ш
На правах рукописи
ЛАВШУК Дмитрий Алексеевич
ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕХНИКИ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОСНОВЕ
ДАННЫХ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ
ДЕЙСТВИЙ
13.00.04 -теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
01.02.08 - биомеханика
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2007
Работа выполнена на кафедре теории и методики физического воспитания
Учреждения образования «Могилевский государственный университет
им. <...> А.Л.Кулешова»
Научный руководитель:
Доктор педагогических наук, доцент, Загревский Валерий Иннокентьевич
Официальные оппоненты:
Доктор педагогических наук, профессор Гавердовский Юрий Константинович
Кандидат педагогических наук, профессор Фураев Александр Николаевич
Ведущая организация:
Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта
Т000005111
Ц О Б по Ф К и С
РГАФК
Защита состоится «10» апреля 2007 года в «Е? <...> До последнего времени исследования, про
водимые в области биомеханики двигательных действий, сводились, в основном, к
биомеханическому анализу, т.е. к изучению уже известных форм движений на основе
данных оптической регистрации спортивных упражнений. <...> Подобный подход биоме
ханического исследования техники спортивных упражнений можно представить в ви
де следующей методологической цепочки: освоенное двигательное действие - биоме
ханический анализ - выводы и рекомендации по совершенствованию техники упраж
нений и методики обучения им. <...> В настоящее время запросы практики спортивной деятельности требуют прин
ципиально иного подхода в области теории построения движений: недостаточно ог
раничиваться анализом уже известных форм движений, а необходимо разрабатывать
технику упражнений с заранее заданными качествами и свойствами. <...> Методологиче
ская цепочка взаимосвязи науки и практики выглядит в этом случае следующим <...>
Оптимизация_техники_гимнастических_упражнений_на_основе_данных_имитационного_моделирования_двигательных_действий..pdf
ш
На правах рукописи
ЛАВШУК Дмитрий Алексеевич
ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕХНИКИ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОСНОВЕ
ДАННЫХ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ
ДЕЙСТВИЙ
13.00.04 -теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,
оздоровительной и адаптивной физической культуры
01.02.08 - биомеханика
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Москва - 2007
Стр.1
Работа выполнена на кафедре теории и методики физического воспитания
Учреждения образования «Могилевский государственный университет
им. А.Л.Кулешова»
Научный руководитель:
Доктор педагогических наук, доцент, Загревский Валерий Иннокентьевич
Официальные оппоненты:
Доктор педагогических наук, профессор Гавердовский Юрий Константинович
Кандидат педагогических наук, профессор Фураев Александр Николаевич
Ведущая организация:
Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта
Т000005111
ЦОБ по ФКиС
РГАФК
Защита состоится «10» апреля 2007 года в «Е?-00» часов на заседании диссертационного
совета но защите диссертаций Д. 311.003.01 при Российском государственном
университете физической культуры, спорта и туризма по адресу: 105122, Москва,
Сиреневый бульвар, 4, ауд. 603.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке
Российского государственного университета
физической культуры, спорта и туризма
Автореферат разослан
Ученый секретарь
диссертационного совета
«
»
2007 г.
Шалманов А. Л.
Стр.2
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертации. До последнего времени исследования, проводимые
в области биомеханики двигательных действий, сводились, в основном, к
биомеханическому анализу, т.е. к изучению уже известных форм движений на основе
данных оптической регистрации спортивных упражнений. Подобный подход биомеханического
исследования техники спортивных упражнений можно представить в виде
следующей методологической цепочки: освоенное двигательное действие - биомеханический
анализ - выводы и рекомендации по совершенствованию техники упражнений
и методики обучения им. В то же время, здесь уместно отметить определенную
ограниченность данного подхода, которая заключается прежде всего уже в том аспекте
вопроса, какое место занимает научное исследование в методологической цепочке
взаимосвязи науки и практики: первоначально на практике осваивается какое-либо
движение, а лишь затем оно подвергается биомеханическому анализу.
В настоящее время запросы практики спортивной деятельности требуют принципиально
иного подхода в области теории построения движений: недостаточно ограничиваться
анализом уже известных форм движений, а необходимо разрабатывать
технику упражнений с заранее заданными качествами и свойствами. Методологическая
цепочка взаимосвязи науки и практики выглядит в этом случае следующим образом:
биомеха)шческий синтез исследуемого движения - биомеханический анализ - выводы
и практические рекомендации - освоение двилсения. То есть коренным образом
меняется место и роль научного исследования в процессе обучения. Вместо констатирующего
фактора оно косит прогнозирующий характер с активным участием непосредственно
в учебно-педагогическом и тренировочном процессах.
Исследования в данном направлении уже проводились рядом авторов
(П.Г.Бордовский, 1986; С.П.Евсеев и др., 1985; В.И.Загревский, 1982, 1994;
А.В.Зинковский, 1977, 1983, 1988; В.Т. Назаров, 1973, 1974). Однако, и в настоящее
время синтез движений человека на ПЭВМ не получил достаточно широкого распространения.
Объект
исследования - процесс совершенствования техники упражнений в
спортивной гимнастике.
ражнепкй с использован^^иатематических моделей.
Предмет «сс^едовйшмя^-чр^уттгт^в^ш^стДэвания техники гимнастических упП~
м с П \ '• >';'; &*Лг*Т
Стр.3
4
Цель исследования. Цель диссертационной работы заключалась в теоретическом
обосновании применения математических моделей для совершенствования техники
больших оборотов назад и вперед на перекладине и в создании программной
компьютерной системы, позволяющей синтезировать оптимальное управление движениями
биомеханических систем в вычислительном эксперименте на ЭВМ.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что имитационное моделирование
движений человека на ЭВМ позволит получить не просто различные варианты
технических действий спортсмена, но и сконструировать оптимальную биомеханическую
структуру изучаемых движений индивидуально для каждого исполнителя
с учетом его антропометрических особенностей и уровня силового потенциала.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели нам необходимо было
решить следующие задачи:
1. Выявить биомеханические закономерности построения рациональной техники
большого оборота назад и большого оборота вперед на перекладине.
2. Разработать алгоритмы автоматизированного построения расчетных моделей
анализа и синтеза движений биомеханических систем на ЭВМ.
3. Обосновать и построить оптимальную технику изучаемых упражнений с учетом
масс-инерционпых характеристик и силовых ресурсов каждого из исполнителей.
4. Обосновать возможность совершенствования техники больших оборотов назад
и вперед на перекладине, на основе математических моделей оптимизации в педагогическом
эксперименте.
Методология и методы проведения исследования,
Методологическую основу исследования составляют: учение П.К.Анохина о
функциональной системе; теория построения движений Н.А.Бернштейна; системный
подход изучения исследуемых процессов; теоретические положения о взаимосвязи
обучения и воспитания; концепция ведущих элементов двигательных действий
(В.Т.Назаров,
1970) и построения целенаправленных движений человека
(Г.В.Коренев, 1974), формирование программного управления на кинематическом и
динамическом уровнях в математических моделях синтеза движений человека на
ПЭВМ(В.И.За1ревский, 1994)).
В работе использовались следующие методы:
1. Анализ литературных источников.
2. Видеосъемка спортивных упражнений.
Стр.4
5
3. Компьютерная обработка видеоматериалов регистрации движений спортсменов
и построение видеограмм упражнений на ПЭВМ.
4. Аналитический метод определения геометрии масс тела человека.
5. Аналитический расчет биомеханических характеристик движения.
6. Механико-математический метод моделирования динамических систем.
7. Математические методы оптимизации движений биомеханических систем.
8. Вычислительные эксперименты на ПЭВМ.
9. Педагогический эксперимент.
10. Методы математической статистики для обработки результатов вычислительных
и педагогических экспериментов.
Организация исследования. Первый этап исследования включал в себя анализ
литературных источников, а также выбор и разработку методов проведения исследования,
была разработана методика выполнения промеров по данным видеосъемки.
Второй этап исследования заключался в разработке математической модели синтеза
движений биомеханической системы для построения оптимальной техники спортивных
упражнений. Па третьем и четвертом этапах исследования была разработана и
протестирована компьютерная программа для поиска оптимальной техники спортивных
упражнений. Пятый этап исследования проводился в русле констатирующего педагогического
эксперимента, в котором принимало участие 46 испытуемых. Цель
проведения — сравнительный биомеханический анализ решения двигательных задач
со сформированным двигательным навыком и с поставленной двигательной задачей.
На шестом этапе исследования изучался вопрос возможности совершенствования
техники модельных упражнений у группы наиболее квалифицированных спортсменов,
принимавших участие в констатирующем педагогическом эксперименте. Для
выявления возможности совершенствования кинематической структуры упражнений
применялся метод компьютерной оптимизации движений. На седьмом этапе исследования
проводился сравнительный педагогический эксперимент., в котором приняло
участие 16 юных гимнастов в возрасте 13-14 лет. Обучение упражнениям в контрольной
и экспериментальной группах проводилось по общепринятой методике, но для
исполнителей экспериментальной группы, предварительно, в вычислительном эксперименте
на ПЭВМ, были построены оптимальные траектории с учетом индивидуальных
антропометрических особенностей и силовых ресурсов спортсменов. Для контрольной
группы эталонная техника упражнений не конструировалась.
Стр.5