Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Профессиональная социализация современной российской студенческой молодежи в технических вузах (на примере г. Казани) (90,00 руб.)

0   0
Первый авторВалеева Алла Валериановна
ИздательствоКНИТУ
Страниц24
ID302518
АннотацияЦель диссертационного исследования - выявить особенности профессиональной социализации студентов высшей технической школы на примере г. Казани.
УДК316.34/.35
ББК60.5
Валеева, А.В. Профессиональная социализация современной российской студенческой молодежи в технических вузах (на примере г. Казани) : автореф. дис. ... канд. социолог. наук / А.В. Валеева .— Казань : КНИТУ, 2007 .— 24 с. — URL: https://rucont.ru/efd/302518 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи ВАЛЕЕВА АЛЛА ВАЛЕРИАНОВНА Профессиональная социализация современной российской студенческой молодежи в технических вузах (на примере г. Казани) Специальность 22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы А В Т О Р Е Ф Е Р А Т диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук Казань-2007 Работа выполнена на кафедре государственного, муниципального управления и социологии Казанского государственного технологического университета Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор Зинурова Раушания Ильшатовна Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор Рахимова Расима Миннахметовна Кандидат социологических наук, доцент Максимова Ольга Анатольевна Ведущая организация: Казанский государственный университет Защита состоится 13 марта 2007 диссертационного ДМ 212.080.09 года в ___ часов на заседании при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский государственный технологический университет» по адресу: 420029, Казань, ул. <...> С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Казанского государственного технологического университета Автореферат разослан 6 февраля 2007 г. Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Казанского государственного технологического университета 6 февраля 2007 г. Режим доступа: http://www.kstu.ru Ученый секретарь диссертационного совета доктор политических наук, профессор К.С.Идиатуллина 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования профессиональной социализации студенческой молодежи в условиях социокультурных изменений современного российского общества и модернизации отечественной системы образования определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обусловливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов <...>
Профессиональная_социализация_современной_российской_студенческой_молодежи_в_технических_вузах_(на_примере_г._Казани).pdf
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования профессиональной социализации студенческой молодежи в условиях социокультурных изменений современного российского общества и модернизации отечественной системы образования определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обусловливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социальноэкономическая значимость функционирования вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью, которую играет студенчество в воспроизводстве социальной и профессиональной структуры общества. В условиях трансформации общества происходит пересмотр ранее существовавшей системы ценностей. Современную социокультурную ситуацию можно охарактеризовать как переход от традиционной культуры с определенным набором норм и ценностей к демократической культурной традиции. Россия также не стоит в стороне от изменений, получивших название «постмодернизация». Автор разделяет точку зрения В.А.Ядова о том, что в российском обществе «происходит сдвиг от прозрачной ясности социальных идентификаций советского типа к групповым солидарностям «постмодернистского» типа, где решительно все амбивалентно, неустойчиво, лишено какого-бы то ни было вектора, называемого социальным прогрессом»1. Становление постсоветской системы ценностей будет происходить достаточно долго, и данная ситуация отражается на процессе духовнонравственного и профессионального становления такой социальной группы как студенческая молодежь. Развитие современного российского общества во многом зависит от тех качеств молодежи, которые формируются в образовательном процессе. Актуальность нашего исследования обусловлена и преобразованиями в современной системе образования, которые зависят от внешних и внутренних процессов. Внешние – это изменения, происходящие во всех сферах жизни общества и отражающиеся на социализации. Внутренние изменения – структурная реорганизация отечественного высшего образования. Федеральная целевая программа развития образования2 на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г., раскрывает стратегические цели, задачи и показатели модернизации современного российского образования. Одной из негативных тенденций, отмеченных в Программе, является отсутствие адекватной реакции системы 1 Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе //Социс.-1993.-№1,с.41 2 Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. Постановление правительства российской Федерации от 23.12.2005г.№803 3
Стр.3
образования и профессионального труда молодежью посвящена работа Абдрахмановой Л.В.11 В зарубежной социологии наиболее известным и массовым является исследование американскими социологами студентов разных стран с целью выявления влияния постмодернизации общества на изменение мировоззрения студентов с модернистского на постмодернистское.12 Таким образом, исходя из анализа научной литературы и современного противоречивого состояния социализации студенческой молодежи в системе высшего образования, становится очевидной необходимость исследования, позволяющего провести анализ процесса профессиональной социализации студентов современной высшей технической школы. Эмпирический объект исследования – студенты технических вузов как особая социально-профессиональная группа. Теоретический объект исследования - профессиональная социализация студентов технических вузов как социальный процесс. Предмет исследования – структурные и процессуальные характеристики профессиональной социализации студенческой молодежи технических вузов. Проблемная область включает изучение моделей профессиональной социализации студенчества в процессе технического образования, исследование динамики их профессиональных ориентаций в период обучения в высшей технической школе, выявление ценностей трудовой деятельности в структуре ценностных ориентаций студенческой молодежи. Цель диссертационного исследования - выявить особенности профессиональной социализации студентов высшей технической школы на примере г. Казани. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:  определить место студенчества как специфической социальнопрофессиональной группы в структуре современной молодежи;  проанализировать теоретико-методологические подходы к исследованию процессов профессиональной социализации в контексте ролевой и диспозиционной теорий личности;  рассмотреть высшую техническую школу как социальный институт и выявить его функции в процессе профессиональной социализации студентов;  раскрыть структурные студенческой молодежи; 11 и процессуальные характеристики профессиональной социализации студенческой молодежи;  выявить реальное содержание трудовых ценностей современной Абдрахманова Л.В. Образование и профессиональный труд в системе ценностных ориентаций студенческой молодежи. Автореф. дис... канд. соц. наук, Казань, 2001. 12 Брунер М., А.Кетчэм, Д.Норвайн, М.Преда. Значимость значения во времени забвения значения // Международный журнал социальных наук. -1994. -№4(7). – С.165-176. 8
Стр.8