На правах рукописи ВАЛЕЕВА АЛЛА ВАЛЕРИАНОВНА Профессиональная социализация современной российской студенческой молодежи в технических вузах (на примере г. Казани) Специальность 22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы А В Т О Р Е Ф Е Р А Т диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук Казань-2007 Работа выполнена на кафедре государственного, муниципального управления и социологии Казанского государственного технологического университета Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор Зинурова Раушания Ильшатовна Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор Рахимова Расима Миннахметовна Кандидат социологических наук, доцент Максимова Ольга Анатольевна Ведущая организация: Казанский государственный университет Защита состоится 13 марта 2007 диссертационного ДМ 212.080.09 года в ___ часов на заседании при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский государственный технологический университет» по адресу: 420029, Казань, ул. <...> С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Казанского государственного технологического университета Автореферат разослан 6 февраля 2007 г. Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Казанского государственного технологического университета 6 февраля 2007 г. Режим доступа: http://www.kstu.ru Ученый секретарь диссертационного совета доктор политических наук, профессор К.С.Идиатуллина 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования профессиональной социализации студенческой молодежи в условиях социокультурных изменений современного российского общества и модернизации отечественной системы образования определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного хозяйства, наука и культура обусловливают дальнейшее увеличение численности и качества подготовки специалистов <...>
Профессиональная_социализация_современной_российской_студенческой_молодежи_в_технических_вузах_(на_примере_г._Казани).pdf
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования профессиональной социализации студенческой
молодежи в условиях социокультурных изменений современного российского
общества и модернизации отечественной системы образования определяется тем,
что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся отрасли народного
хозяйства, наука и культура обусловливают дальнейшее увеличение численности и
качества подготовки специалистов с высшим образованием (по отношению к
другим группам учащейся молодежи); во-вторых, возрастает социальноэкономическая
значимость функционирования вузов; в-третьих, студенчество
является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той
большой ролью, которую играет студенчество в воспроизводстве социальной и
профессиональной структуры общества.
В условиях трансформации общества происходит пересмотр ранее
существовавшей системы ценностей. Современную социокультурную ситуацию
можно охарактеризовать как переход от традиционной культуры с определенным
набором норм и ценностей к демократической культурной традиции. Россия также
не стоит в стороне от изменений, получивших название «постмодернизация».
Автор разделяет точку зрения В.А.Ядова о том, что в российском обществе
«происходит сдвиг от прозрачной ясности социальных идентификаций советского
типа к групповым солидарностям «постмодернистского» типа, где решительно все
амбивалентно, неустойчиво, лишено какого-бы то ни было вектора, называемого
социальным прогрессом»1. Становление постсоветской системы ценностей будет
происходить достаточно долго, и данная ситуация отражается на процессе духовнонравственного
и профессионального становления такой социальной группы как
студенческая молодежь. Развитие современного российского общества во многом
зависит от тех качеств молодежи, которые формируются в образовательном
процессе.
Актуальность нашего исследования обусловлена и преобразованиями в
современной системе образования, которые зависят от внешних и внутренних
процессов. Внешние – это изменения, происходящие во всех сферах жизни общества
и отражающиеся на социализации. Внутренние изменения – структурная
реорганизация отечественного высшего образования.
Федеральная целевая программа развития образования2 на 2006-2010 годы,
утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря
2005 г., раскрывает стратегические цели, задачи и показатели модернизации
современного российского образования. Одной из негативных тенденций,
отмеченных в Программе, является отсутствие адекватной реакции системы
1 Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе //Социс.-1993.-№1,с.41
2 Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. Постановление
правительства российской Федерации от 23.12.2005г.№803
3
Стр.3
образования и профессионального труда молодежью посвящена работа
Абдрахмановой Л.В.11
В зарубежной социологии наиболее известным и массовым является
исследование американскими социологами студентов разных стран с целью
выявления влияния постмодернизации общества на изменение мировоззрения
студентов с модернистского на постмодернистское.12
Таким образом, исходя из анализа научной литературы и современного
противоречивого состояния социализации студенческой молодежи в системе
высшего образования, становится очевидной необходимость исследования,
позволяющего провести анализ процесса профессиональной социализации
студентов современной высшей технической школы.
Эмпирический объект исследования – студенты технических вузов как
особая социально-профессиональная группа.
Теоретический объект исследования - профессиональная социализация
студентов технических вузов как социальный процесс.
Предмет исследования – структурные и процессуальные характеристики
профессиональной социализации студенческой молодежи технических вузов.
Проблемная область включает изучение моделей профессиональной
социализации студенчества в процессе технического образования, исследование
динамики их профессиональных ориентаций в период обучения в высшей
технической школе, выявление ценностей трудовой деятельности в структуре
ценностных ориентаций студенческой молодежи.
Цель диссертационного исследования -
выявить
особенности
профессиональной социализации студентов высшей технической школы на примере
г. Казани.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
определить место студенчества как специфической социальнопрофессиональной
группы в структуре современной молодежи;
проанализировать
теоретико-методологические
подходы
к
исследованию процессов профессиональной социализации в контексте ролевой и
диспозиционной теорий личности;
рассмотреть высшую техническую школу как социальный институт и
выявить его функции в процессе профессиональной социализации студентов;
раскрыть
структурные
студенческой молодежи;
11
и
процессуальные
характеристики
профессиональной социализации студенческой молодежи;
выявить реальное содержание трудовых ценностей современной
Абдрахманова Л.В. Образование и профессиональный труд в системе ценностных
ориентаций студенческой молодежи. Автореф. дис... канд. соц. наук, Казань, 2001.
12 Брунер М., А.Кетчэм, Д.Норвайн, М.Преда. Значимость значения во времени забвения
значения // Международный журнал социальных наук. -1994. -№4(7). – С.165-176.
8
Стр.8