Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Справочник музыкального руководителя

Справочник музыкального руководителя №6 2014 (163,63 руб.)

0   0
Страниц84
ID313071
АннотацияЖурнал об эффективном музыкально-художественном воспитании.Издание освещает вопросы музыкального развития детей, организации музыкально-художественной деятельности, а также предлагает материалы для современного репертуара детского сада: сценарии праздников и развлечений, хореографические постановки, песенную коллекцию, нотный фонд.
Справочник музыкального руководителя .— Москва : МЦФЭР .— 2014 .— №6 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/313071 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СПРАВОЧНИК www.resobr.ru музыкального РУКОВОДИТЕЛЯ Организация работы с музыкально одарёнными детьми Фольклорносценические игры для дошкольников №6 Наша дружная семья: домашние спектакли, сценарии и современные песни Песенная коллекция «Мы на дачу к деду едем» июнь 2014 Реклама Завершается подписка на II полугодие 2014 года Журнал «Справочник педагога-психолога. <...> Детский сад» В центре внимания во II полугодии 2014 года: Изменения в профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования А также:  Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего дошкольного возраста и их родителей  Психодиагностика детей с ограниченными возможностями здоровья  Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста  Арт-терапевтические игры для детей дошкольного возраста логопедической группы 7 журналов «Образцовый детский сад» Подробности на сайте www.proflit.ru/edu - 15% экономия при подписке на 7 изданий В редакции: тел. <...> Заместитель генерального директора, директор ТН «МЦФЭР Образование» Дулинов М.В. <...> РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Анишина Т.П. ответственный редактор журнала «Справочник музыкального руководителя» Богданова В.В. доц. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Гилевич Л.Г. гл. спец. <...> Управления культуры администрации г. Южно-Сахалинска, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Груздова И.В. канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики преподавания Гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета Деркунская В.А. канд. пед. наук, доц. каф. дошкольной педагогики РГПУ им. <...> М.А. Шолохова Шахова А.О. музыкальный руководитель ГБОУ СОШ № 1005 «Алые паруса», г. Москва Кузнецова Г.В. ст. науч. сотр. отдела дошкольного образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Радынова О.П. д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического <...>
Справочник_музыкального_руководителя_№6_2014.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Справочник_музыкального_руководителя_№6_2014.pdf
№6 ИЮНЬ 2014 ИЗДАТЕЛЬ – ЗАО «МЦФЭР» Генеральный директор Межанский М.А. Заместитель генерального директора, директор ТН «МЦФЭР Образование» Дулинов М.В. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ МЦФЭР Директор Гирихиди В.П. Главный редактор Богданова Е.В. Тематическое направление «МЦФЭР Образование» Коммерческий директор Макарова С.М. Директор по развитию образовательных и региональных проектов Слепушенко О.А. Объединённая редакция «Образование» Главный редактор Редакция Ответственный редактор Выпускающий редактор Секретарь редакции Бодякина Т.П. Анишина Т.П. Семёнова В.В. Редактор Кашкина С.Ю. Дизайн Лузенинова Н.Н. Вёрстка Титова С.Ю. Калганова Н.Н. Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Адрес редакции: 127287, г. Москва, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 17 Тел.: 8 (495) 937-90-80 www.resobr.ru Для писем: 129164, г. Москва, а/я 9 e-mail: muz@mcfr.ru Интернет-магазин: www.profl it.ru Подписные индексы «Роспечать» – 70439 (годовой), 84541 (полугодовой) «Почта России» – 31408 (годовой), 24379 (полугодовой) «Пресса России» – 41265 (годовой), 43656 (полугодовой) Отдел продвижения Владимирова А.С. Кондрашова Ю.О. Полтева Н.Ю. Тел.: 8 (495) 937-90-80 (многоканальный) Размещение рекламы Тел.: 8 (495) 937-90-80 (27-45) e-mail: nsinitsina@mcfr.ru Отдел по работе с клиентами Тел.: 8 (495) 937-90-82, 933-63-17; факс: 8 (495) 933-52-62 e-mail: ap@mcfr.ru Претензии по доставке направляйте по факсу: 8 (495) 933-52-62; e-mail: pressa@mcfr.ru Редакция не несёт ответственности за содержание рекламных материалов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, допускается только с письменного согласия редакции. Свидетельство: ПИ № ФС77-47365 от 18.11.2011 Подписано в печать 16.05.2014. Формат 84 Ч 108 1/16 Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 8,4 Тираж 8000 экз. Изд. № 6148. Заказ № 484-ОП ЗАО «МЦФЭР» Юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Щепкина, д. 25/20 Цена свободная Отпечатано в ООО «Чебоксарская типография № 1» 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 15 Тел.: +7 (8352) 28-77-98, 57-01-87; сайт: www.volga-print.ru © ЗАО «МЦФЭР», 2014 ISSN 2226-4043 06 Синицина Н.Ю. РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Анишина Т.П. ответственный редактор журнала «Справочник музыкального руководителя» Богданова В.В. доц. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Гилевич Л.Г. гл. спец. Управления культуры администрации г. Южно-Сахалинска, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Груздова И.В. канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики преподавания Гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета Деркунская В.А. канд. пед. наук, доц. каф. дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург Комарова Т.С. д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания педагогического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова Шахова А.О. музыкальный руководитель ГБОУ СОШ № 1005 «Алые паруса», г. Москва Кузнецова Г.В. ст. науч. сотр. отдела дошкольного образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Радынова О.П. д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Цапенко М.М. зам. начальника управления дошкольного и общего образования Департамента образования г. Москвы Циркова Н.П. методист, ст. преп. каф. педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, куратор курсов повышения квалификации музыкальных руководителей г. Москвы Фадеева С.А. д-р пед. наук, зав. каф. теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» 9 772226 404146
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ № 6 ИЮНЬ 2014 УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Михайлова Е.А. 4 Организация образовательной работы с музыкально одарёнными детьми Процедуры выявления музыкально одарённых детей. Музыкальная студия для одарённых детей. Формы работы, методы и приёмы взаимодействия с одарёнными детьми. Предметно-развивающая среда. Связь со специалистами детского сада. Презентация опыта работы. Взаимодействие с семьёй одарённого ребёнка ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ Васильева Н.В. 9 Истории, рассказанные семьёй Совместная деятельность детей, родителей и других взрослых. Домашний спектакль «Великое открытие». Семейный кукольный спектакль «День рождения Мишутки» ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ Коренблит С.С., Берестов В.Д., Кузнецова Г.В., Уваров А.Ю. 14 18 2 Поём и играем в театре кукол Песни для кукольного представления: «Кукловоды», «Рука-артистка», «Пальцысолдаты» Коренблит С.С., Грозовский М.Л., Соловьева Е.В., Уваров А.Ю. Поющие цифры Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста и начальной школы. Ноты и стихи песни «Арифметика» 39 42 44 46 ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22 31 Фольклорно-сценические игры для дошкольников Составитель Асеева Н.Г. Описание, ноты и слова фольклорных игр: «Хозяйка», «А мы в баньку ходили», «Лень», «Коршун», «Дрёма», «Сидит баба на печи» Анестратенко М.В. Музыкальное путешествие по странам мира Песенный цикл для детей 4–5 лет. Ноты и слова народных песен: «Карлуша» (бельгийская); «Качели» (финская), «Колыбельная» (армянская) НОТНЫЙ ФОНД: КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ Ярцева Е.С. Добро пожаловать в музыкальный зоопарк Слушаем и отгадываем музыкальные загадки по классическим музыкальным произведениям. Лев и Антилопа К. Сен-Санс. Королевский марш льва Из цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санс. Антилопы Из цикла «Карнавал животных» ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ СЦЕНАРИИ Мельник Н.Е., Канушкина М.С., Юдина Н.Е. Бабушки и дедушки, вас поздравляют внуки! Праздник для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый Дню пожилых людей СПРАВОЧНИК МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Стр.4
Содержание 52 56 Арсенина Е.Н. Как на Ванины именины Забава для детей младших групп ПЕСЕННАЯ КОЛЛЕКЦИЯ Две бабушки, два дедушки, папа, мама, я – наша настоящая, дружная семья Александр Комаров, Татьяна Рядчикова: «Наша дружная семья», «Папа, мама, брат и я – очень дружная семья». Александр Комаров, Елена Кравченко: «День рождения» 63 Мы на дачу к деду едем Мария Егорова, Людмила Егорова: «К бабушке в деревню», «Песенка о дедушке». Сергей Рыжов, Татьяна Шипошина: «Чудо-пузыри». Тамара Прописнова: «Кукушкины слёзки». Тамара Прописнова, Анна Бондаренко: «Паук». Александра Муравьёва: «Чудаклесовичок». Марианна Шепф, Дмитрий Гафин: «Песенка друзей». Елена Перцева, Наталья Карпова: «Мне б такой!» УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: W WWW – Дополнительные материалы к статье смотрите на сайте www.resobr.ru Доступ к дополнительным электронным материалам для организации воспитательнообразовательной деятельности Сайт: www.resobr.ru Промокод: doremi2014 Подробную инструкцию см. на 3-й обложке журнала № 6 июнь 2014 3 Реклама
Стр.5
Управление процессом музыкального воспитания детей Е.А. Михайлова, музыкальный руководитель МКДОУ «Сказка», г. Бородино, Красноярский край ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ Воспитание и развитие одарённых и талантлиМихайлова Елена Александровна работает музыкальным руководителем в детском саду, который реализует программу по работе с одарёнными детьми, в т. ч. и с музыкально одарёнными. Свой опыт она представляла на секции «Специфика работы с одарёнными детьми и подростками» IV Международной научно-практической конференции «Развитие непрерывного образования», организованной Красноярским государственным педагогическим универ ситетом им. В.П. Астафьева. Уверены, что публикуемые основные положения доклада будут интересны читателям. Организация образовательной работы с музыкально одарёнными детьми Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребёнка в целом. Если он умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребёнок может быть одарённым и в других сферах: художественной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, в т. ч. и музыкальной, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. 4 вых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества. Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, я обозначила для себя проблему поиска оптимальных путей развития музыкально одарённых детей, поиска педагогических приёмов и методов взаимодействия с ними. Процедуры выявления музыкально одарённых детей Зная своих воспитанников, я без специально организованных процедур диагностики могу различить группу детей по тем или иным качествам: кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке (и, как правило, у таких детей это лучше получается). Но музыкально одарённые дети – особые, они нуждаются в понимании, в нестандартных методах взаимодействия с ними. Поэтому без специально организованных процедур педагогической диагностики все-таки нельзя обойтись. На первых этапах я выявляю уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, наблюдаю за поведением детей в новой для них обстановке, за тем, как они обращаются с новыми для них музыкальными инструментами, как реагируют на музыку в «живом» исполнении и в аудиозаписи. Впоследствии выявляю уровень развития динамического слуха, определяю уровень музыкального мышления. СПРАВОЧНИК МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Стр.6
Управление процессом музыкального воспитания детей На заключительном этапе диагностирую музыкальную память. Музыкально одарённые дети легче усваивают материал, они непринуждённо справляются с заданиями. Поэтому в групповой непосредственной образовательной деятельности стараюсь выбрать правильную стратегию взаимодействия с ними: чтобы, с одной стороны, позволить реализоваться их способностям, не подавить инициативу и волю к творческой деятельности, а с другой стороны, дать возможность выразиться другим детям. В групповой непосредственной образовательной деятельности музыкально одарённые дети реализуются в различных формах совместной деятельности: • в танцевальной миниатюре берут на себя ведущую роль – показывают движения другим детям; • в пении – солируют запев песни; • в игре-драматизации – играют главного персонажа и т. д. Также их творческий потенциал и развитые способности необходимы при подготовке сольных номеров или номеров с участием солистов. И хотя на групповом игровом сеансе музыкально одарённым детям я уделяю особое внимание, нередко они испытывают определённого рода голод, который выражается в потребности творить что-то ещё, за рамками программного содержания. Музыкальная студия для одарённых детей Для музыкально одарённых детей я организовала музыкальную студию «До-ми-солька». Музыкальное сопровождение этой группы детей осуществляю с учётом методических рекомендаций Е.А. Мининой «Музыкальное развитие детей 5–7 лет в детском саду. Программа предшкольного образования». Целью курса музыкального образования «Семь нот ведут нас за собой» является развитие у детей эстетического восприятия, интереса и любви к музыке, реализация потребности в творческом самовыражении. Данный курс решает задачи музыкального развития детей в восприятии музыки, исполнительстве, № 6 июнь 2014 творчестве, музыкальной образовательной деятельности. Общие задачи программы преемственны задачам, которые предусмотрены «Программой воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой, реализуемой в нашем детском саду. Однако автор программы «Музыкальное развитие детей 5–7 лет в детском саду. Программа предшкольного образования» Е.А. Минина включила специфические задачи для работы с музыкально одарёнными детьми, такие как: развитие творческой активности детей, развитие их коммуникативных навыков и эмоциональной сферы (поскольку одарённые дети, как правило, имеют проблемы в общении). Формы работы с одарёнными детьми Музыкальная непосредственная образовательная деятельность – основная форма работы с детьми. Проводится 1 раз в неделю длительностью 30 мин. По методике проведения она приближена к традиционной, используются типовые, сюжетные и театрализованные виды деятельности, которые объединяются в блоки (подчинённые определённой теме): • «Музыкальные жанры»; • «Какие чувства передаёт музыка?»; • «О чём рассказывает музыка?»; • «Как рассказывает музыка?»; • «Юные музыканты»; • «Что узнал – всем расскажи, что умеешь – покажи». Все музыкальные игровые сеансы объединяются игровым сюжетом, который предполагает знакомство с музыкой через путешествия. Некоторые из них предполагают выполнение домашнего задания, что способствует взаимодействию и сотрудничеству с семьёй. Методы и приёмы взаимодействия с одарёнными детьми При проведении музыкальных игровых сеансов педагогический процесс строю на вариативной основе, использую методы и приёмы конструктивного взаимодействия с детьми, создаю атмосферу 5
Стр.7
Управление процессом музыкального воспитания детей эмоциональной заинтересованности, доверия, искренности. Музыкальный материал, предлагаемый мной музыкально одарённым детям, не обязательно сложнее, но разнообразней и вариативней, и подбираю я его с учётом возможностей и предпочтений детей. Содержание работы музыкальной студии не сводится к простому разучиванию и репетициям. Работая с музыкально одарёнными детьми, всегда оставляю место импровизации, творчеству. Критериями оценки музыкальных способностей и начал музыкальной культуры в моей работе с музыкально одарёнными детьми служат показатели диагностики, разработанные О.П. Радыновой1 Диагностику провожу как индивидуально, так и . в музыкальной непосредственной образовательной деятельности 2 раза в год. Диагностические исследования музыкально одарённых детей в 2011–2012 гг. показали, что дети стали более активны и раскрепощены в своих суждениях о музыке (и других видах искусства). Они всегда рады встрече с музыкой, любят придумывать истории, связанные с музыкой. В музыкально-ритмических импровизациях стараются передать характер и движение мелодии, придумать новые движения. У детей появился опыт сочинения песенок и мелодий. Наблюдая за детьми, педагоги и родители заметили, что раньше они пели и танцевали в основном для себя, а сейчас с удовольствием выступают на концертах, в конкурсных программах, у них накопился исполнительский опыт. Предметно-развивающая среда К материально-техническим условиям организации педагогического сопровождения музыкально одарённых детей относится прежде всего предметно-развивающая среда, в которой протекает воспитательный процесс. Для работы с музыкально одарёнными детьми имеются детские музыкальные инструменты: металлофоны, ксилофоны, дудочки; наборы шумовых инструментов: маракасы, бубны, 1 См. например: О.П. Радынова. Диагностика уровня сформированности основ музыкальной культуры детей // Справочник музыкального руководителя. 2012. № 6. С. 4. – Примеч. ред. 6 ложки, трещотки, рубели, колокольчики, молоточки, коробочки, кастаньеты и др. Для эффектности исполнения того или иного номера детей или взрослых использую хорошо подобранные и качественно изготовленные костюмы. За последние несколько лет костюмерная детского сада значительно пополнилась новыми атрибутами и костюмами как для детей, так и для взрослых ( изготовлены маски и костюмы различных персонажей). Имеются в наличии яркие тематические иллюстрации, портреты композиторов, набор картинок с изображением инструментов симфонического и русского народного оркестров, наглядные модели, в т. ч. и в компьютерном варианте. Для проведения музыкальных гостиных я подобрала и систематизировала видеоматериал и музыкальный материал по временам года: «Осенняя пора в музыке и картинах», «Волшебные звуки зимы», «О чём поёт весенняя капель?», «Какая музыка у лета?». Собрана богатая аудиотека, включающая в себя диски с музыкальным аккомпанементом, произведениями, предусмотренными программой, а также диски и кассеты с записями различной музыки. Связь со специалистами детского сада Моя работа с музыкально одарёнными детьми предполагает связь с другими специалистами детского сада: • работа с воспитателями по формированию у них педагогической компетенции по вопросам музыкальной одарённости детей ведётся мной систематически через разнообразные формы: как традиционные, так и нетрадиционные (презентации, музыкальные гостиные, мастер-классы); • воспитатель по изобразительной деятельности обращает внимание на восприятие ребёнком изобразительного искусства, проводит интегрированные встречи с музыкальным сопровождением, учит детей «рисовать музыку»; • инструктор по физической культуре использует музыку на утренней гимнастике, во СПРАВОЧНИК МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Стр.8
Управление процессом музыкального воспитания детей время спортивных развлечений на улице (в тёплую погоду) и в спортзале, использует музыкально-ритмические движения в непосредственной образовательной деятельности; • психолог наблюдает за изменениями в эмоциональных проявлениях детей в процессе непосредственной образовательной деятельности, развлечений и других видов деятельности, проводит необходимые игровые сеансы по коррекции и развитию эмоционального мира детей, а также использует музыкальное сопровождение для проведения релаксации; • логопед ведёт наблюдение и организует коррекционные игровые сеансы для детей, нуждающихся в логопедической помощи, для того, чтобы нарушения в речевой деятельности не препятствовали нормальному развитию детей, участию их в праздниках, в театрализованной деятельности и т. д. Презентация опыта работы Свой опыт работы с музыкально одарёнными детьми представляю педагогам других детских садов и в городской творческой группе по работе с одарёнными детьми, организую творческие встречи с представителями других учреждений города: • педагогами и детьми музыкальной школы, музыкальным коллективом «Камертайм» г. Зеленогорска, где дети имеют возможность познакомиться с «живым» звучанием знакомых им инструментов; • творческими коллективами Дворца культуры «Угольщик» (детский танцевальный ансамбль «Непоседы», детский фольклорный ансамбль, которые знакомят детей с русскими народными танцами, песнями и играми); • хором ветеранов «Радуга», где дети показали своё мастерство в инсценировании военной песни, а также услышали «живое» хоровое пение. Дети музыкальной студии с удовольствием принимают участие в мини-концертах для детей ДОУ, выступают с номерами на городских педагогиче№ 6 июнь 2014 ских конференциях, детских городских интеллектуальных играх и городских спартакиадах дошкольников, являются участниками конкурсных программ «Поющий Кеша», «Военно-патриотическая песня». Одним из условий осуществления индивидуального подхода к ребёнку является единство требований к нему не только работников детского сада, но и родителей. Система работы предусматривает тесную связь с семьёй, т. к. очень важно дома продлить положительный эмоциональный настрой ребёнка, полученный им в непосредственной образовательной деятельности и праздниках. Взаимодействие с семьёй одарённого ребёнка Взаимодействие с семьёй выстраиваю по следующим направлениям: 1. Информационно-аналитическое направление реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных и предполагает решение педагогических задач: • выявить интересы и предпочтения родителей; • уровень их осведомлённости в вопросах музыкального образования и воспитания детей; • семейный опыт, семейные традиции воспитания детей. 2. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические сообщения, семинары-практикумы. Основной задачей является повышение компетентности родителей в вопросах музыкально-эстетического развития ребёнка. 3. Наглядно-информационное направление работы с родителями реализуется в подборе информации и оформлении родительского уголка, папокпередвижек. Родители имеют возможность ознакомиться с музыкальным репертуаром, а также узнать о формах и методах музыкально-эстетического воспитания в условиях семьи, расширить знания о народных праздниках, традициях, культуре и быте. 4. Развлекательное направление нередко пересекается с познавательным. Тем не менее задачей работы в этом направлении является эмоциональ7
Стр.9