ГОСЗАКАЗ
Издатель – ЗАО «МЦФЭР»
Генеральный
директор
Директор
Главный редактор
Максим Межанский
Валентин Гирихиди
Екатерина Богданова
МЦФЭР Госзакупки
Руководитель
Редакция
Главный редактор
Ведущий редактор
Редакторы-эксперты
Выпускающий редактор
Дизайн
Верстка
Евгений Красавин
ekrasavin@mcfr.ru
Ирина Склярова
isklyarova@mcfr.ru
Александр Кузнецов
akuznecov@mcfr.ru
Сергей Кичанов,
Валерия Красных
Надежда Ткачева
Ирина Дороднова
Светлана Титова
Адрес редакции
127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17
Тел.: 8 (495) 937-90-80, www.pro-goszakaz.ru
www.proflit.ru
Для писем
129164, г. Москва, а/я 9
E-mail: goszakaz@mcfr.ru
Подписные индексы
«Роспечать» – 35681; «Почта России» – 99747;
«Пресса России» – 88321
Группа маркетинга
Руководитель
Ведущий бренд-менеджер
Бренд-менеджер
Размещение рекламы
Руководитель
Менеджер по работе
с клиентами
Наталья Черняева
nchernyaeva@mcfr.ru
Татьяна Рогава
trogava@mcfr.ru
Павел Кушнарев
pkushnarev@mcfr.ru
Наталья Синицина
nsinitsina@mcfr.ru
Надежда Ростова
nrostova@mcfr.ru
Отдел по работе с клиентами
Тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17;
факс: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru
Претензии по доставке направляйте
по факсу: 8 (495) 933-52-62
Редакция не несет ответственности за содержание
рекламных материалов.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале
«Госзаказ в вопросах и ответах», допускается
только с письменного согласия редакции.
Свидетельство: ПИ № ФС77-34952.
Выдано Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций.
Цена свободная.
Подписано в печать 03.04.2014.
Формат 70 Ч 108 1/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная.
Усл. печ. л. 8,4. Тираж 10 000 экз.
Изд. № 6006. Зак. № К-559.
ЗАО «МЦФЭР»
Юридический адрес: 129090, г. Москва,
ул. Щепкина, д. 25/20.
Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия».
428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары,
пр-т И. Яковлева, д. 13.
© ЗАО «МЦФЭР», 2014
От бюджетных до казенных
В первой статье этого номера автор подробно
описал процедуру проведения запроса котировок
в рамках Закона о контрактной системе. Отдельное
внимание уделено запросу котировок в целях оказания
гуманитарной помощи либо ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций природного или
техногенного характера: в каких случаях заказчик
вправе объявить такую процедуру, с какой начальной
максимальной ценой, что такое предварительный
отбор, что делать, если поставщик не может выполнить
контракт в полном объеме и т. д.
С начала этого года круг заказчиков, работающих
по Закону № 223-ФЗ расширился. В связи с чем
увеличилось количество обращений в Минэкономразвития
России и в нашу редакцию с просьбой
разъяснить положения о применении данного закона.
Трудности возникли не только у бюджетных
учреждений, которым дали право в определенных
случаях закупаться по своему положению о закупке,
но и у автономных учреждений. Довольно непросто
было и казенным предприятиям, которые напрямую
не указаны ни в одном из законов: ни в 44-ФЗ, ни
в 223-ФЗ. Нашим читателям поможет разобраться во
всех этих тонкостях статья, опубликованная в рубрике
«Заказчику».
У многих вызывает затруднение определение кодов
товаров, работ и услуг в соответствии с классификаторами.
Чтобы помочь заказчикам разобраться
с этим нелегким правовым аспектом, мы поместили
в рубрику «Азбука госзаказа» разъяснения наших
экспертов по применению трех классификаторов:
ОКВЭД, ОКДП и ОКПД.
Ирина Склярова,
главный редактор«
в вопросах и ответах
№ 5
2014
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАКАЗЧИКУ
Комментарии специалистов
• Запрос котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера:
особенности проведения
• Особенности осуществления закупки товаров, работ, услуг бюджетными
учреждениями, государственными и муниципальными унитарными
предприятиями (казенными предприятиями) и автономными учреждениями
Правовые аспекты
Сфера применения Закона о КС
• Договор аренды помещения для счетной палаты
Кадровое обеспечение
• Проведение закупки для нужд филиала федерального казенного учреждения
Планирование закупки
• Размещение извещения о закупке после внесения изменений в план-график
• Учет закупок у единственного поставщика в общем объеме закупок
НМЦК 32
• Обоснование цены контракта, заключаемого с охранной организацией
Проведение закупки
Способы закупки
• Участие в спортивном мероприятии
• Работы по строительству реконструкции, капитальному ремонту особо опасных,
технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных
дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального
значения
• Заключение в течение квартала двух договоров с единственным поставщиком
на сумму до 400 тыс. руб.
• Закупка жизненно важного лекарственного препарата
• Аренда жилого помещения
• Ремонт колеса автомобиля
• Закупка у единственного поставщика в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 93
Закона о контрактной системе
Допуск и оценка заявок
• Неуказание в заявке количества товара по одной позиции
при проведении аукциона
Контракт 47
• Направление информации о контракте в Федеральное казначейство
• Заключение контракта на строительство сроком на три года
Задавайте вопросы:
goszakaz@mcfr.ru
46
12
12
19
26
26
27
29
Планы-графики 29
35
35
Стр.4
Содержание 3
• Рабочая ситуация. Установление требования обеспечения исполнения
контракта и его возврат
• Рабочая ситуация. Признание закупки несостоявшейся, проведение новой процедуры
закупки, заключение контракта со вторым участником и с единственным поставщиком
• Отчет об исполнении контракта, заключенного в 2013 г.
• Разница в применении положений ч. 3 ст. 103 и ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе
• Контракты жизненного цикла
• Размер неустойки по Закону № 94-ФЗ и Закону о КС
• Заключение контракта на выполнение работ и услуг по содержанию
общего имущества многоквартирного дома с управляющей компанией
Проверь себя: тест
71
ПОСТАВЩИКУ
Подготовка заявки
• Включение стоимости лабораторных исследований в ценовое предложение
на выполнение капитального ремонта
• Рабочая ситуация. Подтверждение принадлежности к СМП и СОНО
• Разъяснение положений документации об аукционе
Заключение и исполнение контракта
• Предоставление исполнителем – ФГБУ обеспечения исполнения контракта
• Изменение способа обеспечения исполнения контракта
83
74
Эффективные закупки: Закон № 223-ФЗ
Комментарии специалистов
• Ошибки в положении о закупках, приводящие к возможному срыву
нормального жизнеобеспечения заказчика
Эффективные закупки
• Порядок действий бюджетного учреждения, намеренного осуществлять
часть закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ
• Размещение на ООС сведений о количестве и общей стоимости договоров
с единственным поставщиком и содержащих гостайну
86
86
93
Все ответы отражают конкретные ситуации, сложившиеся у заказчиков
и поставщиков на практике, и носят лишь рекомендательный характер
goszakaz@mcfr.ru
Задавайте вопросы:
Стр.5
Список сокращений и аббревиатур,
используемых в журнале
БК РФ – Бюджетный кодекс РФ
ГК РФ – Гражданский кодекс РФ
ГрК РФ – Градостроительный кодекс РФ
Закон № 94-ФЗ – Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд»
Закон № 223-ФЗ – Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках
товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц»
Закон о контрактной
системе, КС – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд»
КоАП РФ – Кодекс РФ об административных правонарушениях
ОКПД – «ОК 034-2007. Общероссийский классификатор продукции
по видам экономической деятельности»
ОКДП – «ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов
экономической деятельности, продукции и услуг»
ООС – Общероссийский официальный сайт zakupki.gov.ru
НМЦК – начальная (максимальная) цена контракта
СМП – субъекты малого предпринимательства
СОНО – социально ориентированные некоммерческие организации
СРО
– саморегулируемая организация
ЭТП – электронная торговая площадка
ЕИС – единая информационная система
Перечень № 2019-р – Перечень товаров работ, услуг, в случае осуществления
закупок которых заказчик обязан проводить
аукцион в электронной форме, утвержденный
распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013
№ 2019-р
goszakaz@mcfr.ru
Задавайте вопросы:
Стр.6
Азбука госзаказа
Работаем с классификаторами в госзакупках грамотно
Разница между классификаторами ОКВЭД, ОКДП и ОКПД
ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности
и информации о них.
ОКВЭД используется при решении следующих основных задач, связанных:
• c классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых
хозяйствующими субъектами при регистрации;
• определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической
деятельности хозяйствующих субъектов;
• разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования
отдельных видов экономической деятельности;
• осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности
за развитием экономических процессов;
• подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном
уровне;
• кодированием информации о видах экономической деятельности в информационных
системах и ресурсах, едином государственном регистре предприятий и организаций,
других информационных регистрах;
• обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации
о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.
Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности.
Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая
сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются
в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг).
Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом
производства и выпуском продукции (оказанием услуг).
ОКВЭД построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке
Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом
сообществе (далее – КДЕС Ред. 1) – Statistical classifi cation of economic activities
in the European Community (NACE Rev. 1).
ОКДП представляет собой систематизированный свод классификационных группировок
соответствующих объектов классификации. ОКДП является составной частью
общей системы классификации и кодирования экономико-статистической информации.
Он предназначен для использования в качестве единого языка общения производителей
и потребителей видов продукции и услуг, а также для описания и регулирования национальной
экономики Российской Федерации.
При разработке ОКДП были учтены рекомендации Статистической комиссии ООН.
В основу построения ОКДП положены Международная стандартная отраслевая классификация
(МСОК) – International Standard Idustrial Classifi cation of all Economic Activities
goszakaz@mcfr.ru
Задавайте вопросы:
Стр.7
6 Госзаказ в вопросах и ответах
№ 5-2014
(ISIC) и международный Классификатор основных продуктов (КОП) – Central Products
Classifi cation (CPC)
ОКПД введен в действие с 1 января 2008 г. на период до 1 января 2015 г. без отмены
Общероссийского классификатора продукции, частей II и III Общероссийского классификатора
видов экономической деятельности, продукции и услуг, Общероссийского классификатора
услуг населению в целях формирования статистических данных о производстве
и продаже отдельных видов товаров, работ и услуг.
ОКПД построен на основе гармонизации со Статистической классификацией продукции
по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе (КПЕС 2002) –
Statistical Classifi cation of Products by Activity in the European Economic Community, 2002
version (CPA 2002).
Таким образом, все классификаторы применяются в первую очередь для формирования
статистических данных, но ОКПД и ОКВЭД являются более современными классификаторами,
которые гармонизированы с аналогичными документами Европейского экономического
сообщества, а также и между собой.
Случаи применения
В различных нормативных правовых актах указаны разные классификаторы. Например,
в постановлении Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 при реализации положений
Закона № 223-ФЗ используется классификатор ОКДП, а в распоряжении Правительства
РФ от 31.10.2013 № 2019-р для выбора способа закупки в соответствии с Законом о контрактной
системе – ОКПД.
Совет
В дальнейшем, законодатель, наверное, будет унифицировать
применение классификаторов, а пока советуем заказчику при применении
НПА в ходе соответствующих закупок обращать внимание на
то, какой классификатор следует применять.
Задавайте вопросы:
goszakaz@mcfr.ru
Стр.8
Нормативные документы
Приказ ФАС России от 24.12.2013 № 872/13 «О внесении изменений в Правила
проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров
аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного
управления имуществом, иных договоров, предусматривающих
переход прав в отношении государственного или муниципального имущества,
утвержденные приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67»
Приказом уточнено, что заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения,
водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, осуществляется только путем проведения конкурса.
При проведении указанных конкурсов обязательно установление требования о внесении
задатка.
Заявитель не допускается конкурсной комиссией к участию в данном конкурсе
в случае, если указанные в заявке на участие в конкурсе значения критериев конкурса
не соответствуют установленным конкурсной документацией предельным значениям
критериев конкурса.
При проведении конкурса наряду с конкурсной документацией подлежат размещению
на официальном сайте копии предложений об установлении тарифов, поданных
в органы регулирования тарифов в соответствии с нормативными правовыми актами
Российской Федерации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения
за три последних отчетных периода организацией, осуществлявшей эксплуатацию
передаваемого арендатору по договору аренды имущества, в случае наличия данных
предложений.
Оценка заявок на участие в конкурсе осуществляется посредством расчета дисконтированной
выручки для каждого участника конкурса.
При проведении конкурса договор заключается только после предоставления участником
конкурса, с которым заключается договор, банковской гарантии, которая должна
удовлетворять требованиям, установленным Федеральным законом о теплоснабжении
или Федеральным законом о водоснабжении и водоотведении соответственно.
Разъяснения Минэкономразвития России № 3422-ЕЕ-Д28и и ФАС России
№ АЦ-6139-14 от 21.02.2014
Разъяснено, что в случае проведения конкурса с ограниченным участием на закупку
товара, работы, услуги, указанных в постановлении Правительства РФ от 28.11.2013
№ 1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при
goszakaz@mcfr.ru
Задавайте вопросы:
Стр.9