Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
ПОЛИС. Политические исследования  / №4 2015

МИФ КАК КАТЕГОРИЯ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ: АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ РАЗВИЛОК (200,00 руб.)

0   0
АвторыО.Ю. Малинова
Страниц10
ID315566
АннотацияВ статье рассматриваются теоретические развилки, стоящие за различными способами определения и использования понятия “политический миф”. Основная трудность его концептуализации связывается с тем, что, будучи повсеместно распространенным социальным феноменом, миф весьма “партикулярен” в своих проявлениях, поскольку его “работа” связана с восприятием конкретных групп. Анализируются теоретические дискуссии о нарративной природе современных мифов, их способности воплощаться в невербальных формах, об особенностях мифического способа понимания действительности, о свойствах, определяющих “мифический потенциал” “слова”/знака, а также связи политических мифов с идеологией. Большинство авторов считают ключевой характеристикой современных мифов их способность восприниматься в качестве констатации “естественного порядка вещей”, выступать в качестве широко разделяемых представлений. Рассматриваемая категория является фундаментальной для анализа символической политики. Однако ее эвристический потенциал зависит от того, каким образом определяется исследовательский фокус. В рамках более узкого подхода, связывающего символическую политику с “конструктивистскими” действиями элит, направленными на манипуляцию сознанием масс, “миф” выступает как категория политической практики, указывая на искусственный, симулятивный характер конструируемых знаков. Более широкое понимание символической политики как деятельности, связанной с производством определенных способов интерпретации социальной реальности и борьбой за их доминирование, открывает возможности для интерпретации мифа как коммуникативного процесса, в котором участвуют не только мифотворцы, но и их аудитория. Таким образом, “миф” служит и категорией практики символической политики, и инструментом ее анализа, что несколько осложняет работу с данным понятием.
МИФ КАК КАТЕГОРИЯ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ: АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ РАЗВИЛОК / О.Ю. Малинова // ПОЛИС. Политические исследования .— 2015 .— №4 .— URL: https://rucont.ru/efd/315566 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В статье рассматриваются теоретические развилки, стоящие за различными способами определения и использования понятия “политический миф”. <...> Основная трудность его концептуализации связывается с тем, что, будучи повсеместно распространенным социальным феноменом, миф весьма “партикулярен” в своих проявлениях, поскольку его “работа” связана с восприятием конкретных групп. <...> Анализируются теоретические дискуссии о нарративной природе современных мифов, их способности воплощаться в невербальных формах, об особенностях мифического способа понимания действительности, о свойствах, определяющих “мифический потенциал” “слова”/знака, а также связи политических мифов с идеологией. <...> Большинство авторов считают ключевой характеристикой современных мифов их способность восприниматься в качестве констатации “естественного порядка вещей”, выступать в качестве широко разделяемых представлений. <...> Рассматриваемая категория является фундаментальной для анализа символической политики. <...> Однако ее эвристический потенциал зависит от того, каким образом определяется исследовательский фокус. <...> В рамках более узкого подхода, связывающего символическую политику с “конструктивистскими” действиями элит, направленными на манипуляцию сознанием масс, “миф” выступает как категория политической практики, указывая на искусственный, симулятивный характер конструируемых знаков. <...> Более широкое понимание символической политики как деятельности, связанной с производством определенных способов интерпретации социальной реальности и борьбой за их доминирование, открывает возможности для интерпретации мифа как коммуникативного процесса, в котором участвуют не только мифотворцы, но и их аудитория. <...> Представляется, что такая зыбкость понятий объясняется не только плюрализСимволическая политика. <...> 12-21 мом теоретических подходов, но и особенностями самого объекта – социальных отношений, связанных с производством <...>