В номере
ISSN 1727-6500
06
9 771727 650144
6 • 2014
Аналитика
Экономика и финансы
Инвестиционная политика
Тарифная политика
Точка зрения
Зарубежный опыт
Кадровая служба
Нормативные документы
Стр.3
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Б.М. Лапидус – старший советник президента
ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «ВНИИЖТ»,
председатель редакционного совета, доктор
экономических наук, профессор
С.Б. Абрамов – начальник Дирекции
железнодорожных вокзалов
Т.В. Андранович – заместитель начальника
Департамента экономики ОАО «РЖД», кандидат
экономических наук
И.С. Беседин – начальник ГУП «Московский
метрополитен», кандидат технических наук
Л.И. Васина – заместитель генерального
директора ОАО «Росжелдорпроект» по кадрам
И.А. Костенец – начальник Департамента
экономики ОАО «РЖД», кандидат технических наук
Е.А. Кунаева – генеральный директор ЦФТО
ОАО «РЖД»
Д.А. Мачерет – первый заместитель председателя
объединенного ученого совета ОАО «РЖД», доктор
экономических наук, профессор
С.Н. Пегов – заместитель начальника
Департамента управления делами ОАО «РЖД»
Ф.С. Пехтерев – генеральный директор
ОАО «Институт экономики и развития
транспорта», доктор экономических наук
С.Б. Постников – заместитель начальника
Департамента экономической конъюнктуры
и стратегического развития ОАО «РЖД», кандидат
экономических наук
Н.П. Терешина – заведующая кафедрой
экономики и управления на транспорте
Института экономики и финансов МИИТ, доктор
экономических наук, профессор
А.В. Шаронов – ректор Московской школы
управления «Сколково»
УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ: ЗАО «МЦФЭР»
Межанский М.А. – генеральный директор
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР
Гирихиди В.П. – директор
Богданова Е.В. – первый заместитель директора,
главный редактор
РЕДАКЦИЯ
Гандельсман Т.А. – главный редактор,
gandelsman@mcfr.ru
Сидоров А.Б. – ответственный редактор,
sidorov@mcfr.ru
Шишкин П.В. – выпускающий редактор
Першина Н.Е. – компьютерная верстка
Матросова И.В. – секретарь редакции
Адрес редакции
127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17
Тел.: 8 (495) 937-90-80
Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9
ejd@mcfr.ru
РАЗМЕЩЕНИЕ РЕКЛАМЫ
Синицина Н.Ю. – руководитель,
nsinitsina@mcfr.ru
Тел.: 8 (495) 937-90-80, доб. 27-45
ОТДЕЛ ПРОДВИЖЕНИЯ
Барляева Л.И. – бренд-менеджер
LBarlyaeva@mcfr.ru
Тел.: 8 (495) 937-90-80,
доб. 25-72
ОТДЕЛ ПО РАБОТЕ С КЛИЕНТАМИ
Тел.: 8 (495) 937-90-82
Претензии по доставке
направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62
pressa@mcfr.ru
Подписные индексы в каталогах:
«Роспечать» – 48866 (п/г), 79529 (годовой);
«МАП» – 99739, 16686;
«АРЗИ» – 84993, 84994
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. Перепечатка материалов,
опубликованных в журнале, допускается только по согласованию с редакцией.
Свидетельство № 017994 от 29.07.1998. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Подписано в печать 26.05.2014. Формат 70 Ч 108 1/16
Бумага офсетная. Усл. печ. л. 15,4. Уч.-изд. л. 12,4
Тираж 4000 экз. Изд. № 6130. Зак. № К-782. Дата выхода в свет 11.06.2014. Свободная цена.
ЗАО «МЦФЭР»
Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20
Отпечатано в ОАО «ИПК «Чувашия»
428019, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т И. Яковлева, 13
© ЗАО «МЦФЭР», 2014
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
КОРОТКО О ВАЖНОМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
АНАЛИТИКА
Ликвидация перекосов тарифной системы – необходимое
условие для сохранения конкурентоспособности грузовладельцев
и железнодорожных перевозок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
По материалам пресс-релиза ИПЕМ
ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
ЛАПИДУС Б.М., МАЧЕРЕТ Д.А.
Макроэкономическое обоснование сегментирования рынка
грузовых перевозок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Задача макроэкономического сегментирования рынка грузовых
перевозок – не статично зафиксировать зоны преимущественного
применения того или иного вида транспорта, а стимулировать рост
эффективности и конкурентоспособности каждого из них в интересах
как непосредственных клиентов, так и всех субъектов, связанных
с осуществлением перевозок, в интересах экономики страны и общества
РЫШКОВ А.В., ШАХАНОВ Д.А.
Концептуальная модель управления конкурентоспособностью
железнодорожной транспортной компании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Наиболее эффективным сегментированием с точки зрения повышения
конкурентоспособности является деление рынка на относительно
крупные части (сегменты), поскольку мероприятия, направленные
на повышение конкурентоспособности компании в наиболее емком
сегменте, коснутся большего количества потребителей, а значит,
будут более эффективными
3
Стр.5
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
ЧИПИГА Н.П., ЖДАНОВА С.М., ГАНЕНКО Е.В.
Инновационная стратегия внедрения научно-технических
разработок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43
Инвестиционная стратегия модернизации Северного широтного хода
Дальневосточной железной дороги требует устранения узких мест на
основе грамотного управления состоянием природно-техногенной среды
в районах вечной мерзлоты и глубокого сезонного промерзания
ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА
ПРОДАН А., ТЕЙКСЕЙРА П.Ф., ЛОПЕС-ПИТА А.
Система тарифов железнодорожного транспорта ЕС: тенденции и
бенчмаркинг 2007–2012 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51
Необходимость создания дополнительных европейских нормативных
документов по компенсации инфраструктурных инвестиционных
затрат вызвана высоким разбросом в инфраструктурных тарифных
уровнях между странами, делящими высокоскоростной маршрут
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
ЕЛИСЕЕВ С.Ю., ШАТОХИН А.А.
Эффективное использование собственных вагонов транспортных
компаний на логистических принципах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Оптимальная технология организации обращения грузовых вагонов
на железнодорожном транспорте имеет первостепенное значение,
оказывая непосредственное влияние на объемы перевозимых грузов,
скорость, сохранность и снижение себестоимости их перевозки
4
Экономика железных дорог № 6 • 2014
Стр.6
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
ХУСАИНОВ Ф.И.
Либерализация железнодорожных тарифов и дерегулирование
отрасли: опыт США . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Опыт США свидетельствует, что управление железнодорожной
системой может базироваться не только на «вертикальном»
подчинении всех подразделений одному центру, но и на
«горизонтальном» взаимодействии независимых друг от друга
вертикально-интегрированных компаний – перевозчиков
и собственников инфраструктуры
РАЗУМОВА Е.Н.
Маркетинговый подход к дифференциации проездной платы
в зависимости от места в вагоне и периода года . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
Основное направление увеличения прибыльности пассажирских
перевозок – гибкое регулирование тарифов в зависимости от сезона,
дифференциации скидок с тарифа от продажи, а также от срока
предыдущей реализации проездных документов
КАДРОВАЯ СЛУЖБА
ИВАНОВА Е.А.
Методика маркетингового анализа регионального
образовательного пространства транспортного вуза . . . . . . . . . . . . . 84
Растущие требования работодателей, все более широкий переход на
рыночные принципы работы и непростая демографическая ситуация
диктуют необходимость научно обоснованного подхода к разработке
стратегии образовательной деятельности
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Нормативные правовые акты и другие официальные документы
Российской Федерации
Обзор «в картотеку» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .93
Федеральный закон от 28.12.2013 № 423-ФЗ
О внесении изменений в Федеральный закон «О защите
конкуренции» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
5
Стр.7
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 21.01.2014 № 3
Об утверждении СП 2.5.3157-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к перевозке железнодорожным транспортом
организованных групп детей»
(вместе с СП 2.5.3157-14 «Санитарно-эпидемиологические правила...»)
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.03.2014 № 31731) . . . . . . . . . . . . .110
Нормативные и другие официальные документы ОАО «РЖД»
Обзор «в картотеку» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .118
Распоряжение ОАО «РЖД» от 03.03.2014 № 552р
Об организации рационализаторской деятельности в ОАО «РЖД» . . 125
Распоряжение ОАО «РЖД» от 11.03.2014 № 618р
О базовых кафедрах вузов железнодорожного транспорта
в структурных подразделениях филиалов ОАО «РЖД» . . . . . . . . . . . . . . . 163
Распоряжение ОАО «РЖД» от 11.04.2014 № 898р
Об условиях привлечения в операционную деятельность ОАО «РЖД»
локомотивов собственности третьих лиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
Распоряжение ОАО «РЖД» от 14.04.2014 № 904р
Об утверждении Положения о родительской плате в дошкольных
группах негосударственных (частных) образовательных учреждений
и в негосударственных (частных) общеобразовательных школахинтернатах
ОАО «РЖД» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
6
Экономика железных дорог № 6 • 2014
Стр.8
Коротко о важном
ОАО «РЖД» подвело итоги деятельности по международным стандартам
финансовой отчетности за 2013 год
Выручка Холдинга за 2013 г. выросла на 14,4% по сравнению с 2012 г. и составила
1762,8 млрд руб. (в 2012 г. – 1540,3 млрд руб.). Основными факторами роста
выручки стали консолидация логистического оператора GEFCO и увеличение
доходов от пассажирских перевозок. Выручка GEFCO по итогам года составила
168,9 млрд руб. и отражена в составе доходов от предоставления логистических
услуг, которые по итогам 2013 г. составили 179,2 млрд руб. по сравнению
с 8,0 млрд руб. годом ранее. Доходы от пассажирских перевозок увеличились
на 7,1% за счет роста пассажиропотока и повышения тарифов на данный вид
услуг. Доходы от грузовых перевозок выросли на 1,0% по сравнению с 2012 г.
на фоне снижения средней доходности перевозок из-за изменения структуры
грузов и роста порожних пробегов.
Операционные расходы выросли на 17,8% – до 1689,9 млрд руб. (в 2012 г. –
1434,3 млрд руб.). Ключевыми факторами роста стали консолидация компании
GEFCO, рост амортизационных отчислений, рост налоговых выплат в результате
отмены льгот по налогу на имущество, а также рост расходов на персонал.
Рост амортизационных отчислений составил 8,44% (с 193,6 млрд руб. в 2012 г. до
210 млрд руб. в 2013 г.), что связано с вводом основных средств в эксплуатацию,
при этом увеличение налоговых выплат в части налога на имущество составило
9,5 млрд руб. Рост расходов на заработную плату и социальные отчисления –
с 646,6 млрд руб. в 2012 г. до 697,6 млрд руб. в 2013 г. – объясняется консолидацией
GEFCO (22,6 млрд руб.) и индексацией заработной платы на 5,7% в течение
2013 г. в соответствии с коллективным договором.
Чистая прибыль Холдинга по итогам 2013 г. составила 36,7 млрд руб. (в 2012 г. –
93,7 млрд руб.). Снижение чистой прибыли по сравнению с 2012 г. обусловлено,
в значительной степени, неблагоприятной экономической ситуацией и падением
доходности перевозок из-за роста доли низкодоходных грузов в структуре
грузооборота ОАО «РЖД». Кроме того, на снижение чистой прибыли в отчетном
периоде повлияли рост процентных расходов на 14,6 млрд руб., в связи с увеличением
размера финансового долга с 491,9 млрд руб. на 31 декабря 2012 г. до
695,6 млрд руб. на 31 декабря 2013 г., которое было частично компенсировано
7
Стр.9