ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Воспитание и развитие личностных качеств
гражданина и специалиста, способного успешно реализовывать свои
профессиональные знания и умения в современном социуме, становится в эпоху
социально-экономических преобразований в России одним из главных направлений
деятельности вуза. Модернизация российских вооруженных сил, направленная на
оптимизацию всей системы, сокращение количественного состава и повышение
уровня подготовки военных специалистов предъявляет к выпускникам – будущим
офицерам требования не только образовательного (профессиональные компетенции,
конкурентоспособность), но и личностного характера.
Особенность новой образовательной парадигмы состоит в восприятии человека
как целостного индивида, находящегося в процессе постоянного развития, готового к
собственному выбору в постоянно изменяющихся социальных условиях, способного
нести ответственность за сделанный им выбор.
Интеграция технической, естественнонаучной и гуманитарной составляющих
содержания высшего военного образования является обязательным условием
формирования гармонично развитой личности военного специалиста.
Анализ государственных стандартов определяет требования к военнотехническому
образованию – «обеспечить выпуск образованных специалистов не
только с хорошей профессиональной квалификацией, но и способных к целостному
системному анализу сложных проблем современной жизни общества и окружающей
среды, обладающих высоким уровнем коммуникативной компетенции». Это вызвано
прогнозом перспектив развития Вооруженных сил Российской Федерации в новых
условиях, сопровождающихся процессами информатизации науки и производства,
что требует повышения качества инженерного образования в военном вузе.
Анализ научной литературы показывает, что достаточно изучены теории
военной и авиационной психологической деятельности (Б.С. Алякринский,
Б.М. Голдштейн, В.П. Жуковский, В.А. Пономаренко, Б.Л. Покровский,
И.И. Малопурин,
П.В. Картамышев и др.), профессиографического подхода в
военном образовании (О.П. Кислякова, Ю.К. Чернова, А.П. Пелевина и др.),
концепции информатизации военного образования (В.К. Абрамов, В.А. Бокарев,
А.О. Баранов, В.М. Бондаренко, А.Ф. Волков, Б.Н. Мальков, С.Н. Малюков и др.),
совершенствования военного образования (В.П. Жуковский, В.А. Киселев,
Н.А. Леонова, А.В. Московцев, А.А. Дорофеев, В.И. Шадрин, И.Ю. Аникин и др.);
понятие «саморазвитие личности» (В.И. Андреев, П.Н. Осипов, И.И. Голованова,
Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Р. Бернс, У.Джеймс, К. Роджерс,
А. Маслоу и др.).
Наличие выполненных исследований по подготовке инженеров военных
специальностей не исчерпало проблемного поля: пока недостаточно разработаны
методологические основы развития профессиональной культуры в процессе обучения
с позиций творческого развития личности будущих инженеров военных
специальностей.
В современных условиях радикальной реформы вооруженных сил, общая
направленность которых, по мнению министра обороны РФ, – создание
профессиональной армии постоянной боевой готовности, осуществляется и реформа
военного образования, которая направлена на подготовку кадров, обладающих
профессиональными компетенциями, творческим мышлением и инициативностью.
3
Стр.3
Таким образом, можно выделить противоречия:
между требованиями реформ по подготовке кадров «с творческим
мышлением и инициативностью» и недостаточной подготовкой к саморазвитию
будущих инженеров военных специальностей;
между потенциальными возможностями современных компьютерных
технологий в формировании профессиональной культуры будущих инженеров
военных специальностей и отсутствием специально разработанных форм, методов,
средств и условий реализации этих возможностей;
между возрастающей необходимостью изучения процессов «самости» в
военном образовании и недостаточностью педагогических исследований по развитию
творческой личности будущих инженеров военных специальностей.
Выявленные противоречия позволяют на теоретико-методологическом уровне
определить проблему исследования, которая состоит в выявлении форм, методов,
средств и педагогических условий развития профессиональной культуры в процессе
обучения будущих инженеров военных специальностей.
Необходимость разрешения этой проблемы позволила сформулировать тему
исследования: «Развитие профессиональной культуры в процессе обучения
инженеров военных специальностей».
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в военно-техническом
вузе.
Предмет исследования – развитие профессиональной культуры будущих
инженеров военных специальностей (на материале обучения общепрофессиональным
дисциплинам).
Цель исследования – теоретически обосновать, выявить и экспериментально
проверить педагогические условия развития профессиональной культуры в процессе
обучения будущих инженеров военных специальностей.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что эффективность развития
профессиональной культуры будущих инженеров военных специальностей находится
в прямой зависимости от уровня развития их «самости» и профессиональных
компетенций и связана с внедрением инновационных технологий в образовательный
процесс, на основе которых военное обучение становится более качественным, если:
организовать этот процесс как целенаправленную деятельность по
системному формированию инженерных профессиональных компетенций с
современных позиций технологического подхода;
использовать в обучении общепрофессинальным дисциплинам
компьютерные технологии;
целенаправленно отобрать и структурировать теоретические знания и умения
на развитие профессиональной культуры в процессе обучения путем специально
ориентированной и творчески организованной учебной деятельности;
внедрить в процесс обучения специально разработанную модель эффективного
развития профессиональной культуры будущих инженеров военных специальностей;
научно-методическое и технологическое обеспечение обучения будет
представлено как совокупность системы учебно-познавательных творческих заданий,
механизмов, процедур творческой учебной деятельности, средств диагностики.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были
сформулированы следующие задачи исследования:
4
Стр.4