CLIO-SCIENCE: ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО СИНТЕЗА Сборник научных трудов Выпуск III Москва – 2012 УДК 93 ББК 63.014 С61 Печатается по решению Ученого совета исторического факультета Московского педагогического государственого университета Редакционная коллегия: к.и.н., доц. <...> С61 CLIO-SCIENCE: Проблемы истории и междисциплинарного синтеза: Сборник научных трудов. <...> В третий выпуск серии научных трудов исторического факультета МПГУ вошли статьи преподавателей, аспирантов, докторантов, магистрантов и студентов университета, коллег из других вузов, посвященные актуальным проблемам исторической науки и социально-гуманитарного познания. <...> Конституция Австралийского Союза и законодательство Новой Зеландии периода формирования доминиона: у истоков национальной государственности. <...> 61 Ковалев И. Г. Акт о Палате лордов 1999 г.: его последствия и перспективы дальнейших преобразований. <...> К вопросу об экономической политике Франции в годы Июльской монархии. <...> Палеодемография в современных археологических исследованиях: история и перспективы. <...> Модель исследовательской компетенции учащихся в современной психолого-педагогической литературе. <...> Пономарев М. В. к.и.н., доцент кафедры новой и новейшей истории МПГУ СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КАТЕХИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ Катехизация (от греч. «оглашать», «наставлять») является одной из ключевых сфер деятельности Католической Церкви. <...> Позднее, в связи с закреплением практики крещения младенцев, катехизация была практически упразднена. <...> В дальнейшем катехизация все в большей степени приобретала характер особого направления в рамках системы религиозного образования. <...> Наряду с так называемой «приходской катехизацией», направленной на подготовку к первой исповеди, сформировалась катехитическая практика богословия. <...> Несмотря на достаточно широкое распространение всех этих моделей катехитического образования и богословия, ни одна из них не обладала официальным <...>
CLIO-SCIENCE._Проблемы_истории_и_междисциплинарного_синтеза_Сборник_научных_трудов._Выпуск_III._Сборник_научных_трудов.pdf
УДК 93
ББК 63.014
С61
Печатается по решению Ученого совета исторического факультета
Московского педагогического государственого университета
Редакционная коллегия:
к.и.н., доц. С. Ю. Рафалюк (отв. редактор),
д.и.н., проф. М. Ю. Лачаева, к.и.н., доц. М. В. Пономарев,
д.и.н., проф. А. М. Родригес-Фернандес, к.и.н., доц. Н. В. Симонова,
д.и.н., проф. М. В. Короткова, д.и.н., доц. В. Ж. Цветков,
к.и.н., доц. А. В. Клименко.
А. Ю. Графов (тех. редактор).
С61 CLIO-SCIENCE: Проблемы истории и междисциплинарного
синтеза: Сборник научных трудов. Выпуск III. – М.: МПГУ, 2012. – 404 с.
В третий выпуск серии научных трудов исторического факультета
МПГУ вошли статьи преподавателей, аспирантов, докторантов, магистрантов
и студентов университета, коллег из других вузов, посвященные
актуальным проблемам исторической науки и социально-гуманитарного
познания.
Сборник предназначен для научных работников, преподавателей,
студентов гуманитарных факультетов и для всех интересующихся
историей.
В авторской редакции
ISBN 978-5-4263-0091-0
© С. Ю. Рафалюк, М. Ю. Лачаева, М. В. Пономарев,
А. М. Родригес-Фернандес, Н. В. Симонова, М. В. Короткова,
В. Ж. Цветков, А. В. Клименко, 2012
© МПГУ, 2012
© Оформление. Издательство «Прометей», 2012
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ
И ИСТОРИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ...........................................................................7
Журов И. В. Проблема определения концепта «национализм»
в современной социально-гуманитарной науке.............................................7
Климова Г. С. Социальный потенциал концепта «права человека»
в современной общественно-политической
мысли стран Европы и Америки....................................................................11
Пономарев М. В. Становление современной катехитической
культуры Католической Церкви....................................................................15
Фадеева И. И. Проблема эффективности и успешности
реформ в историческом контексте..................................................................23
Смирнова Л. А. Трансформация образа императора Японии:
проблемы исторической имагологии..............................................................28
Хасанов Р. Г. Сакрализация личности вождя иудейского восстания
II в. н. э. Бар-Кохбы. Семиотический аспект................................................35
Наумова О. В. Роль периодической печати в формировании
общественного мнения России о внешней политики Германии
во второй половине XIX века: имагологический подход.............................38
Закиров О. А. Исторический фильм. К проблеме определения
жанра игрового кино.......................................................................................42
Михайлов А. А. «О правах сочинителей, переводчиков и издателей»:
к вопросу о становлении авторского права в России...................................49
Рафалюк С. Ю. Конституция Австралийского Союза
и законодательство Новой Зеландии периода
формирования доминиона:
у истоков национальной государственности.................................................53
Харина Е. А. Поиск путей пресечения незаконного оборота
наркотиков в рамках Конвенции ООН 1988 года........................................61
Ковалев И. Г. Акт о Палате лордов 1999 г.: его последствия
и перспективы дальнейших преобразований...............................................68
Яценко Д. Е. Проблемы социокультурной идентичности
в эпоху глобализации.......................................................................................80
Медведева О. О. Модели неокорпоративной социальной политики..............84
Маркова Е. А. Синергетика и социально-историческое прогнозирование...88
ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ:
ФАКТЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ........................................................................92
Александров М. М. Федор Черный в Орде.......................................................92
Безьев Д. А. Приказы в XVII веке: штаты и особенности
делопроизводства. Некоторые перспективы дальнейшего
изучения приказной системы.........................................................................96
Талина Г. В. Русские цари и патриархи в эпоху реформ
второй половины XVII века..........................................................................117
Светова Е. А. Женская половина дворца в царствование
Алексея Михайловича...................................................................................126
3
Стр.3
Савицкая И. С. Идея Священного Союза Александра I...............................129
Таньшина Н. П. Протекционизм или свобода торговли?
К вопросу об экономической политике Франции
в годы Июльской монархии...........................................................................135
Воронин В. Е. Становление «Союза трех императоров»
и русско-австрийские отношения: визиты великого князя
Константина Николаевича в Вену (1873 и 1874 гг.)..................................141
Никонов О. А. Британская дипломатия на Среднем Востоке в XIX в.........149
Бурлаков А. Н. Пьер Лаваль: формирование политического характера....158
Юркина Н. Н. Духовное становление московского студенчества XIX в......163
Чеховская Н. Н. Установление связей Московского народного банка
с сибирской кооперацией...............................................................................166
Аксенова Г. В. Вопросы охраны культурного наследия России
в конце XIX – начале XX в............................................................................170
Зыкина О. А. Анна Яковлевна Эфрон (Трупчинская),
курсистка МВЖК (1900-1906 гг.).
К 110-летию исторического факультета МПГУ..........................................178
Хорольская М. Оппозиционная деятельность курсисток
Московских высших женских курсов в 1901 – начале 1905 гг.................182
Грицаева А. Н. К вопросу об организации трудовой помощи
беженцам в годы Первой мировой войны (1915-1916)...............................186
Белоусова К. А. «Нефтяной» и «исламский» факторы в политике
США на Ближнем Востоке............................................................................191
Ермольев В. Н. Мусульманская цивилизация
в глобализирующемся мире..........................................................................195
Киселев К. А. Процессы становления государственности
в независимых государствах Востока...........................................................199
Орлов В. Ю. Внешняя политика Югославии и становление
советско-югославских отношений в 40-50-е гг. ХХ в..................................204
Кузьмин А. Ю. Саудовско-египетское сближение в 1973-1975 гг.
как попытка создания системы общеарабского единства.........................209
Ковалев С. В. Борьба между Саудовской Аравией и Ираном
за влияние на княжества Залива.
Планы создания военного блока в 1973-1978 гг........................................215
ПРОБЛЕМЫ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ, ИСТОРИОГРАФИИ
И МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ............................222
Скворцов И. С. Понятие исторического опыта в историософии
Ф. Р. Анкерсмита............................................................................................222
Варламов Д. Н. Историософия Р. Дж. Коллингвуда
в контексте модернистского понимания истории.......................................225
Матюхина А. И. Общественно-политическая мысль России
как предмет изучения новой культурно-интеллектуальной истории.....229
Куликова Ю. В. Оценка роли узурпатора в античной историографии.......232
Лысенкова А. А. Пелики «керченского» стиля как исторический
источник. К постановке проблемы...............................................................239
4
Стр.4
Артамкин А. Н. Палеодемография в современных
археологических исследованиях: история и перспективы........................242
Черных Е. А. Освещение проблемы кирилло-мефодиевской
традиции на Руси в исследовании протоиерея
Льва Лебедева «Крещение Руси».................................................................248
Медведев А. А. Митрополит Киприан и формирование иерархии
в отношениях московских великих и удельных князей
по материалам духовных и договорных грамот..........................................257
Бессчастная Е. В. Роль памфлета в становлении английской
политической журналистики........................................................................261
Татыева Е. В. Февральская революция 1848 года во Франции
в воспоминаниях П. В. Анненкова...............................................................265
Татаринова Е. А. Работы Г. П. Георгиевского в фондах
Российской государственной библиотеки....................................................270
Сорокин А. А. Евразийцы русского зарубежья 1920-1930 гг.
о роли интеллигенции в развитии
российской государственности......................................................................274
Сорокин А. А. Монархисты русского зарубежья 1920-1930 гг.
о революционных событиях 1917 г. в России..............................................279
Годун Д. С. Всемирный фестиваль молодежи и студентов
глазами газеты «Ленинец»............................................................................285
Бурлаков А. Н. Французская историография о немецкой
оккупации Франции (1940–1944 гг.):
между мифами и реальностью......................................................................288
Лачаева М. Ю., Тимакин А. Ф. Идея кооперации и ее рыцари:
Выпуску части 2-й, книги 3-й, тома 1-го «Кооперация.
Страницы истории» посвящается.................................................................304
«ИСТОРИЯ» VS «ОБРАЗОВАНИЕ»...............................................................310
Короткова М. В. Эклектика в повседневной культуре
Западной Европы и России первой половины ХIХ века:
методическая интерпретация темы.............................................................310
Хохлова М. Ю. Педагогические основы организации
предметного обучения в институтах благородных девиц
в первой половине XIX века.........................................................................318
Короткова М. В. Методические возможности учебных презентаций
в изучении русской культуры в школе........................................................329
Круговых Н. О. Игра как способ повышения эффективности
обучения истории в школе.............................................................................333
Белоусов К. Б. Структура и элементы учебно-познавательной
компетенции школьников.............................................................................336
Лукахина Н. А. Система методической работы с педагогическими
кадрами по организации профильного и предпрофильного
обучения (из опыта работы)...........................................................................340
Функ Р. В. Формы уроков истории в профильной школе...............................344
Хлебцевич Д. С. Критерии дифференциации учащихся
на уроках истории...........................................................................................349
5
Стр.5
Щербаков А. А. Модель исследовательской компетенции учащихся
в современной психолого-педагогической литературе..............................352
Несмелов А. Ю., Несмелова М. Л. Методические рекомендации
по оформлению результатов учебных проектов
и исследований школьников по истории.....................................................356
Стрелкова А. В. Роль метода конкретных ситуаций
(«кейс-метода») в реализации требований ФГОС.....................................361
Клименко А. В., Несмелова М. Л., Пономарев М. В.
Рейтинговая система контроля успеваемости студентов
в системе оценки качества обучения............................................................365
Клименко А. В., Несмелова М. Л. Формы и технологии
активного обучения в вузе в условиях реализации ФГОС ВПО..............368
Можайский А. Ю. Организация самостоятельной работы
студентов по дисциплине «История Древнего мира»................................371
Несмелов А. Ю. Роль и место проектной и исследовательской
деятельности обучающихся в современной школе.
Из опыта работы учителя истории...............................................................375
Демиденко Р. И. Методические аспекты организации
исследовательской деятельности на уроках истории.................................379
Клименко А. В., Несмелова М. Л. Новые формы
организации самостоятельной работы студентов.......................................382
Логузова Н. А. Роль драмогерменевтики в развитии
личности подростка на уроках истории.......................................................386
Молотов К. С. Методические особенности использования
кино- и видеоматериалов на современном уроке истории........................389
Нидерман И. А. Становление системы образования в странах
аравийского полуострова во второй половине XX в...................................395
6
Стр.6