Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Клиника интеллектуальных нарушений (330,00 руб.)

1   0
Первый авторМосковкина А. Г.
АвторыУманская Т. М.
ИздательствоМ.: Издательство Прометей
Страниц246
ID315791
АннотацияВ учебном пособии «Клиника интеллектуальных нарушений» раскрывается содержание, показана его роль и место в медико-педагогическом комплексе дисциплин, рассматриваются понятия интеллекта и интеллектуальных нарушений, этиологии, патогенеза, психофизиологических механизмов и классификации интеллектуальных нарушений, как концептуальные отечественные, так и международные. Рассматривается структура комплексных нарушений, сопровождающихся снижением уровня интеллекта генетического и экзогенного происхождения. Раскрывается значение ранней комплексной медико-психолого-педагогической диагностики и реабилитации в профилактике детской инвалидности и сиротства.
Кому рекомендованоУчебное пособие предназначено для студентов-бакалавров высших учебных заведений, обучающихся на дефектологических факультетах, факультетах специальной психологии и коррекционной педагогики, а также широкого круга специалистов: педагогов, психологов, социологов, медицинских работников детских образовательных учреждений, структурных подразделений Ранней помощи, Лекотеки, реабилитационных центров и других специалистов.
ISBN978-5-7042-2472-3
УДК376-056.36
ББК52.522.15я73
Московкина, А.Г. Клиника интеллектуальных нарушений : учеб. пособие : код и направление подготовки: 050700 Специальное (дефектологическое) образование : профиль: Логопедия, Сурдопедагогика, Олигофренопедагогика / Т.М. Уманская; А.Г. Московкина .— Москва : Издательство Прометей, 2013 .— 246 с. — ISBN 978-5-7042-2472-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/315791 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Дефектологический факультет А. Г. МОСКОВКИНА, Т. М. УМАНСКАЯ КЛИНИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ Учебное пособие Код и направление подготовки: 050700 Специальное (дефектологическое) образование Профиль: Логопедия Сурдопедагогика Олигофренопедагогика Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр МОСКВА 2013 УДК 371.9 ББК 52.522.15я73 М824 Рецензенты: Н. А. Красноперова, доцент, кандидат педагогических наук А. В. Абрамова, доцент, кандидат медицинских наук M 824 Московкина А. Г. Уманская Т. М. <...> Первые медико-педагогические системы воспитания глубоко умственно отсталых детей . <...> Патофизиология и патоморфология мозга при интеллектуальных нарушениях . <...> Интеллектуальные нарушения в структуре наследственных болезней обмена веществ. <...> Экзогенные и смешанные по этиологии формы интеллектуальных нарушений . <...> Умственная отсталость при синдроме врожденной краснухи (рубеолярной эмбриофетопатии) . <...> Деменция при прогрессирующих органических заболеваниях нервной системы . <...> Специфические расстройства развития речи и языка (F80). <...> Специфические расстройства школьных навыков с расстройствами чтения, спеллингования, навыков счета, смешанными расстройствами школьных навыков (F81) . <...> В результате освоения дисциплины студент должен знать: • этиологию и патогенез интеллектуальных нарушений, комплексных дефектов, в структуру которых включена интеллектуальная недостаточность; • особенности интеллектуальной и речевой деятельности детей с различными нарушениями и дефектами; • дифференцированные формы интеллектуальной недостаточности; классификации интеллектуальных нарушений и их значение для выбора адекватной образовательной траектории; • дизонтогенетические и энцефалопатические формы интеллектуальной недостаточности; методы комплексной медикопсихолого-педагогической профилактики и коррекции нарушений интеллектуального развития детей и подростков; уметь: • распознавать и дифференцировать проявления различных форм <...>
Клиника_интеллектуальных_нарушений_Учебное_пособие.pdf
УДК 371.9 ББК 52.522.15я73 М824 Рецензенты: Н. А. Красноперова, доцент, кандидат педагогических наук А. В. Абрамова, доцент, кандидат медицинских наук M 824 Московкина А. Г. Уманская Т. М. Клиника интеллектуальных нарушений: Учебное пособие. – М.: Прометей, 2013. – 246 с. В учебном пособии «Клиника интеллектуальных нарушений» раскрывается содержание, показана его роль и место в медикопедагогическом комплексе дисциплин, рассматриваются понятия интеллекта и интеллектуальных нарушений, этиологии, патогенеза, психофизиологических механизмов и классификации интеллектуальных нарушений, как концептуальные отечественные, так и международные. Рассматривается структура комплексных нарушений, сопровождающихся снижением уровня интеллекта генетического и экзогенного происхождения. Раскрывается значение ранней комплексной медикопсихолого-педагогической диагностики и реабилитации в профилактике детской инвалидности и сиротства. Учебное пособие предназначено для студентов-бакалавров высших учебных заведений, обучающихся на дефектологических факультетах, факультетах специальной психологии и коррекционной педагогики, а также широкого круга специалистов: педагогов, психологов, социологов, медицинских работников детских образовательных учреждений, структурных подразделений Ранней помощи, Лекотеки, реабилитационных центров и других специалистов. ISBN 978-5-7042-2472-3 © А. Г. Московкина, Т. М. Усманская, 2013 © Издательство «Прометей», 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Глава 1. Современная трактовка понятий и положений клиники интеллектуальных нарушений. . . . . . . 13 1.1. Интеллект и интеллектуальные нарушения . . . . . . . . . . . 13 1.1.1. Теории и концепции интеллекта . . . . . . . . . . . . . . . 17 1.1.2. Интеллект как психолого-педагогическая проблема (тесты интеллекта и обучаемость, парадигма наследственность – среда) . . . . . . . . . . 21 1.2. Понятие об интеллектуальных нарушениях. . . . . . . . . . . 24 Глава 2. Психопатология и дефектология в едином медико-педагогическом комплексе . . . . . . . . . . . . . . . 32 2.1. Эволюция представлений о причинах психических расстройств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 2.2. Первые медико-педагогические системы воспитания глубоко умственно отсталых детей . . . . . . . . 36 2.3. Становление системы медицинской и социально-педагогической помощи лицам с нарушениями интеллекта в России. . . . . . . . . . . . . . . . . 44 Глава 3. Этиология и патогенез интеллектуальных нарушений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 3.1. Этиология интеллектуальных нарушений . . . . . . . . . . . . 51 3.2. Патогенез мозговых нарушений, обусловливающих интеллектуальную недостаточность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 3.3. Механизмы и последствия различных повреждений и дисфункций центральной нервной системы (ЦНС) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64 3
Стр.3
Содержание Глава 4. Патофизиология и патоморфология мозга при интеллектуальных нарушениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71 4.1. Патофизиологические исследования головного мозга при умственной отсталости . . . . . . . . . . . 71 4.2. Патофизиологические исследования головного мозга при пограничной интеллектуальной недостаточности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 4.3. Патоморфологические исследования головного мозга при умственной отсталости . . . . . . . . . . . 77 Глава 5. Клинические проявления, динамика, дифференциальная диагностика и систематики умственной отсталости. Характеристика степеней умственной отсталости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81 5.1. Классификации интеллектуальных нарушений. Умственная отсталость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81 5.2. Умственная отсталость с позиций Международной классификация болезней (МКБ). Характеристика степеней умственной отсталости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92 5.2.1. Умственная отсталость (F7). . . . . . . . . . . . . . . . . 94 Глава 6. Клиника умственной отсталости . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99 6.1. Психический дизонтогенез по типу недоразвития . . . . . 100 6.2. Особенности неврологического и соматического состояния детей с умственной отсталостью . . . . . . . . . . . 102 6.3. Особенности психического состояния . . . . . . . . . . . . . . . 108 6.3.1. Степени умственной отсталости . . . . . . . . . . . . 108 6.3.2. Патологические привычные действия. . . . . . . . . . 110 6.3.3. Особенности эмоционально-волевой сферы и нарушения социального поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116 Глава 7. Некоторые дифференцированные формы интеллектуальных нарушений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122 7.1. Аномалии в системе аутосом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122 7.1.1. Синдром Дауна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125 7.1.2. Абилитация детей с синдромом Дауна . . . . . . . . . 134 7.1.3. Другие хромосомные синдромы . . . . . . . . . . . . . . . . 134 7.2. Аномалии в системе половых хромосом . . . . . . . . . . . . . 135 7.2.1. Синдром Клайнфельтера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136 4
Стр.4
Содержание 7.2.2. Синдром Шерешевского-Тернера (моносомия X, (синдром 45, ХО) . . . . . . . . . . . . . . 138 7.2.3. Синдром трисомии Х, трипло-Х (синдром 47, XXX) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140 7.2.4. Синдром дисомии Y (синдром 47, XYY) . . . . . . . . . 141 7.2.5. Синдром дисомии XY (синдром 48, XXYY) . . . . . . 142 7.2.6. Моногенные формы умственной отсталости . . . 142 7.2.7. Синдром ломкой Х-хромосомы (синдром Мартина-Белл, синдром FRA-X) . . . . . . . . . . . . . . 143 7.2.8. Интеллектуальные нарушения в структуре наследственных болезней обмена веществ. . . . . . 148 7.3. Этические принципы пренатальной генетической службы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161 Глава 8. Экзогенные и смешанные по этиологии формы интеллектуальных нарушений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163 8.1. Влияние вредных факторов на развивающийся плод в период внутриутробного развития. Понятие тератогенного терминационного периода . . . . . . . . . . . . 163 8.2. Интеллектуальные нарушения при внутриутробном поражении эмбриона и плода . . . . 166 8.2.1. Умственная отсталость при вирусных гепатитах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 8.2.2. Умственная отсталость при синдроме врожденной краснухи (рубеолярной эмбриофетопатии) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168 8.2.3. Умственная отсталость при врожденной цитомегалии . . . . . . . . . . . . . . . . 173 8.2.4. Умственная отсталость при поражении плода вирусом простого герпеса . . . . . . . . . . . . . . . 175 8.2.5. Умственная отсталость при врожденном токсоплазмозе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176 8.2.6. Умственная отсталость при врожденном сифилисе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178 8.3. Микроцефалия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181 8.4. Гипотиреоидные формы умственной отсталости (кретинизм) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183 8.5. Краниостеноз. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187 Глава 9. Клиническая характеристика деменции . . . . . . . . . . 189 9.1. Общая характеристика деменции . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189 9.2. Классификация детской деменции . . . . . . . . . . . . . . . . . 190 5
Стр.5
Содержание 9.3. Дифференциальный диагноз деменции . . . . . . . . . . . . . . 191 9.4. Деменция при прогрессирующих органических заболеваниях нервной системы . . . . . . . . 194 9.5. Деменция взрослых. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203 Глава 10. Клиника пограничной интеллектуальной недостаточности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205 10.1. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205 10.2. Минимальная мозговая дисфункция. . . . . . . . . . . . . . . 210 10.3. Задержка психического развития . . . . . . . . . . . . . . . . . 213 10.3.1. Этиопатогенез . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215 10.3.2. Классификации задержки психического развития. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219 10.4. Коррекционно-воспитательная работа при инфантилизме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227 10.5. Резидуально-органические пограничные психические расстройства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228 10.6. Расстройства психологического (психического) развития (F80-F89) . . . . . . . . . . . . . . . . 233 10.7. Специфические расстройства развития речи и языка (F80). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234 10.7.1. Дифференциация от умственной отсталости и общей задержки развития . . . . 234 10.7.2. Специфические расстройства речевой артикуляции (F80.0) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235 10.7.3. Расстройство экспрессивной речи (F80.1) . . . . 235 10.7.4. Расстройство рецептивной речи (F80.2) . . . . . 236 10.7.5. Приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клефнера) (F80.3). . . . . . . . . 237 10.8. Специфические расстройства школьных навыков с расстройствами чтения, спеллингования, навыков счета, смешанными расстройствами школьных навыков (F81) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237 10.8.1. Специфические расстройства двигательных функций (F82) . . . . . . . . . . . . . . 238 10.8.2. Смешанные специфические расстройства (F83) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238 Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240 6
Стр.6