Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Гуманитарные и социальные науки

Гуманитарные и социальные науки №2 2016

0   0
Страниц243
ID316735
АннотацияНаучный журнал «Гуманитарные и социальные науки» является сетевым изданием, публикует статьи, сообщения, рецензии и другие материалы образовательного, научного, гуманитарного, социально-экономического и культурно-просветительского характера и предоставляет возможность преподавателям, докторантам, аспирантам, практическим работникам представить результаты своих научных исследований на рассмотрение максимально широкой аудитории.
Гуманитарные и социальные науки .— 2016 .— №2 .— 243 с. — URL: https://rucont.ru/efd/316735 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Однако в мире немало стран и регионов, которые достаточно далеки в культурном, ценностносмысловом и, разумеется, в экономическом отношении от очагов рыночной цивилизации. <...> Многие из этих государств имеют конституции, парламенты, президентов, но в действительности их политическая, и, разумеется, экономическая структура совершенно отличны от демократических государств (демократического мира, рыночной цивилизации). <...> Таким образом, в современном глобализирующемся мире, то есть в мире, где рыночная цивилизация рвется к господству, безопасности и могуществу, все-таки не мало политического разнообразия, не мало самых различных стран-акторов международных отношений, чья культура зиждется на традиционных, локальных ценностях. <...> М.В. Ломоносова. г. Москва, Россия) Специфика и многообразие незападных ценностей Глобализационная рыночная цивилизация утверждает свои ценностные ориентиры, однако в мире немало стран и регионов, которые далеки в культурном, ценностно-смысловом и экономическом отношении от очагов рыночной цивилизации. <...> 12 марта 2016 г. ФИЛОЛОГИЯ УДК 81 Т.Б. Астен Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Россия redaction-el@mail.ru НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ АТРИБУТЫ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ [Asten T.B. <...> Key words: unchangeable attributes, indeclinable attributes, categorical signs of parts of speech, grammatical polyfunctionality Появление в русском литературном языке слов типа «беж», «массака», «бордо», которые можно квалифицировать как неизменяемые прилагательные, относится к концу ХVIII – началу ХIХ в. <...> Это обстоятельство сыграло роль в формировании представления о том, что вообще нецелесообразно выделять специальный класс неизменяемых прилагательных. <...> Лексикографическая практика, таким образом, предшествовала теоретическому осмыслению и описанию неизменяемых атрибутов. <...> Однако параллельно с утверждением в грамматике особой морфологической категории слов неизменяемых прилагательных укреплялась и точка зрения, согласно которой все неизменяемые слова (и предметные и признаковые <...>
Гуманитарные_и_социальные_науки_№2_2016.pdf
ФИЛОСОФИЯ УДК 101 В.В. Атаян Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова г. Москва, Россия vvatayan@mail.ru СПЕЦИФИКА И МНОГООБРАЗИЕ НЕЗАПАДНЫХ ЦЕННОСТЕЙ [Atayan V.V. The specificity and diversity of non-Western values] Globalization market civilization asserts its value guidelines, however, there are many world countries and regions, which are quite far in the cultural, valuable, meaningful, and economic terms from the centers of civilization market. There are countries and cultures, based on values opposed or strongly different from Western values of liberal democracy, parliamentary system, market economy, individual freedoms. Key words: global market civilization, globalization, non-Western values, Euro-Atlantic values, traditional values of non-market economy, non-West, West. Глобализационная рыночная цивилизация, зародившаяся в Новое время в евро-атлантическом регионе планеты и породившая новые формы экономических и как следствие политических отношений, экстраполируется в другие части мира, утверждая свои ценностные ориентиры и конституируемые ими новые и старые государства – участников международных отношений. Однако в мире немало стран и регионов, которые достаточно далеки в культурном, ценностносмысловом и, разумеется, в экономическом отношении от очагов рыночной цивилизации. Существуют страны и культуры, основанные на ценностях противоположных или сильно отличных от западных ценностей либеральной демократии, парламентаризма, рыночной экономики, индивидуальных свобод. Весьма примечательно мнение одного из классиков западной политологии и синолога Л. Пай, констатировавшего существование ««незападного» политического процесса», основанного на других по отношению к Западу ценностносмысловых факторах. Л. Пай выделяет семнадцать специфических закономерностей, свойственных незападному политическому процессу [1, с. 405]: Гуманитарные и социальные науки 2016. № 2 2
Стр.1
1) в незападных обществах политическая сфера не четко отделена от общественных и личных взаимоотношений; 2) политические партии обычно выступают выразителями не собственно политических взглядов, а определенного мировоззрения, образа жизни; 3) имеется большое количество разнообразных клик – специфика незападного политического процесса; 4) благодаря особенностям восприятия категории политической лояльности лидеры политических групп незападных обществ обладают высокой степенью свободы в выборе долговременной и краткосрочной стратегии; 5) оппозиционные партии и претендующие на власть элиты часто становятся инициаторами революционных движений; 6) неинтегрированность участников незападного политического процесса из-за отсутствия универсальной системы социальных связей в обществе; 7) политический процесс отличается высокими темпами рекрутирования новых политиков; 8) для незападного политического процесса характерны серьезные различия в политических пристрастиях разных поколений; 9) отсутствует устоявшееся мнение по поводу легитимности тех или иных целей и средств политического действия; 10) процесс принятия политических решений слабо зависит от интенсивности и масштаба политических дискуссий; 11) очень высока взаимозаменяемость политических ролей; 12) имеется сравнительно мало организованных групп интересов, обладающих определенной, четко вычленяемой функциональной ролью; 13) лидеры стремятся к популярности во всем обществе, не разделяя его на группы; 14) аморфный характер политического процесса способствует тому, что позиции лидеров по международным отношениям четче, чем по вопросам внутренней политики; 15) эмоциональный и экспрессивный аспекты политики преобладают над процессом разрешения проблем и определения государственной политики; 16) главенствующим типом лидерства является харизматический; 17) политические системы функционируют в основном без участия политических брокеров. Таким образом, в незападных обществах приоритетными ценностями, определяющими политический процесс, выступают не индивидуальная свобода личности, что в концентрированной форме выражается через либеральные рыночные отношения, парламентаризм, иные проявления западной демократии, а суверенитет, патернализм, социальное равенство, вождизм. Наблюдается «живость» в той или иной степени различных форм общественного сознания: мусульманской религии, конфуцианского мировоззрения, филоГуманитарные и социальные науки 2016. № 2 3
Стр.2
софии возрождения османского величия, идеи чуйчхе и т.д. Продолжает функционировать и жить также ценность общинности, оказывающая колоссальное влияние на политические процессы в странах Незапада. Более того, «процесс рекрутирования в политику в обществах такого типа фактически является процессом культурной социализации, при этом базовая структура незападной политической жизни – общинная, а политическое поведение прямо или косвенно связано с общинной идентификацией» [1, с. 406]. В связи с этим политические группы в незападных обществах ценностномировоззренчески и предметно-практически ориентированы на какой-либо аспект общинной политики, а не на собственно политическую сферу. «Ценность общинности» в странах незапада определяет и характер политических партий, которые по форме ближе к общественным движениям, нежели к партиям европейского типа (весьма показательными, в этом контексте, являются панарабская Аль-Ихван аль-Муслимун («братья мусульмане») или различные салафитские группы). Политическая же борьба проистекает не между партиями, представляющими различные политические интересы, а между различными образами жизни, между различной мировоззренческой направленностью, ценностной ориентированностью. «Вот почему лица, занимающие политически значимые должности, нередко не имеют четко определенных границ власти, государственная бюрократия может фактически превратиться в партию (точнее – партию власти), а армия – выступить в роли правительства» [1, стр. 406]. «Соответственно, облеченный властью субъект не должен обнаруживать и решать проблемы. Ему достаточно просто находиться в центре политического («общинного») процесса, что он и делает просто из-за того, что облечен властью «свыше»» [1, с. 406]. Незапад, его культурно-смысловые составные также характеризуется многообразием ценностей, отличающихся, разумеется, не только от ценностей и культуры Запада, но и друг от друга. В современном мире достаточно много «классических государств» и цивилизаций, живущих классическими же ценностями. Об их классичности свидетельствуют экономика и способ формирования и функционирования власти. Многие из этих государств имеют конституции, парламенты, президентов, но в действительности их политическая, и, разумеется, экономическая структура совершенно отличны от демократических государств (демократического мира, рыночной цивилизации). Так, многие постсоветские тюрГуманитарные и социальные науки 2016. № 2 4
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.