KiT#29(3)_Olia.qxd 11/12/04 5:09 PM Page 4
Компоненты и технологии, ¹ 3’2003
Рынок
Демократичная
технология CAN
4–6 февраля 2003 г. в Москве проходила Вторая Международная школа−
семинар «Сеть CAN−bus и связанные с ней информационные технологии»
и выставка «CAN−Tech'2003». Организаторы этого мероприятия —
Международная ассоциация «CAN in Automation» и ее российские участники.
Школа−семинар собрала более 100 участников из Москвы (56% участников),
Санкт−Петербурга, Киева, Харькова, Ростова−на−Дону, Саратова, Таганрога,
Томска, Калининграда, Рязани, Тулы, Челябинска, Смоленска, Омска,
Обнинска, а также городов Московской области: Дубны, Зеленограда,
Коломны, Фрязино, Протвино, Черноголовки, Сергиева Посада.
В работе школы−семинара приняли участие представители 55 различных
компаний и государственных организаций производственной и научной
сферы деятельности. Среди участников были преподаватели, аспиранты
и студенты ведущих российских вузов: МГУ им. М. В. Ломоносова,
МГТУ èì. Áàóìàíà, ÌÀÈ, ÌÝÈ, ÌÈÔÈ.
На школе−семинаре присутствовал и выступил с докладом основатель
и директор CAN−CiA ã−í Хольгер Целтвангер (Holger Zeltwanger).
Мы воспользовались этой возможностью и встретились с ним,
чтобы больше узнать об организации CAN−CiA, о ее целях и планах.
Кроме òîãî, был еще один ïîâîä: не так давно CAN−CiA отметила
10−летний юбилей своего существования.
—Пожалуйста, несколько слов об истории
CAN. Когда была разработана промышленная
сеть CAN?
—Все началось в 1982 году. Это был внутренний
проект немецкой компании Robert
Bosch GmbH по разработке новой последовательной
сети для применения в легковых автомобилях.
В
1986 году CAN-протокол был официально
опубликован, а в 1989 году фирма Intel выпустила
первую микросхему с CAN-контроллером.
Впервые CAN-сеть была использована
в машинах фирмы Daimler Benz в 1992 году.
В настоящее время во всех европейских автомобилях
применяется шина СAN, за исключением
автомобилей «Лада». Мы ожидаем,
что в ближайшие 2–3 года и США, и весь
Дальний Восток, включая Японию и Корею,
будут применять CAN в своих автомобилях.
В 1990 году CAN начали также применять
и в других областях, таких, как текстильная
промышленность, лифты-подъемники и др.
Фактически 80% всех выпускаемых микросхем
с CAN-интерфейсом приходится на автомобильную
промышленность — это, безусловно,
основное направление. Сегодня в мире
ежегодно продается 3 млн CAN-чипов.
—Речь идет о легковых автомобилях?
— Нет, это любые машины. Все типы
транспортных средств: грузовики, сельскохозяйственные
машины, автобусы, погрузчики.
4
—А как распределяются оставшиеся 20%?
—Медицинское оборудование, промышленность,
морская электроника, банковское
оборудование для работы с кредитными картами,
торговые автоматы.
—Разрабатываются какие-либо новые,
перспективные области применения CANтехнологии?
—Да,
конечно, например, бытовая техника,
игровые автоматы. Фактически любое приложение,
в котором необходимо общаться между
собой, по крайней мере, двум микроконтроллерам,
является кандидатом на применение
CAN-сети.
Все 30–40 мировых производителей микроконтроллеров
сегодня реализуют CAN-технологию
в своих микросхемах, несколько тысяч
компаний производит устройства, совместимые
с CAN.
—Расскажите об истории создания организации
CAN-CiA?
—В 2002 году CAN-CiA отметила 10-летие
своей деятельности. Эту организацию я основал
как частное лицо, идея создания и принципы
ее деятельности принадлежат персонально
мне. CAN-CiA изначально являлась
международной некоммерческой и неприбыльной
организацией, поэтому у меня нет
личного финансового интереса в этом деле.
Всю работу я начинал у себя дома, так как
в то время был редактором в техническом
журнале. Именно работая в журнале, я написал
статью о CAN-технологии, и эта технология
понравилась мне своей демократичностью
— каждый узел сети CAN имеет одинаковые
права говорить и слушать. Через меня
проходило большое количество данных и материалов,
посвященных CAN, и я обнаружил,
что никто не продвигает эту технологию
с нейтральных позиций. Даже Bosch, владелец
этого протокола, в то время очень удивился,
что появился какой-то инициатор создания
подобной организации для пользователей
CAN. И только через 5 лет существования
Bosch вступил в CAN-CiA.
Первыми членами CAN-CiA стали 8 компаний:
6 западногерманских и по одной из Великобритании
и Швейцарии. Достаточно быстро
вступила голландская компания Philips.
К концу первого года в рядах CAN-CiA было
уже 70 организаций.
Первые 2 года я посвящал работе, связанной
с CAN-CiA, всего лишь несколько часов
в день в силу загруженности и нехватки свободного
времени. Потом встал вопрос выбора
— совмещать все уже не получалось.
Сегодня в штаб-квартире CAN-CiA работают
9 секретарей, в состав организации входит
более 400 компаний по всему миру. Одна
из наших главных задач — оставаться нейтральными,
я имею в виду, что все члены
CAN-CiA равны в своих правах, все получают
www.finestreet.ru
Стр.1
KiT#29(3)_Olia.qxd 11/12/04 5:09 PM Page 5
Компоненты и технологии, ¹ 3’2003
одинаковую поддержку, независимо от страны,
будь то Индия, Россия, КНР или США.
—Какие компании могут стать участниками
и кому можно посоветовать вступить
в вашу организацию?
—Практически любая как коммерческая,
так и некоммерческая компания или университет
может стать членом CAN-CiA.
Потенциальными участниками CAN-CiA
нам видятся фирмы, заинтересованные
в стандартизации каких-либо технических решений
на основе сети CAN. Кроме того, можно
посоветовать вступить в нашу организацию
тем, кто хочет осуществлять совместные
маркетинговые мероприятия в области CAN,
то есть создаются маркетинговые группы
в разных странах и по интересам, и по направлениям
деятельности.
Мелкие и средние компании, которые являются
пользователями CAN, не имеют достаточных
ресурсов для проведения маркетинговых
исследований в мировом масштабе и работ
по поддержанию столь большого набора
спецификаций, поэтому их мы тоже считаем
перспективными участниками CAN-CiA.
Я сам являюсь членом комитета, отвечающего
за международную стандартизацию
протокола CAN и, помимо этого, состою еще
в дюжине других комитетов, где представляю
интересы членов CAN-CiA в области стандартизации.
Таким образом, я защищаю интересы
членов CAN-CiA в этих комитетах.
—На какую информационную либо техническую
поддержку может рассчитывать
участник CAN-CiA?
— У нас есть сайт, доступный всем
(www.can-cia.de), и на этом же сайте есть закрытая
область информации — только для
членов CAN-CiA.
Проведение семинаров в разных странах курируется
бизнес-комитетом, который решает,
будет семинар бесплатным для участников
(соответственно, он будет оплачен из членских
взносов CAN-CiA) или нет. Например, в Германии
мы проводим только платные семинары,
то же самое относится ко всем развитым
европейским странам. А в США семинары бесплатные
— это связано с тем, что США не относятся
к развитым странам в плане использования
и развития CAN.
Буквально неделю назад я вернулся из Индии,
где мы провели приблизительно такого
же плана, как и в России, два семинара —
в одном из них участвовало 55 человек,
а во втором — порядка 80.
Мы издаем раз в квартал журнал «CAN
Newsletter» и всегда интересуемся у членов
CAN-CiA — есть ли у них интересная информация
для печати. Я все-таки продолжаю работать
редактором, никуда от этого не деться.
Журнал распространяется бесплатно, причем
получать его могут и не члены CAN-CiA.
Для этого необходимо просто заполнить подписную
форму. В данном вопросе мы также
придерживаемся демократических принципов.
—Как обстоят дела в России, сколько участников
CAN-CiA в России?
— До 2002 года в России было 4 члена
CAN-CiA: «Дэйтамикро» (Таганрог), «ЭлеСи»
(Томск), «Марафон» (Москва), «Текон»
www.finestreet.ru
5
(Москва). В прошлом же году мы провели
первый семинар, в этом году состоялся второй
семинар. У нас достаточно активно действующая
маркетинговая группа в России.
Мы планируем проведение выездных школсеминаров
в крупных российских городах.
На сегодняшний день вступили в CAN-CiA
такие российские компании, как «Тритон Электроникс»
(Екатеринбург), «Фаствел» (Москва),
«Уникам» (Москва).
Во время проведения первого семинара
в России мы почувствовали просто интерес
к теме CAN, в этом году было задано очень
много технических вопросов, которые показывают,
что люди за год прочитали и усвоили
немало литературы.
Также я обнаружил достаточно много готовых
чрезвычайно сложных систем, созданных
российскими членами CAN-CiA, но я считаю
это только небольшой частью большой игры,
которая разгорается здесь, в России. Мое ощущение
таково, что в самом ближайшем будущем
многие компании примут для себя решение
— использовать CAN или не использовать.
—Какова процедура и порядок вступления
в CAN-CiA?
—Новый потенциальный участник (им может
быть и частное лицо) может связаться напрямую
со мной по электронной почте, можно
найти информацию на веб-сайте. Если
речь идет о новых российских участниках
CAN-CiA, то им я бы посоветовал контактировать
через наших российских представителей,
например, через компанию «Марафон».
Кроме того, есть русскоязычный сайт-зеркало
(www.can-cia.ru), где также находится вся необходимая
информация.
Для вступления новому участнику достаточно
заплатить годовой членский взнос, причем
размер взноса определяется исходя из количества
сотрудников компании. Этот вопрос
находится в рассмотрении Генеральной Ассамблеи
организации, которая устанавливает
и фиксирует размеры этих взносов.
Члены CAN-CiA дают поручения секретариату
и решают между собой, каким образом
их членские взносы будут расходоваться.
Поэтому я не знаю, что будет происходить
с этими деньгами, так как следующая Ассамблея
и сами члены CAN-CiA могут решить тратить
их как-то по-новому.
—Поддерживает ли CAN-CiA какие-либо
профильные образовательные программы
на базе вузов, университетов?
Рынок
—Нет, но если члены CAN-CiA дадут мне
такое поручение, согласятся потратить свои
членские взносы и разрешат мне потратить
на это время, то, безусловно, я сделаю это.
Еще раз повторю, что CAN-CiA — организация,
управляемая исключительно ее участниками.
Механизмы для решения подобных задач
у CAN-CiA есть.
—Была ли для вас неожиданной, новой, интересной
какая-то информация относительно
применения CAN в России во время
проведения семинара?
—Я всегда удивляюсь. Может, это больше
относится к истории прошлого года —
я не мог себе представить, что российские железные
дороги планируют применять CAN.
Также я не ожидал, что уже есть достаточно
много готовых продуктов и изделий с использованием
CAN на рынке России, например,
то, что предлагает компания «Марафон».
Конечно, это не очень широкий диапазон,
который охватывает не всю промышленность.
—Как вы можете оценить перспективы
CAN в России на ближайшие несколько лет?
—К сожалению, я не могу заглянуть в будущее,
я не оракул. Дать серьезный ответ
на этот вопрос мне сложно.
Все зависит от того, как быстро вы примете
решение. И мое личное мнение, что вы
должны спешить принимать решение.
—А если говорить о Европе?
— Если говорить о Европе, то в области
встроенных приложений CAN — это уже состоявшийся
факт и основное решение. Западная
Европа обгоняет весь остальной мир
в этом вопросе лет на пять.
—Какие страны, с вашей точки зрения,
наиболее активны в плане применения CANтехнологии
и являются потенциальными
пользователями, если не рассматривать
Западную Европу?
—На подходе сейчас США, скорее всего, потом
будет Япония, Восточная Европа иЮгоВосточная
Азия. По моему мнению, Россия
принадлежит к восточноевропейским странам.
—Что бы вы могли пожелать читателям
нашего журнала?
—Я надеюсь, что они рассмотрят CAN-технологию
как кандидата, позволяющего решить
их технические проблемы и задачи,
и если CAN удовлетворяет их требованиям,
то я буду счастлив оказать поддержку в этом
вопросе.
Интервью провела Анна Соснина
Стр.2
KiT#29(3)_Olia.qxd 11/12/04 5:09 PM Page 6
Компоненты и технологии, ¹ 3’2003
Компоненты
Керамические резонаторы
Юрий Левашов
Support@alkon.net
Таблица 1. Вид колебания и частотный диапазон
Вид колебания
Гибкие
колебания
Продольные
колебания
Пространственные
колебания
Радиальные
колебания
Колебания
в толще пластины
Трапецевидные
колебания
Поверхностно
акустические волны
6
табл1_2
табл1_3
табл1_4
вания компания значительно расширила ассортимент
выпускаемой продукции — это конденсаторы
и резисторы, EMI-фильтры, керамические резонаторы
и многое другое. Отличительной особенностью
продукции фирмы является то, что большинство изделий
изготовлено на основе керамики. Компанией
в полной мере используются удивительные свойства
керамических материалов, что позволяет ей создавать
высококачественную продукцию, признанную
многими специалистами во всем мире. Керамика
— это материал, похожий на обоженную глину, изготовляемый путем спекания в специальных печах
различных, очищенных на атомарном уровне,
материалов. Путем добавления различных примесей,
изменением температуры и атмосферных характеристик
процесса обжига можно менять свойства
керамических материалов, что, в свою очередь,
дает практически безграничный простор для деятельности.
Керамические технологии Murata всеобъемлющи.
Применение революционных технологий,
ежегодная регистрация нескольких тысяч
патентов, связанных с усовершенствованием и развитием
производственного процесса — все это ставит
компанию Murata в мировые лидеры и говорит
о ее технологической мощи.
Статья является продолжением начатого цикла
публикаций о продукции Murata, в ней речь пойдет
об изделиях, использующих пьезоэлектрические
свойства керамики, в частности, о керамических резонаторах.
К
1
к 10 к 100 к 1 М 10 М 100 М 1 G
Частота ( Гц)
#
#
#
#
#
#
#
#
#
Процесс разработки резонаторов на основе пьезоэффекта
в керамике принадлежит фирме Murata
и запатентован под товарным знаком Ceralock®.
табл1_5
#
омпания Murata была основана в 1944 году
и изначально являлась производителем керамических
конденсаторов. Со дня своего осноMurata
Компанией
Murata выпускается огромный ассортимент радиоэлектронных
компонентов, на основе керамических материалов. В статье рассказывается
о керамических резонаторах, использующих пьезоэлектрические свойства керамики.
табл1_6
#
#
табл1_7
#
#
#
www.finestreet.ru
Стр.3