Закупки по контракту жизненного цикла
О необходимости внедрения контрактов жизненного цикла
(КЖЦ) в нашей стране заявлялось уже давно на самом высоком государственном
уровне. Еще до непосредственного вступления в силу
Закона о КС Правительство РФ подготовило постановление
об определении случаев заключения КЖЦ. Однако по определенным
причинам до сих пор такие контракты не получили широкого
распространения. Между тем у КЖЦ существуют неоспоримые
плюсы: отсутствие размывания ответственности за результат между
звеньями всей цепи его исполнения, минимизирующее риски задержки
срока реализации проекта, а также экономия заказчика
на необходимости содержать собственные кадры, управляющие проектом,
и необходимости проводить конкурентные процедуры на каждом
этапе реализации проекта. Именно этой важной теме посвящен
центральный материал нынешнего номера. В нем говорится об особенностях
КЖЦ – о том, как расходы на эксплуатацию могут быть
применены в практике закупок: их учете при подготовке техзадания,
на стадии оценки заявок, в договоре по итогам закупки.
Также в номере: продолжение ответов на вопросы, связанные
с применением ст. 93 Закона о КС; случаи и отдельные закупки,
не подпадающие под действие Закона № 223-ФЗ; типичные нарушения,
связанные с применением банковских гарантий; закупки
на услуги нотариуса в рамках Закона о контрактной системе; импортозамещение
в регулируемых закупках; способы закупки работ
в сфере строительства и дополнительные требования к участникам
таких закупок и др.
Руководитель «МЦФЭР Госзаказ»
Евгений Красавин
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
СОБЫТИЯ И ФАКТЫ
ОФИЦИАЛЬНО О ЗАКУПКАХ
Бурунский С.В., Дыкин А.Ю.
Вопросы, связанные с применением ст. 93
Закона о контрактной системе
Цуканов И.А.
Случаи и закупки,
не подпадающие под действие
Закона № 223-ФЗ
ПРАКТИКУМ ПО ЗАКУПКАМ
Официальная позиция
Баширова Д.М.
Типичные нарушения,
связанные с применением
банковских гарантий
21
Бюджетный кодекс РФ
Градостроительный кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
Кодекс РФ об административных правонарушениях
Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота)
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг
ОК 004-93, утв. постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17
Общероссийский официальный сайт в сети Интернет для размещения информации
о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг
для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд
Социально ориентированные некоммерческие организации
Субъекты малого предпринимательства
Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц»
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Федеральный закон от 04.06.2014 № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд”»
Федеральный закон от 31.12.2014 № 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд”»
Федеральный закон от 31.12.2014 № 519-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона
“О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации”»
Электронная торговая площадка
2
4
9
15
Трофимовская А.В., Фатин М.В.
Закупки услуг нотариуса
в рамках Закона о контрактной
системе
Обмен опытом
Ермакова А.В.
Закупки по контракту
жизненного цикла:
применение расходов
на эксплуатацию
Казанцев Д.А.
Импортозамещение
в регулируемых закупках:
проблемы и возможности
Казарина М.В.
Особенности требований
к обеспечению исполнения
контрактов в 2015 г.
Список сокращений, используемых в журнале
–БК РФ
– ГрК РФ
–ГК РФ
– КоАП РФ
– НМЦК
–ОКДП, ОКПД
–Официальный сайт,
ООС
– СО НКО
– СМП
– Закон № 94-ФЗ
–Закон № 223-ФЗ
– Закон о контрактной
системе, КС
–Закон № 140-ФЗ
–Закон № 498-ФЗ
–Закон № 519-ФЗ
– ЭТП
36
42
30
28
№ 5 / 2015
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Окладников О.А.
По вопросу отстранения участника
закупки на этапе заключения
контракта
в результате проведения электронного
аукциона
ТЕРРИТОРИЯ ЗАКУПОК
Альбицкий П.К.
Способы закупки работ
в сфере строительства
и дополнительные требования
к участникам таких закупок
Бабко Н.В
Организация эффективного
механизма нормирования
госзакупок
в соответствии с требованиями
законодательства о КС
54
Знак-указатель на документы,
полный текст которых
приводится на портале
www.pro-goszakaz.ru
Учредитель и издатель:
ЗАО «МЦФЭР»
Генеральный директор
Издательский дом МЦФЭР
Директор
Первый заместитель директора,
главный редактор
МЦФЭР Госзаказ
Руководитель
Редакция
Главный редактор
Ведущий редактор
Редактор-эксперт
Выпускающий редактор
Дизайн
Верстка
Группа маркетинга
Руководитель
Ведущий бренд-менеджер
Бренд-менеджер
Размещение рекламы
Руководитель
Максим Межанский
Валентин Гирихиди
Екатерина Богданова
Евгений Красавин
ekrasavin@mcfr.ru
Ирина Склярова
isklyarova@mcfr.ru
Александр Кузнецов
akuznecov@mcfr.ru
Валерия Красных
vkrasnykh@mcfr.ru
Марина Козырева
Ольга Сутемьева
Светлана Титова
Наталья Черняева
nchernyaeva@mcfr.ru
Татьяна Рогава
trogava@mcfr.ru
Павел Кушнарев
pkushnarev@mcfr.ru
Наталья Синицина
nsinitsina@mcfr.ru
Адрес редакции
127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17
Для писем
129164, г. Москва, а/я 9
E-mail: goszakaz@mcfr.ru
Подписные индексы в каталогах на полугодие
Комплект: журнал с приложением
«Роспечать» – 37293; «Почта России» – 10281;
«Пресса России» – 88526.
Служба клиентской поддержки
Тел.: 8 (495) 933-63-22, 937-90-82.
Факс: 8 (495) 933-52-62.
Е-mail: ap@mcfr.ru
Претензии по доставке направляйте
по факсу: 8 (495) 933-52-62.
Е-mail: pressa@mcfr.ru
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале «Госзакупки.ру.
Официальная информация. Письма. Комментарии. Административная
практика», допускается только с письменного согласия редакции
Свидетельство: ПИ № ФС77-38738 от 22.01.2010
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
Цена свободная
Подписано в печать 17.04.2015. Дата выхода в свет 08.05.2015.
Формат 60 Ч 90 / 8. Печать офсетная. Бумага мелованная. Усл. печ. л. 8,0.
Тираж 15 000 экз. Изд. № 7025. Заказ № 1530
ЗАО «МЦФЭР»
Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25 / 20
Отпечатано в АО «Первая Образцовая типография»
Филиал «Чеховский Печатный Двор»
142300, Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов, д. 1
www.chpk.ru, e-mail: salas@chpk.ru, тел./факс: 8 (499) 270-73-59
© ЗАО «МЦФЭР», 2015
45
48
АДМИНИСТРАТИВНАЯ
ПРАКТИКА
Толстобоков О.Н.
Нарушения регламентированных
сроков публикации информации
на ООС:
практика контроля
ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ
Пишите – ответим
56
61
№ 5 / 2015
3
ISSN 2079-3987
05
9 772079 398159
Стр.5
СОБЫТИЯ И ФАКТЫ
РАЗРАБОТАН ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН О КС
Минэкономразвития России совместно с Минфином
и Минпромторгом России в соответствии
с п. 15 Плана первоочередных мероприятий по
обеспечению устойчивого развития экономики
и социальной стабильности в 2015 г., утвержденного
распоряжением Правительства РФ
от 27.01.2015 № 98-р, разработан Проект федерального
закона «О внесении изменений в Федеральный
закон “О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд”». Законопроект
опубликован на портале regulation.gov.ru.
Законопроектом устанавливается возможность
заключения на основании акта Правительства РФ
федеральным органом исполнительной власти или
органом исполнительной власти субъекта РФ с поставщиком
товара, являющимся российским юридическим
лицом, соглашения о локализации производства
товаров на срок до семи лет.
Согласно пояснительной записке к законопроекту
в целях стимулирования заключения соглашений
о локализации производства предусмотрено,
что в течение срока его действия определенные
актом Правительства РФ заказчики будут вправе
закупать товары, производство которых создается
на территории Российской Федерации, у производителя
как у единственного поставщика.
В соглашении о локализации производства будут
определены обязательства поставщика, касающиеся:
– осуществления инвестиций, направленных на
создание или модернизацию и (или) освоение
производства товара на территории РФ;
– наличия конструкторской документации, необходимой
для производства товара, в собственности
поставщика; объема проводимых
поставщиком научно-исследовательских работ;
– перечня технологических операций, которые
будут осуществляться на территории РФ
при производстве товара.
При этом с целью снижения финансовой нагрузки
на поставщика предоставление обеспечения
исполнения контрактов, заключенных на основании
соглашения о локализации, в случае отсутствия
авансирования не требуется.
Кроме того, проектом федерального закона
поставщику гарантируется неизменность существенных
условий соглашения о локализации производства.
НА
ГОССОВЕТЕ РЕШИЛИ ПОДДЕРЖАТЬ СМП ГОСЗАКУПКАМИ
На заседании Госсовета министр экономического
развития Алексей Улюкаев рассказал о новых мерах
по обеспечению доступа малых и средних предприятий
к государственному заказу.
С июля этого года планируется приступить
к практике квотирования заказов на работы и услуги
для малого бизнеса для государственных компаний,
компаний с государственным участием и государственных
корпораций. Устанавливается прямая
10-процентная квота и еще плюс 8-процентная косвенная
квота через субподрядчиков для этих предприятий.
4
Планируется
создать систему подтверждения
принадлежности участников закупок к системе малых
и средних предприятий. Для этого предлагается
создать систему определения статуса субъектов
малого и среднего предпринимательства в форме
единого реестра.
Также предполагается создание единого интегратора
всех форм государственной поддержки
малого и среднего предпринимательства.
Этой новой структуре, которая выполняла бы
функции агентства государственного развития
малого и среднего предпринимательства, мо№
5 / 2015
Стр.6
СОБЫТИЯ И ФАКТЫ
гут передать ряд других полномочий. В частности,
в рамках определения плановых закупок
естественных монополий, государственных
компаний и компаний с госучастием, в рамках
Закона № 223-ФЗ; в части соблюдения тех
квот для малого и среднего бизнеса, которые
устанавливаются и для государственного муниципального
заказа, и для заказа упомянутых
государственных компаний; в части определения
критериев допуска к планам импортозамещения
и иным формам государственной
поддержки.
По предложенным нововведениям будет подготовлен
указ Президента РФ.
МИНПРОМТОРГ ПРЕДЛОЖИЛ ОБЛЕГЧИТЬ ДОСТУП ТОВАРОВ
ИЗ ЕАЭС К ЗАКУПКАМ
Минпромторг России опубликовал проект
постановления Правительства РФ «О внесении
изменений в постановление Правительства РФ
от 24.12.2013 № 1224 «Об установлении запрета
и ограничений на допуск товаров, происходящих
из иностранных государств, работ (услуг),
выполняемых (оказываемых) иностранными лицами,
для целей осуществления закупок товаров,
работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности
государства» (далее – Постановление)
Согласно пояснительной записке Постановление
устанавливает запрет и ограничение на
допуск товаров, происходящих из иностранных
государств, а также подтверждения отсутствия
производства на территории Российской
Федерации товаров по перечню согласно приложению
к данному Постановлению. Оно было
принято в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона
о контрактной системе, а также во исполнение
п. 2 протокола совещания у Председателя Правительства
РФ от 24.07.2013 № ДМ-П9-55пр
по вопросу разработки проектов нормативноправовых
актов, которые направлены на повышение
эффективности реализации механизма
контроля закупок станко-инструментальной
продукции для нужд обороны страны и безопасности
государства.
В соответствии с Протоколом о порядке
регулирования закупок (приложение № 25
к Договору о Евразийском экономическом союзе
от 29.05.2014), а также в связи с обращением
стран – участниц Евразийского экономического
№ 5 / 2015
союза (далее – ЕАЭС) в Постановление вносятся
изменения в части отмены изъятий из национального
режима для стран – участниц ЕАЭС в отношении
товаров, указанных в Перечне согласно
приложению к Постановлению (далее – Перечень).
В связи с отменой изъятий из национального
режима для стран ЕАЭС указанные изменения
предполагают разработку нового порядка
подтверждения отсутствия производства товаров,
указанных в Перечне, на территории стран –
участниц ЕАЭС.
В этой связи изменениями в Постановление
предусматривается отлагательное условие, предполагающее
согласование порядка подтверждения
отсутствия производства товаров, указанных
в Перечне, на территории стран – участниц
ЕАЭС, в соответствии с которым Минпромторгу
России необходимо провести в срок не позднее
IV квартала 2015 г. консультации с заинтересованными
органами исполнительной власти
стран – участниц ЕАЭС по вопросу определения
механизма подтверждения отсутствия производства
товаров, указанных в Перечне, на территории
стран – участниц ЕАЭС.
Одновременно предлагается актуализировать
действующий вариант перечня товаров, в отношении
которых требуется подтверждение отсутствия
их производства на территории Российской
Федерации, дополнив его, в частности, сварочным
и гальваническим оборудованием, подъемно-транспортным
оборудованием и другими позициями.
5
Стр.7
СОБЫТИЯ И ФАКТЫ
В ГОСДУМУ ВНЕСЕН ЗАКОНОПРОЕКТ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТ. 93 ЗАКОНА О КС
В Госдуму внесен на рассмотрение законопроект
о внесении изменений в ст. 93 Закона о КС.
Он расширит перечень случаев, когда закупка может
осуществляться у единственного поставщика
(подрядчика, исполнителя), отнеся к ним случай,
когда производство товара, выполнение работы,
оказание услуги осуществляются организацией
инвалидов, отвечающей требованиям ч. 2 ст. 29
Закона о контрактной системе.
Как говорится в пояснительной записке к документу,
действующей редакцией Закона о КС предусмотрено,
что организациям инвалидов, отвечающим
установленным указанным федеральным
законом требованиям, являющимся участниками
закупок, предоставляются следующие преимущества:
при определении поставщиков (подрядчиков,
исполнителей), за исключением случая, если закупки
осуществляются у единственного поставщика
(подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять
преимущества в отношении предлагаемой
ими цены контракта в размере до 15% в установленном
Правительством РФ порядке и в соответствии
с утвержденными Правительством РФ
перечнями товаров, работ, услуг, а в случае, если
победителем признана указанная организация,
контракт по требованию победителя заключается
по предложенной им цене с учетом преимущества
в отношении цены контракта, но не выше начальной
(максимальной) цены контракта, указанной
в извещении об осуществлении закупки (ст. 29).
В целях оказания дополнительной поддержки
организациям инвалидов, являющимся участниками
закупок, проектом федерального закона
«О внесении изменения в статью 93 Федерального
закона “О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд”» предлагается
дополнить перечень случаев, когда закупка
может осуществляться у единственного поставщика
(подрядчика, исполнителя), отнеся к ним
случай, когда производство товара, выполнение
работы, оказание услуги осуществляются организацией
инвалидов, отвечающей требованиям
ч. 2 ст. 29 Закона о контрактной системе,
в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг,
утвержденным Правительством РФ.
РЕГЛАМЕНТ ПОМОЖЕТ РОСГРАНИЦЕ ДЕЙСТВОВАТЬ В РАМКАХ
ЗАКОНА О КС
Недавно опубликован приказ Федерального
агентства по обустройству государственной границы
РФ, утверждающий регламент проведения
мероприятий ведомственного контроля в сфере
закупок. Документ регулирует контроль Росграницы
в сфере закупок и создан в целях соответствия
Закону о контрактной системе.
Приказом Федерального агентства по обустройству
государственной границы РФ от 24.03.2015
№ 65-ОД «Об утверждении Регламента проведения
ведомственного контроля в сфере закупок то6
варов,
работ, услуг для обеспечения федеральных
нужд» установлены правила взаимодействия сотрудников
Росграницы с подведомственными заказчиками.
В числе последних указаны территориальные
органы ведомства и ФГКУ Росгранстрой.
Регламентом четко прописан порядок проверок
в отношении подведомственных заказчиков
и лиц, ими уполномоченных, а также – порядок
совместных действий с подведомственными
заказчиками для осуществления ведомственного
контроля. Отдельными пунктами утвержде№
5 / 2015
Стр.8
СОБЫТИЯ И ФАКТЫ
ны план проведения проверок, список оснований
для внеплановых проверок, сроки выполнения
положений Регламента и план по устранению
выявленных в результате проверок нарушений.
В частности, регламент предусматривает создание
ведомственной комиссии по проведению
проверки соблюдения законодательства о контрактной
системе. Оговорены периодичность мероприятий
по проверке, состав комиссии и критерии
отбора членов комиссии. Определен перечень
полномочий лиц, осуществляющих ведомственный
контроль.
ГОСТ Р 56002-2014 ВПЕРВЫЕ ПРИМЕНЕН В КОНКУРСНОЙ
ДОКУМЕНТАЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСЗАКУПОК
ГОСТ Р 56002-2014 «Оценка опыта и деловой репутации
строительных организаций» введен в качестве
критерия отбора исполнителей заказа на выполнение
работ по капитальному ремонту лифтового
оборудования в многоквартирных домах
Санкт-Петербурга. Инициатором выступила некоммерческая
организация «Фонд – региональный
оператор капитального ремонта общего имущества
в многоквартирных домах». При принятии решения
конкурсная комиссия будет учитывать в т. ч. нематериальные
оценочные критерии претендентов в рамках
соответствия стандарту ГОСТ Р 56002-2014.
Напомним, ГОСТ Р 56002-2014 был разработан
Техническим комитетом по стандартизации
ТК 066 «Оценка опыта и деловой репутации предприятий»
и включен в национальную базу стандартов
в 2014 г. Это первый стандарт в линейке
нового типа, нацеленного на развитие репутационно-ориентированного
подхода к ведению бизнеса
на национальном рынке. Важнейшей задачей
при внедрении ГОСТ Р 56002-2014 в качестве
инструмента предквалификации Технический
комитет по стандартизации ТК 066 видит повышение
качества и безопасности. В данном случае
речь идет об обеспечении качества и безопасности
в сфере строительства или ремонта объектов
капитального характера.
«Доверие к системе оценки деловой репутации
призвана обеспечить национальная репутационная
комиссия, созданная при ТК с участием
всех заинтересованных представителей профессионального
сообщества», – сообщил председатель
ТК 066 Владимир Шахов.
На сегодняшний день проведение оценки на
соответствие ГОСТ Р 56002-2014 осуществляют
ЗАО «Институт деловой репутации», Всероссийский
научно-исследовательский институт сертификации
и Единый центр поддержки строителей.
Все о Госзаказе. Выбирайте свой комплект
профессиональных журналов
Следите за развитием реформы и текущими изменениями
в законодательстве
Будьте в курсе самых острых и актуальных вопросов отрасли
Возможны два варианта комплектации журналов
Узнайте подробности и выберите удобный для вас способ подписки
В редакции: 8 (495) 937-9082 или ap@mcfr.ru
В интернет-магазине: www.proflit.ru/goszakaz
На почте по каталогам: «Роспечать» – 37308, «Почта России» – 84419, «Пресса России» – 89029
Больше
информации
по выгодной
цене!
№ 5 / 2015
7
Реклама
Стр.9