Представлен опыт эффективного формирования общенаучной компетенции у будущих экономистов. <...> Анализ литературы по данной проблеме и опыт работы показывают, что профессиональная подготовка экономистов в вузе в настоящее время не соответствует социально-экономическим потребностям страны. <...> В исследованиях формирование профессиональных компетенций рассматривается как важнейший компонент непрерывного профессионального развития личности. <...> На наш взгляд, формирование данной компетенции у будущих экономистов будет проходить более эффективно в процессе их математической подготовки. <...> Изучение математики способствует не только накоплению определенной 4 системы знаний, умений и навыков, но и развитию интеллектуальной сферы обучающихся, формированию различных способов мышления. <...> Математическое образование следует рассматривать как важнейшую составляющую в системе фундаментальной подготовки современного экономиста. <...> В монографии выявлены социально-экономические предпосылки формирования компетентных специалистов экономического профиля, рассмотрены понятие и сущностные характеристики общенаучной компетенции экономиста, проанализировано содержание общенаучной подготовки студентов экономических специальностей, представлена теоретическая модель и педагогические условия формирования общенаучной компетенции у будущих экономистов. <...> ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕНАУЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ Социально-экономические предпосылки формирования компетентных специалистов экономического профиля Во всем мире идет непрерывный процесс совершенствования профессионального образования. <...> Наконец, важна способность быстро дополнять уже имеющиеся знания и умения новыми, перестраиваться в соответствии с требованиями 1 Национальная доктрина образования в Российской Федерации. <...> В последнее десятилетие профессия экономиста получила распространение. широчайшее число <...>
Общенаучная_компетенция_экономистов_теория_и_опыт_формирования.pdf
УДК 572
Печатается по рекомендации Ученого совета факультета
социотехнических систем КНИТУ
Рецензенты:
доктор пед. наук, профессор Л.А. Казанцева
доктор пед. наук, профессор И.И. Галимзянова
Общенаучная компетенция экономистов: теория и опыт формирования
: монография / Г.Б. Хасанова, Р.Р. Исхакова, Р.В. Батурина;
М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань :
Изд-во КНИТУ, 2012. – 156 с.
ISBN 978-5-7882-1261-6
ния
Выявляются социально-экономические предпосылки формировакомпетентных
экономистов.
Определяются
сущностные
характеристики общенаучной компетенции, их содержание и структура.
Рассматриваются возможности математических дисциплин в аспекте
формирования общенаучной компетенции у студентов в процессе их
изучения. Представлен опыт эффективного формирования общенаучной
компетенции у будущих экономистов.
Для научных и практических работников сферы образования.
Может использоваться в качестве учебного пособия для студентов вузов
с углубленной педагогической подготовкой, а также в магистратуре,
аспирантуре, системе повышения квалификации.
ISBN 978-5-7882-1261-6
© Хасанова Г.Б., Исхакова Р.Р., Батурина Р.В., 2012
© Казанский национальный исследовательский
технологический университет, 2012
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ОБЩЕНАУЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ ........ 6
Социально-экономические предпосылки формирования
компетентных специалистов экономического профиля ...................... 6
Сущность, содержание и структура общенаучной компетенции
экономиста ........................................................................................... 20
Анализ содержания естественнонаучной подготовки будущих
экономистов в аспекте формирования общенаучной компетенции . 37
Выводы по главе 1 ...................................................................... 51
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА, ОБОСНОВАНИЕ И АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ
И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕНАУЧНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ ................................... 57
Теоретическая модель формирования общенаучной компетенции
у будущего экономиста ........................................................................ 57
Педагогические условия формирования общенаучной
компетенции будущего экономиста в процессе математической
подготовки ............................................................................................ 76
Организация, ход и анализ результатов экспериментального
исследования ..................................................................................... 102
Выводы по главе 2 .................................................................... 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................. 122
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ......................... 127
ПРИЛОЖЕНИЯ ............................................................................ 146
Приложение 1 ............................................................................ 146
Приложение 2 ............................................................................ 148
Приложение 3 ............................................................................ 150
155
Стр.155