Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Концепции современного естествознания (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторМейдер В. А.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц534
ID316468
АннотацияЦель учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Концепции современного естествознания» — помочь студенту овладеть довольно емким предметом, введенным в систему преподавания в высшей школе. В доходчивой и популярной форме излагаются современные представления о развитии природы, о структурных уровнях организации материи. Особое внимание уделяется мировоззренческим и методологическим аспектам изучаемого курса Работа подготовлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта профессионального образования по дисциплине «Концепции современного естествознания». Помимо лекционного материала в ней содержаться планы семинарских занятий, тематика рефератов, тесты, вопросы самоконтроля, словарь основных терминов, литература.
Кому рекомендованоДля студентов, аспирантов, преподавателей гуманитарных дисциплин, а также для всех тех, кто интересуется проблемами естествознания, ее мировоззренческими и методологическими проблемами
ISBN978-5-9765-1986-2
УДК50
ББК87.3
Мейдер, В.А. Концепции современного естествознания : учеб.-метод. комплекс / В.А. Мейдер .— 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2014 .— 534 с. — ISBN 978-5-9765-1986-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/316468 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В.А. Мейдер КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Учебно-методический комплекс •ФЛИНТА• В.А. Мейдер КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Учебно-методический комплекс 3-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 УДК 50 ББК 87.3 М45 Рецензенты: д-р филос. наук, проф. <...> Волжского гуманитарного института ( филиала) Волгоградского государственного университета А.Б. Батхин М45 Мейдер В.А. <...> Предложенное учебное пособие есть авторское видение курса «Концепция современного естествознания» на основе многолетнего опыта преподавания этой дисциплины. <...> В результате изучения дисциплины студенты должны: Знать место естествознания среди других наук; классификацию и содержание основных методов естественных наук; основные концепции пространства и времени; структурные уровни организации материи; содержание основных этапов развития естествознания и соответствующих им научных картин мира; актуальные проблемы современного естествознания. <...> Что касается зла, безнравственности, то они выступают результатом незнания, ошибок, заблуждений… В диалоге «Менон» Платон приводит рассуждение Сократа: «Вот, например, мужество, когда оно не имеет ничего общего с разумом, а подобно простой дерзости: разве человек, если он дерзок бессмысленно, не несет ущерба, а если отважен с умом, не получает пользы?» <...> В своем концентрированном виде метод идеализации и идеальные объекты в математическом познании впервые были продемонстрированы в «Началах» Евклида (III в. до н. э.) <...> Аксиомы и особенно постулаты Евклида (скажем, «из всякого центра можно описать окружность любым радиусом») есть такие идеальные объекты, которые можно построить с помощью таких «инструментов». <...> Лавуазье… К этому ряду можно добавить «Начала» Евклида, «Об обращении небесных сфер» Н. <...> Абсолютный предел делимости частиц вещества Демокрит связывал с атомом. <...> ѕ). Свою атомистическую точку зрения о строении физических тел Демокрит перенес на область математического <...>
Концепция_современного_естествознания_(1).pdf
УДК 50 ББК 87.3 М45 Рецензенты: д-р филос. наук, проф. Волгоградского медицинского университета И.А.Петрова; д-р хим. наук, проф. Волжского политехнического института Волгоградского государственного технического университета Г.М.Бутов; канд физ.-мат. наук, доц. Волжского гуманитарного института ( филиала) Волгоградского государственного университета А.Б. Батхин М45 Мейдер В.А. Концепция современного естествознания [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / В.А. Мейдер. — 3-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2014. — 533 с. ISBN 978-5-9765-1986-2 современного естествознания» — помочь студенту овладеть довольно емким предметом, введенным в систему преподавания в высшей школе. В доходчивой и популярной форме излагаются современные представления о развитии природы, о структурных уровнях организации материи. Особое внимание уделяется мировоззренческим и методологическим аспектам изучаемого курса Работа подготовлена в соответствии с требованиями Государственного Цель учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Концепции образовательного стандарта профессионального образования по дисциплине «Концепции современного естествознания». Помимо лекционного материала в ней содержаться планы семинарских занятий, тематика рефератов, тесты, вопросы самоконтроля, словарь основных терминов, литература. Для студентов, аспирантов, преподавателей гуманитарных дисциплин, а также УДК 50 ББК 87.3 для всех тех, кто интересуется проблемами естествознания, ее мировоззренческими и методологическими проблемами. © Мейдер В.А., 2014 ISBN 978-5-9765-1986-2 © Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
Содержание Предисловие……………………………………………………………….. Тематика лекций…………………………………………………………… Тема 1: Наука и культура Познание. Субъект и объект познания. Знание. Научное знание и его истоки. Наука и ее общие характеристики. Революции в науке. Понятия «революция», «парадигма», «картина мира», «научная картина мира». Культура. Место науки в системе культуры. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Научнотехническая революция. Принципы построения научного знания. Основные черты науки. Система «наука-этика». Наука образование……………………………………………………………………… Тема 2: Методы научного познания и формы развития знания Понятие метода и методологии познания. У истоков методологии познания. Метод как единство объективного и субъективного. Классификация методов познания. Уровни научного познания. Методы эмпирического и теоретического познания. Гипотеза в системе научного познания. Метод и теория. Проблема …………………………………….. Тема 3: Создание первой естественнонаучной (натурфилософской) картины мира Милетская философская школа. Диалектика Гераклита. Исследования Пифагора и его школы. Атомисты. Философско-Математические идеи Платона. Энциклопедическое учение Аристотеля…………………………………………………………………………………. Тема 4: Математика в системе естественнонаучного знания и культуры Математика и природа. Философско-математическая школа Пифагора. Евклид и его «Начала». Александрийская математическая школа. Математическая культура в эпоху эллинизма. Творчество Архимеда. Математика в период поздней античности. Роль математики в развитии знания, в формировании личности………………………………….. Тема 5: Научные революции (картины мира) XVI – XVII веков . Элементы античной космологии. Система мира К. Птолемея и его «Альмагест». Гелиоцентрическая система мира Н. Коперника. Учение о множественности миров. Становление механики как науки в творчестве Г. Галилея. Небесная механика И. Кеплера. И. Ньютон и его «Математические начала натуральной философии»………….. Тема 6: Категории бытия и материи. Становление и развитие представлений о пространстве и времени Древо физики. Развитие учения о материи. Образы времени и пространства в нашей жизни. Развитие научных представлений о пространстве и времени в истории науки. Их сущностные характеристики. Пространство и время в свете идей В. И. Вернадского. Время биологическое геологическое………………………………………………………….. и и 529
Стр.529
Тема 7: Учение об электричестве и магнетизме. Электромагнитная картина мира Рождение науки об электричестве и магнетизме. Физика XVII – XIX веков. Творчество Дж. К. Максвелла. Создание им теории электромагнитного поля. Свет……………………. Тема 8: Научная революция в физике начала XX века. Принципы относительности Принцип относительности Г. Галилея. Естественнонаучные и философские предпосылки становления мировоззрения А. Эйнштейна. Специальная теория относительности. Пространство и время в свете теории относительности. Элементы общей теории относительности. Понятие кривизны пространства. Философские выводы из теории относительности… ……………………………………………………………………… Тема 9: Атомистические исследовательские программы. Структурные уровни организации материи: микромир, макромир, мегамир. Квантовая механика и ее особенности. Соотношение неопределенностей В. Гейзенберга. Принцип дополнительности Н. Бора. Элементарные частицы и их классификация. Фундаментальные природе…………………………………………………. Тема 10: Термодинамика и основные ее понятия Температура и температурные шкалы. Теплота. Механический эквивалент теплоты. Внутренняя энергия вещества. Закон сохранения и превращения энергии. Начала (законы) термодинамики. Понятие «энтропия». Физико-химические процессы энтропия………………………………………………………………………………………… …… Тема 11: Мегамир и его организация Астрономия и ее основные структурные элементы. Общая характеристика Вселенной. Закон Э. П. Хаббла. Модели Вселенной А. А. Фридмана. Солнце и Солнечная система. Планеты. Система «Земля – Луна – Марс». Звезды и их эволюция. Пульсары. Галактики. Космонавтика. Жизнь и разум во Вселенной: проблема внеземных цивилизаций…………………………………………………………………………………… …… Тема 12: Основные понятия химии и закономерности её развития Предмет химии и её задачи. Основные исторические этапы её развития. Понятие о химическом элементе и составе вещества. Химические связи и реакции. Неорганическая химия и её теоретические основы: периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Органическая химия. Химия живого. Эволюция отношений между химией и химической технологией……………………………. Тема 13: Особенности биологического уровня организации материи Взаимосвязь физики, химии и биологии. Предмет биологии и её структура. Исторические этапы развития науки. Возникновение жизни на Земле. Учение В.И. Вернадского о живом веществе. Автотрофы и гетеротрофы. Структурные уровни 530 и взаимодействия в
Стр.530
организации живых систем. Микроорганизмы. Генетика. Мир наших «братьев меньших». Биоэтика. эволюционизма…………………………………….. Тема 14: Самоорганизация как основа эволюции Становление парадигмы самоорганизации в истории науки. Синергетика, её сущность и основные понятия. Теоретическое и практическое значение синергетики………………… Тема 15. Биосфера - Ноосфера – Человек Биосфера. Содержательный смысл исходных понятий биосферы. Исторические этапы взаимодействия природы и общества. Экологическая проблема. Коэволюция. Экологический и нравственный императивы. Биогеохимические аспекты формирования разума и движение к ноосфере. П. Тейяр де Шарден и В.И. Вернадский о ноосфере. Человек как объект естественнонаучного и гуманитарного познания: единство биологического и социального, здоровье, работоспособность, творчество, эмоции. Сознательное и бессознательное в человеке. Психология масс. Гелиобиология……………………………………………………………………………… ……. Структура семинаров……………………………………………………... Тематика рефератов………………………………………………………. Тесты для самоконтроля и ключи к ним………………………………… Вопросы для самоконтроля……………………………………………… Словарь терминов………………………………………………………… Литература………………………………………………………………… Идеи глобального 531
Стр.531