Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636193)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Развитие профессиональной культуры в процессе обучения инженеров военных специальностей (90,00 руб.)

0   0
Первый авторЖарова
ИздательствоКНИТУ
Страниц22
ID302420
Жарова, Т.А. Развитие профессиональной культуры в процессе обучения инженеров военных специальностей : Автореферат / Т.А. Жарова .— Казань : КНИТУ, 2011 .— 22 с. — URL: https://rucont.ru/efd/302420 (дата обращения: 18.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи Жарова Татьяна Александровна РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНЖЕНЕРОВ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 13.00.08 – теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Казань – 2011 Работа выполнена в ФГАО ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» и Военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» (филиал, г. Сызрань) Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Ившина Галина Васильевна ФГАО ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Хасанова Гульнара Фатыховна ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» доктор педагогических наук, профессор Рукавишников Виктор Алексеевич Казанский государственный энергетический университет Ведущая организация Ульяновский военнотехнический институт 212. <...> Воспитание и развитие личностных качеств гражданина и специалиста, способного успешно реализовывать свои профессиональные знания и умения в современном социуме, становится в эпоху социально-экономических преобразований в России одним из главных направлений деятельности вуза. <...> Модернизация российских вооруженных сил, направленная на оптимизацию всей системы, сокращение количественного состава и повышение уровня подготовки военных специалистов предъявляет к выпускникам – будущим офицерам требования не только образовательного (профессиональные компетенции, конкурентоспособность), но и личностного характера. <...> Анализ научной литературы показывает, что достаточно изучены теории военной и авиационной психологической деятельности (Б.С. Алякринский, Б.М. Голдштейн, В.П. Жуковский, В.А. Пономаренко, Б.Л. Покровский, И.И. Малопурин, П.В. Картамышев и др.), профессиографического подхода в военном образовании (О.П. Кислякова, Ю.К. Чернова <...>
Развитие_профессиональной_культуры_в_процессе_обучения_инженеров_военных_специальностей.pdf
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Воспитание и развитие личностных качеств гражданина и специалиста, способного успешно реализовывать свои профессиональные знания и умения в современном социуме, становится в эпоху социально-экономических преобразований в России одним из главных направлений деятельности вуза. Модернизация российских вооруженных сил, направленная на оптимизацию всей системы, сокращение количественного состава и повышение уровня подготовки военных специалистов предъявляет к выпускникам – будущим офицерам требования не только образовательного (профессиональные компетенции, конкурентоспособность), но и личностного характера. Особенность новой образовательной парадигмы состоит в восприятии человека как целостного индивида, находящегося в процессе постоянного развития, готового к собственному выбору в постоянно изменяющихся социальных условиях, способного нести ответственность за сделанный им выбор. Интеграция технической, естественнонаучной и гуманитарной составляющих содержания высшего военного образования является обязательным условием формирования гармонично развитой личности военного специалиста. Анализ государственных стандартов определяет требования к военнотехническому образованию – «обеспечить выпуск образованных специалистов не только с хорошей профессиональной квалификацией, но и способных к целостному системному анализу сложных проблем современной жизни общества и окружающей среды, обладающих высоким уровнем коммуникативной компетенции». Это вызвано прогнозом перспектив развития Вооруженных сил Российской Федерации в новых условиях, сопровождающихся процессами информатизации науки и производства, что требует повышения качества инженерного образования в военном вузе. Анализ научной литературы показывает, что достаточно изучены теории военной и авиационной психологической деятельности (Б.С. Алякринский, Б.М. Голдштейн, В.П. Жуковский, В.А. Пономаренко, Б.Л. Покровский, И.И. Малопурин, П.В. Картамышев и др.), профессиографического подхода в военном образовании (О.П. Кислякова, Ю.К. Чернова, А.П. Пелевина и др.), концепции информатизации военного образования (В.К. Абрамов, В.А. Бокарев, А.О. Баранов, В.М. Бондаренко, А.Ф. Волков, Б.Н. Мальков, С.Н. Малюков и др.), совершенствования военного образования (В.П. Жуковский, В.А. Киселев, Н.А. Леонова, А.В. Московцев, А.А. Дорофеев, В.И. Шадрин, И.Ю. Аникин и др.); понятие «саморазвитие личности» (В.И. Андреев, П.Н. Осипов, И.И. Голованова, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Р. Бернс, У.Джеймс, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Наличие выполненных исследований по подготовке инженеров военных специальностей не исчерпало проблемного поля: пока недостаточно разработаны методологические основы развития профессиональной культуры в процессе обучения с позиций творческого развития личности будущих инженеров военных специальностей. В современных условиях радикальной реформы вооруженных сил, общая направленность которых, по мнению министра обороны РФ, – создание профессиональной армии постоянной боевой готовности, осуществляется и реформа военного образования, которая направлена на подготовку кадров, обладающих профессиональными компетенциями, творческим мышлением и инициативностью. 3
Стр.3
Таким образом, можно выделить противоречия:  между требованиями реформ по подготовке кадров «с творческим мышлением и инициативностью» и недостаточной подготовкой к саморазвитию будущих инженеров военных специальностей;  между потенциальными возможностями современных компьютерных технологий в формировании профессиональной культуры будущих инженеров военных специальностей и отсутствием специально разработанных форм, методов, средств и условий реализации этих возможностей;  между возрастающей необходимостью изучения процессов «самости» в военном образовании и недостаточностью педагогических исследований по развитию творческой личности будущих инженеров военных специальностей. Выявленные противоречия позволяют на теоретико-методологическом уровне определить проблему исследования, которая состоит в выявлении форм, методов, средств и педагогических условий развития профессиональной культуры в процессе обучения будущих инженеров военных специальностей. Необходимость разрешения этой проблемы позволила сформулировать тему исследования: «Развитие профессиональной культуры в процессе обучения инженеров военных специальностей». Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в военно-техническом вузе. Предмет исследования – развитие профессиональной культуры будущих инженеров военных специальностей (на материале обучения общепрофессиональным дисциплинам). Цель исследования – теоретически обосновать, выявить и экспериментально проверить педагогические условия развития профессиональной культуры в процессе обучения будущих инженеров военных специальностей. Гипотеза исследования состоит в предположении, что эффективность развития профессиональной культуры будущих инженеров военных специальностей находится в прямой зависимости от уровня развития их «самости» и профессиональных компетенций и связана с внедрением инновационных технологий в образовательный процесс, на основе которых военное обучение становится более качественным, если:  организовать этот процесс как целенаправленную деятельность по системному формированию инженерных профессиональных компетенций с современных позиций технологического подхода;  использовать в обучении общепрофессинальным дисциплинам компьютерные технологии;  целенаправленно отобрать и структурировать теоретические знания и умения на развитие профессиональной культуры в процессе обучения путем специально ориентированной и творчески организованной учебной деятельности;  внедрить в процесс обучения специально разработанную модель эффективного развития профессиональной культуры будущих инженеров военных специальностей;  научно-методическое и технологическое обеспечение обучения будет представлено как совокупность системы учебно-познавательных творческих заданий, механизмов, процедур творческой учебной деятельности, средств диагностики. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи исследования: 4
Стр.4