КАЗЁННЫЕ
УЧРЕЖДЕНИЯ
УЧЁТ •
ОТЧЁТНОСТЬ •
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ
С.С. Бычков – заместитель
директора Департамента
бюджетной методологии
Минфина России
Ю.В. Камардина – советник
руководителя Федерального
казначейства
А.Н. Кривенец – заместитель
начальника Управления
бюджетного учёта и отчётности
Федерального казначейства
Т.А. Мороз – руководитель
отдела учёта и отчётности,
главный бухгалтер
администрации г. Ставрополя
Е.В. Мухтиярова – заместитель
директора Департамента
бюджетной политики
в отраслях социальной сферы
C.В. Романов – директор
Департамента
бюджетной методологии
Минфина России
Т.В. Саакян – заместитель
директора Департамента
бюджетной методологии
Минфина России
В.В. Сидоренко – директор
Департамента
экономики и финансов
Правительства РФ
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Поздравляем вас с началом летнего сезона. Впереди нас ждёт
отчётность за первое полугодие, и паковать чемоданы для поездки
в отпуск пока рано, однако, согласитесь, яркое солнце и тёплые
деньки прибавляют оптимизма.
Кстати, об отпусках. В этом году при расчёте среднего дневного
заработка для выплаты отпускных и компенсации за неиспользованные
отпуска необходимо применять новое среднемесячное
число календарных дней. Это и другие важные изменения
внесены в Трудовой кодекс РФ. Обзор новаций, а также практики
исчисления выплат читайте в рубриках «Оплата труда»
и «Расчёты».
Своего рода итоги применения на местах положений
Указаний № 65н подводит Игорь Кузьмин, советник государственной
гражданской службы 3-го класса. Из интервью с ним
вы узнаете, какие виды расходов использовать в различных хозяйственных
операциях, их увязка с кодами КОСГУ.
Кроме того, вашему вниманию будут представлены комментарии
эксперта к законодательным нормам об электронной подписи,
антикоррупционным положениям Закона о контрактной
системе, ошибкам при расчёте базы для начисления страховых
взносов.
А также – памятка для бухгалтеров о том, каким образом
нужно заполнять формы при составлении и представлении бухгалтерской
(бюджетной) отчётности.
Наталья Зимина,
руководитель «МЦФЭР Госфинансы»
ISSN 2221-8467
06
9 772221 846149
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ОФИЦИОЗ
Что учесть в работе бухгалтеру, в связи с выходом
новых нормативных правовых актов
БЛИЦОПРОС О САМОМ ВАЖНОМ
Гость номера – Игорь Кузьмин,
Минфин России
МИНФИН РОССИИ ПРИДЕРЖИВАЕТСЯ
ЛИБЕРАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ
Актуальные вопросы применения Указаний № 65н
ПРОБЛЕМА И РЕШЕНИЕ
Дмитрий Жуковский
КОМАНДИРОВКА ЗА СВОЙ СЧЁТ
Анализируем правомерность
действий бухгалтера
ОПЫТ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Юлия Пилюгина
ПРОВЕРЬ СЕБЯ: СДАЁМ ОТЧЁТНОСТЬ
ЗА ПОЛУГОДИЕ
Требования Инструкции № 191н
с учётом пожеланий Минфина России
БУХГАЛТЕРСКИЙ ПРАКТИКУМ
Учёт и отчётность
Татьяна Фисенко
ЧТО И КАК ОТРАЖАЮТ ЗА БАЛАНСОМ
Дополнительные счета, учётная политика,
пример рабочей ситуации
Оплата труда
Елена Абидуева
ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ
УСОВЕРШЕНСТВОВАЛИ
Обзор важных изменений в Трудовом кодексе
2
19
26
15
12
6
4
Налоги
Юлия Юрьева
СТОИТ ЛИ ДОВОДИТЬ ДЕЛО ДО СУДА
ПРИ НЕДОИМКАХ
Причины задолженности
по страховым взносам и санкции фондов
Расчёты
Ангелина Селезнёва
ПОКАЗАТЕЛЬ ДЛЯ РАСЧЁТА ОТПУСКНЫХ
ИЗМЕНИЛСЯ
Нужно ли пересчитывать выплаты
с начала года
Ведомственные особенности
Татьяна Бахтина
ЛОХМАТЫЙ СПЕЦНАЗ
Принимаем на учёт служебных собак
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Илья Водянов
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ:
КОГДА МОЖНО, А КОГДА НУЖНО
Права, обязанности и судебная практика
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
И КОНТРОЛЬ
Елена Пластинина
ЕСЛИ ВОЗНИК КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Антикоррупционные составляющие нашли
отражение и в Законе № 44-ФЗ
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Юлия Котова
ЗАВЫСИЛ БАЗУ – ОФОРМЛЯЙ
«УТОЧНЁНКУ»
Типичные ошибки при расчёте
заработной платы
54
№ 6 • июнь • 2014
50
37
39
45
32
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
БУХГАЛТЕРСКИЕ ИСТОРИИ
Наталия Никишина
А ИСТИНА – В ЯЙЦЕ
Какие выводы могут сделать контролёры
из санитарных норм
КАРЬЕРА, ОБРАЗОВАНИЕ,
КРАСОТА
ЧУДЕСА МАСКИРОВКИ,
ИЛИ КАК ВЫГЛЯДЕТЬ МОЛОЖЕ
Дельные советы от косметолога и стилиста
58
62
ЧИТАЙТЕ В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ
Спорные случаи применения видов расходов и КОСГУ
Выплаты при увольнении: правила новые и старые
Как противостоять претензиям Росприроднадзора
Издатель: ЗАО «МЦФЭР»
Генеральный директор
Для писем:
Максим Межанский
Издательский дом МЦФЭР
Директор Валентин Гирихиди
Главный редактор
«МЦФЭР Госфинансы»
Руководитель
Редакция
Руководитель объединённой редакции
Зам. руководителя
Наталья Зимина
nbzimina@mcfr.ru
Алексей Смирнов
Марина Уткина
mutkina@mcfr.ru
Редактор-эксперт Юлия Кошелева
ykosheleva@mcfr.ru
Выпускающий редактор
Анастасия Сафонова
Вёрстка Галия Жафярова
Группа маркетинга
Руководитель Татьяна Железняк
tzheleznyak@mcfr.ru
Бренд-менеджер Наталья Молчановская
nmolchanovskaja@mcfr.ru
Размещение рекламы
Руководитель
Менеджер
Адрес редакции:
г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17
Тел.: 8 (495) 937-90-80
Наталья Синицина
nsinitsina@mcfr.ru,
тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 27-45
Надежда Ростова
nrostova@mcfr.ru,
тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 23-12
Екатерина Богданова
129164, г. Москва, а/ я 9. E-mail: mp@mcfr.ru
http://www.gosfi nansy.ru, www.profl it.ru
Отдел по работе с клиентами
Тел.: 8 (495) 937-90–82, 933-63-17; факс: 8 (495) 933-52-62
Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62
e-mail: pressa@mcfr.ru
Подписные индексы
«Роспечать» – 83519 (годовой)
«Почта России» – 99085 (годовой)
«Пресса России» – 44834 (годовой)
Редакция не несёт ответственности за содержание рекламных материалов.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале «Казённые учреждения:
учёт, отчётность, налогообложение», допускается только с письменного
согласия редакции.
Свидетельство: ПИ № ФС77-39327 от 30.03.2010.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных
технологий и массовых коммуникаций
Цена свободная
Подписано в печать 25.04.2014. Формат 70 Ч 108 1/16.
Усл. печ. л. 5,6. Тираж 10 000 экз.
Изд. № 6043. Зак. № 372-ОП.
ЗАО «МЦФЭР»
Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25 / 20
Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография № 1».
428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, 15.
Тел.: 8 (8352) 28-77-98, 57-01-87
www.volga-print.ru
© ЗАО «МЦФЭР», 2014
Перечень сокращений
Закон № 83-ФЗ – Федеральный закон от 08.03.2010 № 83-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи
с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных)
учреждений»
Инструкция № 157н – приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н
«Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учёта для государственных
органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления,
органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных
академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его
применению»
Инструкция № 162н – приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н
«Об утверждении Плана счетов бюджетного учёта и Инструкции по его применению»
Инструкция № 191н – приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н
«Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой,
квартальной и месячной отчётности об исполнении бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации»
Указания № 65н – приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении
Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской
Федерации»
КАЗЁННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
3
Стр.5
ОФИЦИОЗ
РУКОВОДИТЕЛЯМ ОГРАНИЧИЛИ ВЫХОДНЫЕ
ПОСОБИЯ
Федеральный закон от 02.04.2014 № 56-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс
Российской Федерации в части введения ограничения размеров выходных пособий,
компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных
категорий работников»
Что учесть в работе. Ограничены размеры
выходных пособий, выплачиваемых
при увольнении лицам, занимающим руководящие
должности. В частности, руководителям,
их заместителям и главным
бухгалтерам государственных внебюджетных
фондов, государственных и муниципальных
учреждений. Совокупный
размер выплачиваемых им выходных пособий,
компенсаций и иных выплат в любой
форме ограничен трёхкратным размером
их среднего месячного заработка (при
этом не учитываются причитающаяся зарплата,
возмещение командировочных расходов,
компенсация за неиспользованный
отпуск и др.). Запрещены выплаты выходных
пособий при увольнении, связанными
с дисциплинарными взысканиями.
РАЗЪЯСНЕНО, ЧЕМ ПОДТВЕРДИТЬ СТАТУС
УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ
Письмо Минэкономразвития России № 7158-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/13590/14 от
04.04.2014 «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения
норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд” к отношениям, связанным с осуществлением закупки у субъектов малого
предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций»
Что учесть в работе. Частью 3 ст. 30
Закона № 44-ФЗ установлено следующее.
При определении поставщиков (подрядчиков,
исполнителей) способами, указанными
в ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ,
в извещениях об осуществлении закупок
устанавливается ограничение в отношении
участников, которыми могут быть
только субъекты малого предпринимательства,
социально ориентированные
некоммерческие организации. В этом
случае участники обязаны декларировать
4
в заявках на участие в закупках свою принадлежность
к данным субъектам.
Таким образом, документом, подтверждающим
право участника открытого
конкурса, электронного аукциона, запроса
котировок, запроса предложений
на получение преимуществ в соответствии
со ст. 30 Закона № 44-ФЗ, является
декларация. Необходимость представления
иных документов, подтверждающих
статус участника, Законом № 44-ФЗ не
предусмотрена.
№ 6 • июнь • 2014
Стр.6
Экспертные разъяснения
всех изменений законодательства
НАЛОГОВИКИ УКАЗАЛИ, ГДЕ НАЙТИ
КОНТРОЛЬНЫЕ СООТНОШЕНИЯ
Письмо ФНС России от 25.03.2014 № 11-1-05/0129@ «О контрольных соотношениях
показателей форм налоговых деклараций по имущественным налогам»
Что учесть в работе. Контрольные соотношения
показателей форм налоговой
декларации размещены на сайте ФНС
России: по земельному налогу в разделе
«Налогообложение в Российской Федерации»
– «Действующие в Российской
Федерации налоги и сборы» – «Местные
налоги» – «Земельный налог»; по транспортному
налогу в разделе «Налогообложение
в Российской Федерации» –
«Действующие в Российской Федерации
налоги и сборы» – «Региональные налоги»
– «Транспортный налог» – «Юридическим
лицам» – «Уплата налога и отчётность»
после размещённого Порядка
заполнения налоговой декларации; по
налогу на имущество организаций в разделе
«Налогообложение в Российской
Федерации» – «Действующие в Российской
Федерации налоги и сборы» – «Региональные
налоги» – «Налог на имущество
организаций» – «Налоговая декларация»
после размещённой формы и порядка заполнения
налоговой декларации.
КАМЕРАЛЬНУЮ И ВЫЕЗДНУЮ ПРОВЕРКИ
МОГУТ ПРОВЕСТИ ОДНОВРЕМЕННО
Письмо ФНС России от 13.03.2014 № ЕД-4-2/4529
Что учесть в работе. ФНС России указала,
что выездная и камеральная проверки
являются самостоятельными и не
зависящими друг от друга формами налогового
контроля. По общему правилу
НК РФ предусматривает запрет на проведение
повторной выездной проверки, за
исключением законодательно установленных
случаев (пп. 5, 10 и 11 ст. 89 НК РФ).
Следовательно, инспекция может одновременно
провести камеральную и выездную
проверки в отношении одного и
того же налога за один и тот же период.
Арбитражные суды придерживаются
аналогичной позиции (см., например,
КАЗЁННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
постановления ФАС Поволжского округа
от 05.03.2013 № А72-5136/2012, ФАС Восточно-Сибирского
округа от 19.07.2012
№ А19-19310/2011). Также отмечено, что
невыявление инспекцией в период выездной
проверки неправомерных действий
налогоплательщика не исключает того, что
они будут установлены и доказаны в процессе
проведения камеральной проверки.
Это связано с тем, что решение о привлечении
(об отказе в привлечении) к ответственности,
принятое по результатам
проверки, является согласно ст. 101 НК РФ
итоговым документом и не подтверждает
правильности исчисления лицом налогов.
5
ОФИЦИОЗ
Стр.7
БЛИЦОПРОС О САМОМ ВАЖНОМ
Гость номера – Игорь Кузьмин,
советник государственной гражданской службы
3-го класса
МИНФИН РОССИИ
ПРИДЕРЖИВАЕТСЯ
ЛИБЕРАЛЬНОЙ
ПОЗИЦИИ
В Указания № 65н регулярно вносятся изменения:
бюджетная классификация, принятая Минфином России
в 2013 г., совершенствуется в соответствии с новыми
законодательными нормами и практикой ведения
бюджетного учёта в субъектах РФ. Мы предложили
нашему эксперту проанализировать наиболее
проблемные точки применения кодов бюджетной
классификации.
Почему так часто у учреждений
и контролирующих органов возникают
разногласия по поводу
применения бюджетной классификации?
–
Одна из причин – непонимание сути
назначения бюджетной классификации.
Зачастую сотрудники Казначейства, территориальных
органов Росфиннадзора,
финорганы субъектов РФ предъявляют
учреждениям претензии такого
рода: в бюджетной классификации
не прописано, к примеру, приобретение
автомобиля или телевизора,
6
соответственно, делать это вы не можете.
То есть бюджетная классификация
рассматривается как некая структура,
порождающая расходные обязательства
бюджета.
Данная позиция в корне неправильная.
Бюджетная классификация не определяет,
можно или нельзя совершить
какую-либо хозяйственную операцию
(купить, отремонтировать и т. д.). Она
…целевые статьи утверждаются
финансовыми органами субъектов
РФ самостоятельно…
№ 6 • июнь • 2014
Стр.8
БЛИЦОПРОС О САМОМ ВАЖНОМ
лишь группирует те операции, которые
учреждения уполномочены совершать
в силу положений закона. На это прямо
указывает ст. 18 Бюджетного кодекса
РФ.
С 2014 г. введена единая для всех
уровней бюджетов классификация
видов расходов. Возникают
ли в связи с этим трудности на
местах?
– Единая для бюджетов бюджетной системы
РФ классификация видов расходов
(данные нормы закреплены в пп. 5, 6 ст. 21
БК РФ) стала следствием введения так называемого
программного бюджета. Напомню,
что соответствующие поправки
были внесены в БК РФ Законом № 104-ФЗ1
До этого перечень видов расходов два
.
года «обкатывался» на федеральном уровне.
В результате был выявлен и устранён
ряд проблем при его применении.
Однако федеральный перечень не
всегда соотносится с кодами классификации,
которые были приняты в субъектах
РФ и муниципалитетах. То есть
получаются нестыковки в расходных
обязательствах. Наша задача – выяснить,
насколько «гладко» применяется единый
перечень в каждом конкретном регионе,
а также найти пути решения возникающих
вопросов (данная работа уже проведена
в Московской области, Уральском
федеральном округе) и при необходимости
разово внести поправки в БК РФ.
Мы сделали очень интересный ход.
В БК РФ закреплены группы и подгруппы
видов расходов, в Указаниях № 65н –
элементы подгрупп. Внести изменения
в приказ Минфина России можно оперативно
(для этого не нужно обращаться
1
В чьи полномочия входит утверждение
кодов целевых статей?
– Целевые статьи расходов являются
уникальным для каждого бюджета показателем,
соответственно, устанавливаются
они финансовыми органами субъектов
РФ самостоятельно, в соответствии
с общими правилами, утвержденными
Указаниями № 65н.
На начало очередного бюджетного цикла
у финансового органа субъекта РФ
должны быть перечни ГРБС в части классификации
расходов, а также целевых
статей. Все остальное: разделы, подразделы,
виды расходов, КОСГУ, направления
расходов в разрезе межбюджетных трансфертов
определяет Минфин России.
Каких основных правил надо придерживаться
при формировании
перечня целевых статьей расходов
федерального бюджета?
– В рамках Указаний № 65н Минфином
России оставлены своего рода коридоры,
в рамках которых можно изменять коды
направления расходов целевых статей.
Так, целевые статьи, 4-й разряд кода
которых начинается с цифры 3, – это
всецело социальные выплаты в пользу
Федеральный закон от 07.05.2013 № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса».
в Госдуму, как в случае с Кодексом или
законом о бюджете). Таким образом, мы
можем своевременно откорректировать
перечень видов расходов, если на уровне
субъектов РФ и муниципалитетов действующей
детализации недостаточно.
Отмечу, что в Указаниях № 65н содержатся
новые элементы видов расходов,
предназначенные сугубо для отражения
затрат региональных и муниципальных
бюджетов.
КАЗЁННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
7
Стр.9