Б анковские услуги в России становятся все более и более конкурентным бизнесом, и это прежде всего касается розничного сегмента. <...> Ценовая конкуренция уходит в прошлое, поскольку всем давно стало ясно, что демпинг на рынке банковских услуг приводит лишь к снижению рентабельности бизнеса. <...> И сегодня важно даже не то, какие именно продукты банк предлагает клиентам, — банки оперируют в конкурентной борьбе одним и тем же набором финансовых продуктов и различия между ними, с точки зрения клиентов, становятся все менее заметными. <...> Сегодня выигрывает тот, кто оказывается ближе к клиентам и грамотно управляет издержками. <...> Иными словами, успех напрямую зависит от того, насколько полно и эффективно финансовые институты используют доступные каналы доставки продуктов и услуг. <...> Идею многоканального банкинга так или иначе уже взяли на вооружение все российские финансовые институты, серьезно позиционирующие себя в розничном сегменте. <...> Однако при обсуждении проблем использования каналов доставки услуг принято говорить в основном о технологии их реализации. <...> Вопросы экономического характера и организации эффективного управления акцентируются недостаточно. <...> Если же банки проводят анализ эффективности использования каналов доставки банковских услуг, стремятся к их полноценному использованию для управления взаимоотношениями с клиентами, к эффективному управлению рисками — они вынуждены обращаться к такой технологии, как хранилища данных. <...> Какие аналитические и управленческие возможности они открывают перед банками? <...> Какова их роль в эффективном управлении каналами доставки услуг? <...> Ответить на поставленные вопросы мы попробовали в этом номере журнала. <...>