А. Ю. Арестова МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛЕВОРУКОГО РЕБЕНКА Монография Москва-2012 УДК 377 ББК 85.31. <...> Монография представляет собой методическое пособие, в котором впервые в музыкальной педагогике рассмотрена специфика музыкального развития леворуких детей. <...> При этом музыкальное обучение рассматривается как оптимальное средство художественного развития левшей и универсальное условие их щадящей адаптации к окружающему миру. <...> Монография предназначена для педагогов и психологов, занимающихся музыкальным обучением детей, как помощь в индивидуализации педагогических методов и приемов в музыкальном воспитании и обучении детей с любой ведущей рукой, в том числе учеников со скрытой леворукостью. <...> 16 ДИАГНОСТИКА ЛЕВОРУКОСТИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ. <...> 23 СПЕЦИФИКА ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ДОМИНИРУЮЩИМИ СТОРОНАМИ ТЕЛА……. <...> ………………92 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………96 К ИСТОРИИ ВОПРОСА Исследование вопроса музыкального развития леворуких детей продиктовано повышением количества леворуких людей во всем мире и неразработанностью содержания, методов и форм работы с ними, в том числе в музыкальном обучении. <...> Особенности леворуких людей мало изучены, неизвестна также и причина появления леворукости у человека. <...> В современном мире насчитывают по разным источникам от 8 до 30 процентов левшей, к этим данным необходимо прибавить некоторое количество людей со скрытой леворукостью. <...> Для понимания значимости изучения проблем леворуких детей в музыкальной педагогике, надо учитывать факт, что практически весь инструментальный репертуар написан для праворуких исполнителей – на любом инструменте ведущая роль в технике исполнения отдана правой руке. <...> К сожалению, до сих пор бывают случаи отказа от инструментального обучения по причине леворукости ребенка. <...> Но без них сложно было объяснить, почему у праворуких родителей появляется леворукий ребенок, почему <...>
Музыкальное_развитие_леворукого_ребенка.__Монография.pdf
УДК 377
ББК 85.31.р10–2
А 805
Рецензенты:
Беляев Владимир Иванович, доктор педагогических
наук, профессор ГОУ Педагогическая академия;
Исаенко Вера Петровна, доктор педагогических наук,
профессор ГОУ Педагогическая академия
А 805 Арестова А. Ю. Музыкальное развитие леворукого
ребенка: Монография. – М.: Прометей, 2012. – 112 с.
Монография представляет собой методическое пособие,
в котором впервые в музыкальной педагогике рассмотрена
специфика музыкального развития леворуких детей. При
этом музыкальное обучение рассматривается как оптимальное
средство художественного развития левшей и универсальное
условие их щадящей адаптации к окружающему миру. Автор
показывает динамику музыкального развития этой группы
детей, содержание их обучения, дает инструментально-технологические
и репертуарные рекомендации.
Монография предназначена для педагогов и психологов,
занимающихся музыкальным обучением детей, как помощь
в индивидуализации педагогических методов и приемов в
музыкальном воспитании и обучении детей с любой ведущей
рукой, в том числе учеников со скрытой леворукостью.
ISBN 978-5-7042-2275-0
© А. Ю. Арестова, 2012
© Издательство «Прометей», 2012
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
К ИСТОРИИ ВОПРОСА………….........…………………………..5
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ
ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ……….........16
ДИАГНОСТИКА ЛЕВОРУКОСТИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ......................23
СПЕЦИФИКА ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ
ДОМИНИРУЮЩИМИ СТОРОНАМИ ТЕЛА……..................30
ПОЭТАПНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ЛЕВОРУКОГО РЕБЕНКА…………..........................................62
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УТОЧНЕНИЯ
К ОБРАЗУ ЛЕВОРУКОГО УЧЕНИКА
В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ…………......................79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………89
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………….………………92
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………96
Стр.4