В.А. Мейдер КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Учебно-методический комплекс •ФЛИНТА• В.А. Мейдер КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Учебно-методический комплекс 3-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 УДК 50 ББК 87.3 М45 Рецензенты: д-р филос. наук, проф. <...> Волжского гуманитарного института ( филиала) Волгоградского государственного университета А.Б. Батхин М45 Мейдер В.А. <...> Предложенное учебное пособие есть авторское видение курса «Концепция современного естествознания» на основе многолетнего опыта преподавания этой дисциплины. <...> В результате изучения дисциплины студенты должны: Знать место естествознания среди других наук; классификацию и содержание основных методов естественных наук; основные концепции пространства и времени; структурные уровни организации материи; содержание основных этапов развития естествознания и соответствующих им научных картин мира; актуальные проблемы современного естествознания. <...> Что касается зла, безнравственности, то они выступают результатом незнания, ошибок, заблуждений… В диалоге «Менон» Платон приводит рассуждение Сократа: «Вот, например, мужество, когда оно не имеет ничего общего с разумом, а подобно простой дерзости: разве человек, если он дерзок бессмысленно, не несет ущерба, а если отважен с умом, не получает пользы?» <...> В своем концентрированном виде метод идеализации и идеальные объекты в математическом познании впервые были продемонстрированы в «Началах» Евклида (III в. до н. э.) <...> Аксиомы и особенно постулаты Евклида (скажем, «из всякого центра можно описать окружность любым радиусом») есть такие идеальные объекты, которые можно построить с помощью таких «инструментов». <...> Лавуазье… К этому ряду можно добавить «Начала» Евклида, «Об обращении небесных сфер» Н. <...> Абсолютный предел делимости частиц вещества Демокрит связывал с атомом. <...> ѕ). Свою атомистическую точку зрения о строении физических тел Демокрит перенес на область математического <...>
Концепция_современного_естествознания_(1).pdf
УДК 50
ББК 87.3
М45
Рецензенты:
д-р филос. наук, проф. Волгоградского медицинского университета И.А.Петрова;
д-р хим. наук, проф. Волжского политехнического института Волгоградского
государственного технического университета Г.М.Бутов;
канд физ.-мат. наук, доц. Волжского гуманитарного института ( филиала)
Волгоградского государственного университета А.Б. Батхин
М45
Мейдер В.А.
Концепция современного естествознания [Электронный ресурс] : учеб.-метод.
пособие / В.А. Мейдер. — 3-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2014. — 533 с.
ISBN 978-5-9765-1986-2
современного естествознания» — помочь студенту овладеть довольно емким
предметом, введенным в систему преподавания в высшей школе. В доходчивой и
популярной форме излагаются современные представления о развитии природы,
о структурных уровнях организации материи. Особое внимание уделяется
мировоззренческим и методологическим аспектам изучаемого курса
Работа подготовлена в соответствии с требованиями Государственного
Цель учебно-методического комплекса по учебной дисциплине «Концепции
образовательного стандарта профессионального образования по дисциплине
«Концепции современного естествознания».
Помимо лекционного материала в ней содержаться планы семинарских занятий,
тематика рефератов, тесты, вопросы самоконтроля, словарь основных терминов,
литература.
Для студентов, аспирантов, преподавателей гуманитарных дисциплин, а также
УДК 50
ББК 87.3
для всех тех, кто интересуется проблемами естествознания, ее мировоззренческими
и методологическими проблемами.
© Мейдер В.А., 2014
ISBN 978-5-9765-1986-2
© Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
Содержание
Предисловие………………………………………………………………..
Тематика лекций……………………………………………………………
Тема 1: Наука и культура
Познание. Субъект и объект познания. Знание. Научное знание и его истоки. Наука
и ее общие характеристики. Революции в науке. Понятия «революция»,
«парадигма», «картина мира», «научная картина мира». Культура. Место науки в
системе культуры. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Научнотехническая
революция. Принципы построения научного знания. Основные черты
науки.
Система
«наука-этика».
Наука
образование………………………………………………………………………
Тема 2: Методы научного познания и формы развития знания
Понятие метода и методологии познания. У истоков методологии познания. Метод
как единство объективного и субъективного. Классификация методов познания.
Уровни научного познания. Методы эмпирического и теоретического познания.
Гипотеза в системе научного познания. Метод и теория. Проблема
……………………………………..
Тема 3: Создание первой естественнонаучной (натурфилософской)
картины мира
Милетская философская школа. Диалектика Гераклита. Исследования Пифагора и
его школы. Атомисты. Философско-Математические идеи Платона.
Энциклопедическое
учение
Аристотеля………………………………………………………………………………….
Тема 4: Математика в системе естественнонаучного знания и культуры
Математика и природа. Философско-математическая школа Пифагора. Евклид и
его «Начала». Александрийская математическая школа. Математическая культура
в эпоху эллинизма. Творчество Архимеда. Математика в период поздней
античности. Роль математики в развитии знания, в формировании
личности…………………………………..
Тема 5: Научные революции (картины мира) XVI – XVII веков
.
Элементы античной космологии. Система мира К. Птолемея и его «Альмагест».
Гелиоцентрическая система мира Н. Коперника. Учение о множественности миров.
Становление механики как науки в творчестве Г. Галилея. Небесная механика И.
Кеплера. И. Ньютон и его «Математические начала натуральной
философии»…………..
Тема 6: Категории бытия и материи. Становление и развитие
представлений о пространстве и времени
Древо физики. Развитие учения о материи. Образы времени и пространства в нашей
жизни. Развитие научных представлений о пространстве и времени в истории науки.
Их сущностные характеристики. Пространство и время в свете идей В. И.
Вернадского.
Время
биологическое
геологическое…………………………………………………………..
и
и
529
Стр.529
Тема 7:
Учение об электричестве и магнетизме.
Электромагнитная картина мира
Рождение науки об электричестве и магнетизме. Физика XVII – XIX веков.
Творчество Дж. К. Максвелла. Создание им теории электромагнитного поля.
Свет…………………….
Тема 8: Научная революция в физике начала XX века.
Принципы относительности
Принцип относительности Г. Галилея. Естественнонаучные и философские
предпосылки становления мировоззрения А. Эйнштейна. Специальная теория
относительности. Пространство и время в свете теории относительности. Элементы
общей теории относительности. Понятие кривизны пространства. Философские
выводы из теории относительности…
………………………………………………………………………
Тема 9: Атомистические исследовательские программы.
Структурные уровни организации материи: микромир, макромир, мегамир.
Квантовая механика и ее особенности. Соотношение неопределенностей В.
Гейзенберга. Принцип дополнительности Н. Бора. Элементарные частицы и их
классификация.
Фундаментальные
природе………………………………………………….
Тема 10: Термодинамика и основные ее понятия
Температура и температурные шкалы. Теплота. Механический эквивалент
теплоты. Внутренняя энергия вещества. Закон сохранения и превращения энергии.
Начала (законы) термодинамики. Понятие «энтропия». Физико-химические
процессы
энтропия…………………………………………………………………………………………
……
Тема 11: Мегамир и его организация
Астрономия и ее основные структурные элементы. Общая характеристика
Вселенной. Закон Э. П. Хаббла. Модели Вселенной А. А. Фридмана. Солнце и
Солнечная система. Планеты. Система «Земля – Луна – Марс». Звезды и их
эволюция. Пульсары. Галактики. Космонавтика. Жизнь и разум во Вселенной:
проблема
внеземных
цивилизаций……………………………………………………………………………………
……
Тема 12: Основные понятия химии и закономерности её развития
Предмет химии и её задачи. Основные исторические этапы её развития. Понятие о
химическом элементе и составе вещества. Химические связи и реакции.
Неорганическая химия и её теоретические основы: периодический закон и
периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Органическая
химия. Химия живого. Эволюция отношений между химией и химической
технологией…………………………….
Тема 13: Особенности биологического уровня организации материи
Взаимосвязь физики, химии и биологии. Предмет биологии и её структура.
Исторические этапы развития науки. Возникновение жизни на Земле. Учение В.И.
Вернадского о живом веществе. Автотрофы и гетеротрофы. Структурные уровни
530
и
взаимодействия
в
Стр.530
организации живых систем. Микроорганизмы. Генетика. Мир наших «братьев
меньших».
Биоэтика.
эволюционизма……………………………………..
Тема 14: Самоорганизация как основа эволюции
Становление парадигмы самоорганизации в истории науки. Синергетика, её
сущность и основные понятия. Теоретическое и практическое значение
синергетики…………………
Тема 15. Биосфера - Ноосфера – Человек
Биосфера. Содержательный смысл исходных понятий биосферы. Исторические
этапы взаимодействия природы и общества. Экологическая проблема.
Коэволюция. Экологический и нравственный императивы. Биогеохимические
аспекты формирования разума и движение к ноосфере. П. Тейяр де Шарден и В.И.
Вернадский о ноосфере. Человек как объект естественнонаучного и гуманитарного
познания: единство биологического и социального, здоровье, работоспособность,
творчество, эмоции. Сознательное и бессознательное в человеке. Психология масс.
Гелиобиология………………………………………………………………………………
…….
Структура семинаров……………………………………………………...
Тематика рефератов……………………………………………………….
Тесты для самоконтроля и ключи к ним…………………………………
Вопросы для самоконтроля………………………………………………
Словарь терминов…………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………
Идеи
глобального
531
Стр.531