Уважаемые руководители органов местного
самоуправления, депутаты, муниципальные
служащие и ветераны муниципальной
службы, работники органов местного
самоуправления!
Примите самые искренние поздравления с профессиональным
праздником – Днем местного самоуправления!
Местное самоуправление составляет основу любого демократического
общества. Это самый близкий населению уровень власти,
важное связующее звено между гражданами и государством.
На органы местного самоуправления возложена большая ответственность
за социальное и экономическое развитие муниципального
образования, благополучие его жителей. Именно к местной
власти обращаются люди со своими насущными проблемами и заботами.
Ваша
задача – повысить уровень жизни населения, сделать свой
город, округ, район комфортным для проживания, работы и отдыха.
Успех ее реализации зависит не только от вашего профессионализма,
компетенции и ответственности, но и от умения работать
с людьми, сообща находить взвешенные подходы к решению любых,
даже самых сложных вопросов.
Поэтому, дорогие коллеги, желаю вам крепкого здоровья, неиссякаемой
энергии, профессиональных успехов в вашем нелегком
и ответственном деле, новых достижений на благо вашего муниципального
образования и всей России в целом.
Вместе нам предстоит сделать многое – укрепить местное самоуправление,
расширить его финансовую обеспеченность и ресурсные
возможности. Важно не только бережно сохранить, но
и стараться приумножить богатый опыт наших предшественников,
продолжить их славные традиции! Мира, счастья и благополучия
вам и вашим семьям!
Виктор Кидяев,
председатель Комитета Государственной Думы
по федеративному устройству и вопросам
местного самоуправления
Стр.4
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Катанандов Сергей Леонидович,
заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству,
региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
Кидяев Виктор Борисович,
председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Бежаев Олег Георгиевич,
заместитель директора Департамента межбюджетных отношений
Министерства финансов РФ
Разворотнева Светлана Викторовна,
заместитель председателя Общественного совета при Министерстве строительства
и ЖКХ РФ, исполнительный директор НП «Национальный центр общественного
контроля в сфере ЖКХ “ЖКХ Контроль” »
Бородулина Клавдия Юрьевна,
начальник отдела регионального законодательства о выборах и референдумах
правового управления Аппарата ЦИК России
Пузанов Александр Сергеевич,
генеральный директор Фонда «Институт экономики города»
Маркварт Эмиль,
президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления
№4
№4
апрель
2015
апрель
2015
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Волков В.В.
7
Особенности и условия реализации новых принципов формирования
представительных и исполнительных органов местного самоуправления
В 2014–2015 гг. был принят ряд федеральных законов, внесших существенные изменения в порядок
формирования представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Данные
поправки следует учитывать должностным лицам и органам местного самоуправления
Пронина Л.И.
17
Создание территорий опережающего социально-экономического
развития в Российской Федерации: перспективы для муниципалитетов
В условиях экономического кризиса важно использовать элементы структурной перестройки
экономики, а также создавать новые механизмы повышения ее эффективности. В этих
целях был принят Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ. Какие перспективы он сулит
муниципалитетам?
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «ОТКРЫТЫЙ МУНИЦИПАЛИТЕТ»
Николаев А.С.
24
One click Yakutsk – лучшая муниципальная практика открытости
Почти два года назад запущен уникальный проект администрации столицы Якутии – многофункциональный
интернет-портал One click Yakutsk, работающий по принципу краудсорсинга.
Портал стал победителем Всероссийского конкурса «Открытый муниципалитет – 2014»
ФИНАНСЫ И МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Курляндская Г.В.
33
Бюджетный калькулятор для граждан – инструмент для диалога между
властью и обществом
Открытость и прозрачность деятельности органов власти – залог ее эффективности.
Но как сделать деятельность органов власти не только открытой, но и понятной для всех категорий
граждан? Практика показывает, что эта проблема в настоящее время легко решаема
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
Шинкевич Д.В.
38
Документация по планировке территории в сфере регулирования
земельных отношений
Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ значительно повысил роль градостроительной
документации. Это выразилось в востребованности проектов планировки или межевания
территорий при принятии решений об образовании, обмене и перераспределении земельных
участков, безвозмездной передаче земельных участков, находящихся в федеральной
собственности, в муниципальную собственность и собственность субъектов РФ
2
Практика муниципального управления
№ 4 2015
Стр.6
ПОЛНОМОЧИЯ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ
Попов С.О.
46 Контроль за осуществлением органами местного самоуправления переданных
им отдельных государственных полномочий: проблемы и практика
46
Вопросы контроля деятельности органов местного самоуправления при исполнении ими отдельных
государственных полномочий не теряют своей актуальности. Основные проблемы
и споры при осуществлении данного контроля возникают в связи с произвольным расширением
предметов контроля и превышением его пределов уполномоченными органами государственной
власти
Качев И.Н., Булгаков С.В., Евдокимов А.С.
53
Подготовка к безаварийному пропуску талых вод и проведение
противопаводковых мероприятий на территории муниципального
образования
Мероприятия по подготовке и проведению противопаводковых мероприятий осуществляются
в рамках реализации вопроса местного значения – организация и осуществление мероприятий
по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера в соответствии с требованиями Федерального закона
от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Данный вопрос относится к вопросам местного значения всех уровней
муниципальных образований: поселений, городских округов, муниципальных районов
Алеев В.А.
67
Автоматизированная подборка: будут ли заказчики формировать
новые требования к оцифровке документов?
Урегулирование земельных вопросов – один из самых частых поводов обращения граждан
и организаций в органы власти и создания системы электронных архивов для управления
земельно-имущественным комплексом
МЕТОДИКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Федяева Т.С.
69
Подготовка к празднованию 70-летия Победы в муниципальных
образованиях
Полтора года назад на заседании оргкомитета «Победа», прошедшего в Белгородской области,
Владимир Путин заявил, что «празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной
войне должно быть отмечено на самом высоком уровне, глубоко и содержательно». Эти слова
были адресованы в первую очередь руководителям муниципальных образований, поскольку
именно на них ложится основная нагрузка по подготовке празднования Великой Победы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Попов Р.М.
78 О некоторых аспектах оплаты жилищно-коммунальных услуг
пользователями помещений муниципального фонда
78
Правоприменительная практика в части взыскания задолженности за ЖКУ разделилась
в зависимости от того, идет речь о жилом или о нежилом помещении. При этом основные
проблемы возникают именно в борьбе с неплательщиками, проживающими в жилых помещениях
муниципального жилищного фонда
№ 4 2015
Практика муниципального управления
3
Стр.7
Корнев С.А.
84
84 Долгосрочные программные документы – основа инвестиционного
процесса
Отрасль ЖКХ в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии. Специалисты
Центра теплоэнергосбережений утверждают: выход из этой ситуации есть!
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ КАДРЫ
Чаннов С.Е.
87
Пенсионное обеспечение муниципальных служащих и лиц, замещающих
муниципальные должности
Каждого муниципального служащего рано или поздно начинают беспокоить вопросы пенсионного
обеспечения. На что может рассчитывать муниципальный служащий, выйдя на заслуженный
отдых? При соблюдении каких условий и в каких размерах ему будет назначена пенсия?
Каким будет порядок ее выплаты? Чтобы разобраться во всех этих вопросах, следует
учитывать множество разных аспектов
Поддубная О.С.
98
Технология административной регламентации в органах местного
самоуправления
Умение применять технологию моделирования административных процессов относится
к профессиональным навыкам, необходимым специалистам в области муниципального
управления в соответствии с федеральным образовательным стандартом, утвержденным
приказом Минобрнауки России от 10.12.2014 № 1567
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ АКТЫ
Гулидов П.В.
104
104 О праве подписи официальных документов должностных лиц и органов
местного самоуправления
Личная и подлинная подпись уполномоченного должностного лица является важнейшей составляющей
любого официального документа,однако на практике не всегда уделяется должное
внимание данному вопросу, что неизбежно приводит к ошибкам и нарушению закона
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
110
А ТАКЖЕ
ОТ столицы до станицы
В фокусе реформ
32, 77, 109
5, 97
Новое в законодательстве
Краткие комментарии к последним законодательным актам и документам федеральных органов
4
Практика муниципального управления
№ 4 2015
Стр.8
В ФОКУСЕ РЕФОРМ
Муниципальные форумы «Идеология лидерства» – открытая площадка
для диалога общественности и власти
Показательный с точки зрения налаживания взаимодействия власти и общества пример
демонстрирует сегодня Московская область. Второй год подряд в муниципалитетах
региона проводятся муниципальные форумы «Идеология лидерства».
С февраля 2015 г. в муниципальных образованиях
Московской области продолжается
проведение муниципальных форумов
«Идеология лидерства». Это открытые дискуссионные
площадки, на которых жители
и члены новых общественных палат, федеральные
и муниципальные эксперты, а также
представители органов власти и бизнес-сообщества
обсуждают приоритеты развития
своего муниципального образования и всего
Подмосковья в целом, а также принимают
участие в обсуждении хода реализации программы
«Наше Подмосковье. Идеология лидерства».
Следует
отметить, что в 2014 г. такие муниципальные
форумы состоялись в Одинцове,
Солнечногорске, Люберцах, Мытищах,
Клину, Красногорске, Долгопрудном, Воскресенске,
Дубне, Лобне и Балашихе. Всего
в 2014 г. было проведено 11 форумов «Идеология
лидерства», в которых приняло участие
более 2 тыс. чел., поступило около
350 предложений.
Завершением серии форумов в 2014 г. стал
региональный форум в Доме Правительства
Московской области, где были подведены
итоги обсуждений в муниципалитетах и вынесены
предложения по модернизации программы
«Наше Подмосковье. Идеология лидерства».
В
2015 г. также планируется проведение
таких форумов в муниципальных образованиях
области. Работа форумов будет
трансли роваться в режиме онлайн
на сайте Об щественной палаты Московской
области www.opmo.mosreg.ru.
Губернатор Московской области Андрей
Воробьев отметил: «Стратегия лидерства требует
от нас регулярной и честной оценки
своей работы… Людям важно понимать логику
действий власти, иметь возможность
внести свой вклад и спросить с руководителей
результат».
Ранее глава Подмосковья сформулировал
семь принципов идеологии лидерства, которыми
должны руководствоваться представи№
4 2015
тели региональной и муниципальной власти
области в своей деятельности:
1. Житель всегда прав. Власть работает
для каждого человека, уделяет внимание
всем, кто в этом нуждается.
2. Команда – всё. Личность важна, но результат
делается вместе с командой.
3. Результат рулит. Важен только тот
процесс, который заканчивается достижением
цели.
4. Ничего личного. В основе любых кадровых
решений – объективные показатели:
результаты, рейтинги, репутация.
5. Чуткая власть. Живем там, где работаем.
Ходим по земле, слышим людей.
6. Перемены к лучшему. Когда каждый житель
замечает улучшения в своем дворе,
на своей улице, в своем городе.
7. Демократура. Демократия при обсуждении,
диктатура при выполнении.
Муниципальные форумы наглядно демонстрируют,
как принципы идеологии лидерства
реализуются в муниципальных образованиях
Подмосковья и позволяют местным
активистам совместно с федеральными
экспертами обсудить наиболее актуальные
для муниципальных образований темы. Так,
в работе муниципального форума «Идеология
лидерства» в Солнечногорском районе
приняли участие представители областного
правительства, общественных организаций,
муниципальных общественных палат, политических
партий, местной администрации,
депутатского корпуса, бизнес-сообщества
и блогосферы, всего около 120 чел., которые
предложили свои идеи по развитию как Солнечногорского
района, так и всей Московской
области.
Среди выступавших был и глава Солнечногорского
района Александр Якунин, который
подчеркнул, что «лидерство всего Подмосковья
может быть обеспечено при условии,
что каждый из муниципальных районов
будет стремиться к лидерству внутри
региона». «Это здоровая конкуренция, соревнование,
в котором главными победителями
Практика муниципального управления
5
В ФОКУСЕ РЕФОРМ
Стр.9