ГОСЗАКАЗ
Учредитель и издатель –
ЗАО «МЦФЭР»
Генеральный
директор
Директор
Главный редактор
Максим Межанский
Валентин Гирихиди
Екатерина Богданова
МЦФЭР Госзакупки
Руководитель
Редакция
Главный редактор
Ведущий редактор
Редакторы-эксперты
Выпускающий редактор
Дизайн
Верстка
Евгений Красавин
ekrasavin@mcfr.ru
Ирина Склярова
isklyarova@mcfr.ru
Александр Кузнецов
akuznecov@mcfr.ru
Сергей Кичанов,
Валерия Красных
Надежда Ткачева
Ирина Дороднова
Светлана Титова
Адрес редакции
127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17
Тел.: 8 (495) 937-90-80, www.pro-goszakaz.ru
www.proflit.ru
Для писем
129164, г. Москва, а/я 9
E-mail: goszakaz@mcfr.ru
Подписные индексы
«Роспечать» – 35681; «Почта России» – 99747;
«Пресса России» – 88321
Группа маркетинга
Руководитель
Ведущий бренд-менеджер
Бренд-менеджер
Размещение рекламы
Руководитель
Менеджер по работе
с клиентами
Наталья Черняева
nchernyaeva@mcfr.ru
Татьяна Рогава
trogava@mcfr.ru
Павел Кушнарев
pkushnarev@mcfr.ru
Наталья Синицина
nsinitsina@mcfr.ru
Надежда Ростова
nrostova@mcfr.ru
Отдел по работе с клиентами
Тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17;
факс: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru
Претензии по доставке направляйте
по факсу: 8 (495) 933-52-62
Редакция не несет ответственности за содержание
рекламных материалов.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале
«Госзаказ в вопросах и ответах», допускается
только с письменного согласия редакции.
Свидетельство: ПИ № ФС77-34952.
Выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций.
Цена свободная.
Подписано в печать 03.09.2014.
Дата выхода в свет 19.09.2014.
Формат 70 Ч 108 1/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная.
Усл. печ. л. 8,4. Тираж 10 000 экз.
Изд. № 6457. Зак. № К-1626.
ЗАО «МЦФЭР»
Юридический адрес: 129090, г. Москва,
ул. Щепкина, д. 25/20.
Отпечатано в ГУП ЧР «ИПК «Чувашия».
428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары,
пр-т И. Яковлева, д. 13.
© ЗАО «МЦФЭР», 2014
Отсутствует конкуренция: как быть?
Одной из основых целей законодательства о государственных
закупках и во время действия Закона
№ 94-ФЗ, и на сегодняшний день является обеспечение
конкуренции между поставщиками, которая
позволит получить наиболее качественный товар,
работу, услугу и эффективно потратить бюджетные
средства. Но, к сожалению, проблема недостаточного
предложения сохранилась и по сей день. Чем это
обусловлено, каким образом избежать ограничения
и привлечь как можно больше участников, составляя
документацию о закупке, можно прочитать в первой
статье этого номера.
К острым проблемам относится увеличение размера
обеспечения исполнения контракта при выплате
поставщику аванса. Это также приводит к снижению
количества или полному отсутствию заявок на
участие в закупочной процедуре. Поэтому мы создали
материал формата «Рабочая ситуация», в котором
эксперты электронной системы «Госзаказ» разъясняют,
как лучше поступить в такой ситуации.
Законом о контрактной системе было введено
понятие контракта жизненного цикла, но несмотря
на практичность и эффективность такого вида
контрактов, на сегодняшний день они почти не заключаются.
О проблемах при заключении контракта
жизненного цикла при закупке работ по проектированию
и строительству подробно рассказывается во
второй статье в рубрике «Заказчику».
Для тех, кто работает по Закону № 223-ФЗ,
мы опубликовали очень полезную с практической
точки зрения статью, в которой на конкретном примере
проанализированы часто допускаемые заказчиками
ошибки при составлении положения о закупке.
Евгений Красавин,
руководитель «МЦФЭР Госзаказ»
в вопросах и ответах
№ 10
2014
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАКАЗЧИКУ
Комментарии специалистов
• Закупки в условиях недостаточного предложения:
рыночные методы решения проблемы
• Закупки работ по проектированию и строительству в рамках контрактов
жизненного цикла
Планирование закупки
Проведение закупки
Способы закупки
• Рабочая ситуация. Аванс и обеспечение исполнения контракта
• Закупка на оказание услуг по железнодорожной перевозке топлива
Подготовка документации
• Расчет срока действия контракта
• Окончание срока предоставления участникам разъяснений положений
документации
Допуск и оценка заявок
• Признание победителя уклонившимся от заключения контракта
• Недопуск заявок на выполнение работ, для которых используется товар
• Допуск заявок на поставку питания
Контракт 41
• Указание цены в форме отчета об исполнении контракта
• Замена материалов в ходе выполнения работ
Проверь себя: тест
47
35
29
8
8
13
21
Планы-графики 21
• Увеличение объема закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о КС
24
24
ПОСТАВЩИКУ
Комментарии специалистов
• Нарушение порядка заключения, изменения, расторжения контракта
• Госзакупки – полностью в электронном виде и на новых территориях
Подготовка заявки
• Дополнительные требования к участникам закупки
50
50
60
62
Задавайте вопросы:
goszakaz@mcfr.ru
Стр.4
Содержание 3
Подача заявок
• Подтверждение отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков
• Предоставление ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа,
лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа
участника открытого конкурса
67
Эффективные закупки: Закон № 223-ФЗ
Комментарии специалистов
• Включение неправомерных условий в положение о закупке
Эффективные закупки
• Применение положения о закупке другого общества
• Возмещение сотрудникам расходов на аренду жилья
• Проведение аудита организации, в уставный капитал которой входит только доля
муниципальной собственности либо доля государственной собственности
не превышает 25%
Проверь себя: тест
86
72
72
78
КОММЕНТАРИИ ВЕДОМСТВ
Ответы Минэкономразвития России
• Письмо № Д28и-286
• Письмо № Д28и-452
• Письмо № 2516-ЕЕ/Д28и
90
Все ответы отражают конкретные ситуации, сложившиеся у заказчиков
и поставщиков на практике, и носят лишь рекомендательный характер
goszakaz@mcfr.ru
Задавайте вопросы:
Стр.5
4
Список сокращений и аббревиатур,
используемых в журнале
БК РФ – Бюджетный кодекс РФ
ГК РФ – Гражданский кодекс РФ
ГрК РФ – Градостроительный кодекс РФ
Закон № 94-ФЗ – Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд»
Закон № 223-ФЗ – Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках
товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц»
Закон о контрактной
системе, КС – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд»
КоАП РФ – Кодекс РФ об административных правонарушениях
ОКПД – «ОК 034-2007. Общероссийский классификатор
продукции по видам экономической деятельности»
ОКДП – «ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов
экономической деятельности, продукции и услуг»
ООС – Общероссийский официальный сайт zakupki.gov.ru
НМЦК – начальная (максимальная) цена контракта
СМП – субъекты малого предпринимательства
СОНО – социально ориентированные некоммерческие организации
СРО
– саморегулируемая организация
ЕИС – единая информационная система
Перечень № 2019-р – Перечень товаров работ, услуг, в случае осуществления
закупок которых заказчик обязан проводить
аукцион в электронной форме, утвержденный
распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013
№ 2019-р
Закон № 140-ФЗ – Федеральный закон от 04.06.2014 № 140-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон “О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд”»
Задавайте вопросы:
goszakaz@mcfr.ru
№ 10-2014
Стр.6
Азбука госзаказа
В ходе осенней сессии Госдума рассмотрит новые поправки
в Закон о контрактной системе
Во время осенней сессии Государственная Дума рассмотрит сразу несколько поправок
в Закон о контрактной системе. Тексты законопроектов опубликованы на сайте нижней
палаты Парламента.
В октябре депутаты рассматривают изменения в части участия сельскохозяйственных
товаропроизводителей в закупках (законопроект № 454714-6).
В ноябре – поправки в части установления требований к участникам закупки (законопроект
№ 405022-6) и уточнения отдельных положений об осуществлении закупок (законопроект
№ 467816-6).
В декабре – изменения в ст. 83 и 93 Закона о контрактной системе в части осуществления
закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (законопроект
№ 502221-6).
Кр оме того, Минэкономразвития России подготовило проект поправок в Закон о контрактной
системе, предусматривающий переход на электронные процедуры определения
поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных
нужд. Планируется, что они вступят в силу с начала 2015 г.
Пенсионный фонд РФ утвердил регламент контроля в сфере закупок
П остановлением Правления ПФР от 07.03.2014 № 29п «Об утверждении Регламента проведения
ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд» о пределен
порядок осуществления Пенсионным фондом РФ и его отделениями ведомственного контроля
за соблюдением законодательства в сфере госзакупок в отношении территориальных
органов ПФР и Информационного центра персонифицированного учета (ИЦПУ).
Пр едметом ведомственного контроля является соблюдение российского законодательства
о контрактной системе в сфере закупок.
При осуществлении контроля будут, в частности, осуществляться проверки: соблюдения
ограничений и запретов, установленных законодательством о контрактной системе
в сфере закупок; соблюдения требований к обоснованию и обоснованности закупок; правильности
определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта; соблюдения
требований, касающихся участия в закупках субъектов малого предпринимательства, социально
ориентированных некоммерческих организаций; соблюдения требований по определению
поставщика (подрядчика, исполнителя); применения мер ответственности и совершения
иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий
контракта; соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата)
или оказанной услуги условиям контракта; соответствия использования поставленного
товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления
закупки. Ведомственный контроль осуществляется посредством проведения плановых
и внеплановых проверок. Проверки могут быть выездными или документарными.
Срок проведения мероприятия ведомственного контроля не может составлять более
15 календарных дней и может быть продлен только один раз не более чем на 15 календарных
дней. Отдельные положения вступают в силу с 1 января 2016 г. и с 1 января 2017 г.
goszakaz@mcfr.ru
Задавайте вопросы:
Стр.7
Нормативные документы
Постановление Правительства РФ от 24.07.2014 № 697 «О внесении изменений
в Положение о размещении на официальном сайте информации
о закупке»
Установлена процедура размещения заказчиком на официальном сайте сведений
о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки
у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целях реализации положений Закона № 223-ФЗ, установивших обязанность размещения
заказчиком на официальном сайте сведений о количестве и об общей стоимости
договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого
и среднего предпринимательства, определен порядок размещения таких сведений.
Кроме того, установлен порядок размещения с 1 января 2016 г. информации о годовом
объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого
и среднего предпринимательства. Для размещения на официальном сайте информации
о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого
и среднего предпринимательства, представитель заказчика с помощью функционала
официального сайта формирует документ в электронном виде.
Постановление Правительства РФ от 21.07.2014 № 682 «Об установлении
дополнительных требований к участникам закупок транспортных услуг,
связанных с выполнением воинских морских и речных перевозок»
Утвержден перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупок
транспортных услуг, связанных с выполнением воинских морских и речных перевозок,
дополнительным требованиям.
Также установлено, что дополнительными требованиями к участникам закупок
транспортных услуг, связанных с выполнением воинских морских и речных перевозок,
которые осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием,
двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых
двухэтапных конкурсов или аукционов, являются:
• наличие на праве собственности или на ином законном основании судов, транспортных
средств, оборудования и материальных ресурсов с количественными, качественными
и техническими характеристиками, установленными документацией о закупке,
необходимыми для надлежащего и своевременного исполнения контракта;
• наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на оказание аналогичных
услуг в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке (при этом
стоимость ранее исполненного контракта должна составлять не менее 20% начальной
(максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка).
Задавайте вопросы:
goszakaz@mcfr.ru
Стр.8
ЗАКАЗЧИКУ
Закон № 44-ФЗ
Стр.9