при погрузке в разнокомелицу, 0,6 - при погрузке без соблюдения порядка укладки). При транспортировке сортиментов на автопоезде с полуприцепом (схема рис. 1.2, г) максимальный объем древесины подсчитываем по формуле: , (1.20) где m - количество штабелей на автопоезде. Зависит от длины грузовой платформы полуприцепа и длины сортиментов. Естественно, что во всех трех случаях Qпол < Fmax. Величина Qпол может быть разной для летних и зимних условий, т.к. Fсц и ωо – для летних и зимних условий отличаются друг от друга. 1.3 Расчет базы автопоезда. На лесовозных дорогах срок службы автомобилей и прицепного состава при прочих равных условиях в значительной степени зависит от правильного распределения нагрузки по коникам автопоезда. Расстояние между кониками l и длину свеса вершин за коник роспуска (см. рис. 1.1) определяем по следующим формулам: ; , (1.21) (1.22)
Стр.11
11 где Lхл – длина пакета хлыстов или сортиментов, м; r - коэффициент, учитывающий ме стоположение центра тяжести (для хлыстов - 0,33, для стволов с кронами - 0,37, для сортиментов - 0,40); q p - грузоподъемность роспуска, т; d — свес пакета хлыстов за пе редний коник автомобиля, м (для схемы на рис. 1.1, а - 1 м K – длина свеса вершин за коник роспуска, м. На лесовозных дорогах свес вершин за роспуском не должен превышать 8 м. Если этот свес получается больше, то вершины хлыстов опиливают. Габариты лесовозных автопоездов: ширина по конику не более 3,2 м, высота до 4,0 м. При выезде лесовозных автопоездов на дороги общего пользования в Госавтоинспекции должно быть получено разрешение на движение транспортного средства, если его габариты превышают: по высоте 4 м, ширине 2,5 м, длине - 20 м для автопоезда одной единицей прицепного состава и 24 м для автопоездов с двумя единицами прицепного состава, либо если груз выступает за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м. На транспортном средстве (автопоезде), длина которого с грузом более 24 м, сзади должен быть установлен специальный знак, на котором наносится изображение автопоезда и указывается длина автопоезда.
Стр.12

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.