Шлыкова О.В., профессор кафедры
Виртуальных коммуникаций МГУКИ
Феномен мультимедиа
Смена медиа технологии означает смену парадигмы и влечет за собой развитие и смену
культур, и империй, и тип знания. Не являются исключением мультимедийные
технологии. Они создают социокультурную и технологическую возможность для создания
сверх насыщенного информационного поля, которое практически повсеместно окружает
современного человека. В информационный век увеличивается социальная и культурная
роль мультимедиа, наступает век цифрового Ренесанса, в котором люди получают знания
в качестве нового ресурса.
Многозначность самого термина ”мультимедиа” приводит к тому, что разные трактовки
исходного термина рождают различные его интерпретации в педагогической практике.
Поэтому попытаемся сначала пояснить, что же такое мультимедиа, а затем остановимся на
тех направлениях, которые, на наш взгляд, должны лечь в основу учебного курса
«Мультимедиа» в гуманитарном вузе.
Термин «мультимедиа» является латинизмом, проникшим из англоязычных источников в
различные языки практически в первоначальной транскрипции. Иногда его произносят на
английский лад - «малтимедиа». Происходит он от соединения английских слов – «multy»,
“multiple” (множественный, складной, состоящий из многих частей) и «media» (среда,
средство) или, точнее, от латинских слов multum «много» и media, medium «средоточие»;
«средство», «способ»). Таким образом, дословно “мультимедиа” означает “многие среды”.
В энциклопедии «Кирилла и Мефодиа» мультимедиа определяется как электронный
носитель информации, включающий несколько ее видов (текст, изображение, анимация и
пр.) (1). В настоящее время трактовка термина мультимедиа несколько расширилась. Он
стал охватывать не только носители информации, но и компьютерные средства обработки
информации.
В словаре «Основные понятия и определения прикладной интернетики» под мультимедиа
понимается взаимодействие визуальных и аудио эффектов под управлением
интерактивного программного обеспечения. Обычно это означает сочетание текста, звука
и графики, а в последнее время все чаще – анимации и видео (2).
За этим, казалось бы, вполне понятным обозначением мультимедиа кроется множество
оттенков, требующих дальнейшего уточнения и детализации, т.к. природа мультимедиа
намного глубже и сложнее, а его характер и особенности находится в «эмбриональной»
стадии изучения.
Действительно, мультимедиа один из терминов, который может означать разные вещи и
быть предназначен для самых разных людей и пользователей. Поэтому так много
дисциплин, имеющих дело с мультимедиа (в компьютерной сфере – это Сайтостроение,
Гипертекстовые системы, Компьютерная графика, Компьютерная анимация и т.д., в
средствах массовой информации – Журналистика, в т.ч. и Интернет-журналистика,
Речевые и социальные коммуникации и др, в искусстве – Сетевое искусство, Анимация,
Видеомонтаж, Режиссура звука, фильма и многие др.). В связи с этим трудно
определиться, где мультимедиа начинается и где заканчивается. Очень образно по этому
поводу сказал Джеф Бургер (Jeff Burger), обозреватель журнала «Новые Медиа» (New
Media): Определение мультимедиа напоминает мне старую притчу о трех слепых
мужчинах, впервые повстречавшихся со слоном. Один притрагивается к хвосту слона и
Стр.1